Дело №2а-2207/2017
Строка стат.отчета 3.015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.07.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Спицына Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прилепиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО2 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным порядок регистрации объекта незавершенного строительства, об обязании произвести регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Беленов В.Ф. обратился в суд с настоящим иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, указав следующее.
В письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно отказано в регистрации не введенного в эксплуатацию жилого дома, кадастровый № по адресу: <адрес>. Отказ обоснован отсутствием дополнительных документов: разрешения на строительство и проекта.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Беленов В.Ф. обратился в суд с административным иском, по результатам рассмотрения которого решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25.08.2016 г. по делу № 2а-5496/2016 исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. решение отменено, в удовлетворении требований административного истца отказано, поскольку с заявлением о регистрации объекта незавершенного строительства в Управление Росреестра по Воронежской области не обращался, документов, содержащих необходимые сведения, не предоставлял.
Считая, что ответчик неправомерно применил порядок регистрации, не подлежащий применению к недвижимости с уникальными характеристиками, указанными в кадастровом паспорте, истец просит признать незаконным порядок регистрации объекта незавершенного строительства, обязать произвести регистрацию права собственности.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду сообщено не было. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, дело рассматривается в порядке главы 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, исследовав административное дело №2а-5496/2016, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. установлено, что 17.12.2015 года Беленов В.Ф. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации жилого дома кадастровый № по адресу: <адрес>.
Как усматривается из административного дела Ленинского районного суда г. Воронежа №2а-5496/2016 административным истцом в целях государственной регистрации права на объект недвижимости были поданы: заявление о государственной регистрации права, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 11.12.2015 года, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 23.04.2010 года.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года № 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (пункт 230).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 231).
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, предусмотренных Законом о регистрации (пункт 234).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержит описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (пункт 4).
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. установлено, Беленов В.Ф. в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не обращался, документов, содержащих необходимые сведения о незавершенном строительстве не представлял.
Согласно ответу АО «Воронежоблтехинвентаризация» от 13.01.2016 года № 35 объект, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 286, 4 кв.м. представляет собой жилой дом с количеством этажей 4 (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда) и не является объектом индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ответом отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа город Воронеж от 09.02.2016 года проектно-техническая документация в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта по указанному адресу в администрацию городского округа город Воронеж не предоставлялась, разрешение на строительство не выдавалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с учетом изложенного и пакета представленных на регистрацию документов, должностным лицом Управления Росреестра по Воронежской области было правомерно установлен правовой порядок экспертизы представленных документов, а также нормы права, предусматривающие порядок регистрации права собственности.
На основе представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и его должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Кроме того, суд при рассмотрении дела учитывает следующее обстоятельство.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, 1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, и пояснил сам истец в судебном заседании, уведомление о приостановлении регистрации он получил в январе 2016 года, а уведомление об отказе не позднее мая 2016 года. В суд с иском по настоящему делу он обратился 01.03.2017 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.
Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно оспорить постановления судебного пристава-исполнителя, суду не представлено. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным иском в рамках судебного разбирательства не заявлялось.
Суд критически оценивает довод административного истца о том, что, по его мнению, о нарушении своего права он узнал только при рассмотрении дела № 2а-5496/2016 Ленинского районного суда г. Воронежа, т.е. в декабре 2016 г., поскольку каких-либо препятствий по изменению предмета или оснований административного иска в рамках данного дела у него не было.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.А. Спицын
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №2а-2207/2017
Строка стат.отчета 3.015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.07.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Спицына Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прилепиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО2 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным порядок регистрации объекта незавершенного строительства, об обязании произвести регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Беленов В.Ф. обратился в суд с настоящим иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, указав следующее.
В письме исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно отказано в регистрации не введенного в эксплуатацию жилого дома, кадастровый № по адресу: <адрес>. Отказ обоснован отсутствием дополнительных документов: разрешения на строительство и проекта.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Беленов В.Ф. обратился в суд с административным иском, по результатам рассмотрения которого решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25.08.2016 г. по делу № 2а-5496/2016 исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. решение отменено, в удовлетворении требований административного истца отказано, поскольку с заявлением о регистрации объекта незавершенного строительства в Управление Росреестра по Воронежской области не обращался, документов, содержащих необходимые сведения, не предоставлял.
Считая, что ответчик неправомерно применил порядок регистрации, не подлежащий применению к недвижимости с уникальными характеристиками, указанными в кадастровом паспорте, истец просит признать незаконным порядок регистрации объекта незавершенного строительства, обязать произвести регистрацию права собственности.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду сообщено не было. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, дело рассматривается в порядке главы 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, исследовав административное дело №2а-5496/2016, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. установлено, что 17.12.2015 года Беленов В.Ф. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации жилого дома кадастровый № по адресу: <адрес>.
Как усматривается из административного дела Ленинского районного суда г. Воронежа №2а-5496/2016 административным истцом в целях государственной регистрации права на объект недвижимости были поданы: заявление о государственной регистрации права, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 11.12.2015 года, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 23.04.2010 года.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года № 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (пункт 230).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 231).
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, предусмотренных Законом о регистрации (пункт 234).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержит описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (пункт 4).
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 06.12.2016 г. установлено, Беленов В.Ф. в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не обращался, документов, содержащих необходимые сведения о незавершенном строительстве не представлял.
Согласно ответу АО «Воронежоблтехинвентаризация» от 13.01.2016 года № 35 объект, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 286, 4 кв.м. представляет собой жилой дом с количеством этажей 4 (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда) и не является объектом индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ответом отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа город Воронеж от 09.02.2016 года проектно-техническая документация в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта по указанному адресу в администрацию городского округа город Воронеж не предоставлялась, разрешение на строительство не выдавалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с учетом изложенного и пакета представленных на регистрацию документов, должностным лицом Управления Росреестра по Воронежской области было правомерно установлен правовой порядок экспертизы представленных документов, а также нормы права, предусматривающие порядок регистрации права собственности.
На основе представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и его должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Кроме того, суд при рассмотрении дела учитывает следующее обстоятельство.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, 1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, и пояснил сам истец в судебном заседании, уведомление о приостановлении регистрации он получил в январе 2016 года, а уведомление об отказе не позднее мая 2016 года. В суд с иском по настоящему делу он обратился 01.03.2017 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.
Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно оспорить постановления судебного пристава-исполнителя, суду не представлено. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным иском в рамках судебного разбирательства не заявлялось.
Суд критически оценивает довод административного истца о том, что, по его мнению, о нарушении своего права он узнал только при рассмотрении дела № 2а-5496/2016 Ленинского районного суда г. Воронежа, т.е. в декабре 2016 г., поскольку каких-либо препятствий по изменению предмета или оснований административного иска в рамках данного дела у него не было.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.А. Спицын
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.