дело № 2а-1707/2021 УИД 53RS0002-01-2021-002960-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Любытино Новгородской области 25 ноября 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи Арсеньевой Е.И.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Любытинского района Богданова Н.А.,
представителя административного ответчика ФИО6 М.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Любытинского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Любытинского муниципального района и обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Любытинского района Новгородской области обратился в суд с исковым заявлением, поданным в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Любытинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации, которое выразилось в нарушении требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части создания мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в деятельности администрации Любытинского муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Любытинского муниципального района по улице <данные изъяты> площадка и контейнеры, предназначенные для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта, не оборудованы.
Указанное бездействие нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и обеспечение утилизации твердых коммунальных отходов, а также способствует нарушениям при организации работы регионального оператора по предоставлению жилищно-коммунальной услуги жителям улицы <данные изъяты>.
Таким образом, администрация Любытинского муниципального района, имея реальную возможность соблюдения требований действующего законодательства, не приняла всех необходимых мер по их выполнению, чем нарушает права неопределенного круга лиц, как жителей п.Любытино, так и лиц, посещающих населенный пункт.
В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие Администрации Любытинского муниципального района, которое выразилось в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов с улицы <данные изъяты> Новгородской области. Обязать администрацию Любытинского района создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов по <данные изъяты> Новгородской области, в соответствии с п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Обязать администрацию Любытинского района сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд по истечению установленного срока исполнения.
В судебном заседании помощник прокурора Любытинского района Богданов Н.А. заявленные в административном иске требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО7 М.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании ст.15 СаНПиН от 28 февраля 2021 года 2.1.-34.21 после вступления его в силу появилась судебная практика, где говорится, что допускается сбор и удаление бестарным методом, то есть создание контейнерной площадки не является обязательным. В данном случае это территория поселения, установлен новый контейнер, вывоз ТБО осуществляется. В связи с чем, просит суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.11 ФЗ № 7-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа;
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13.4 ФЗ Федерального закона № 89-ФЗ реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) вывоз твердых коммунальных отходов это транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила) органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и норм СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Вышеназванные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления (п. СанПиН 2.1.3684-21).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судом установлено, что прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части создания мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в деятельности администрации Любытинского муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Любытинского муниципального района по улице <данные изъяты> площадка и контейнеры, предназначенные для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта, не оборудованы.
Указанное бездействие нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и обеспечение утилизации твердых коммунальных отходов, а также способствует нарушениям при организации работы регионального оператора по предоставлению жилищно-коммунальной услуги жителям улицы <данные изъяты>.
Доводы представителя ответчика о том, что создание контейнерной площадки не является обязательным, суд находит ошибочными, а административные исковые требования заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск заместителя прокурора Любытинского района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Любытинского муниципального района, которое выразилось в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов с улицы <данные изъяты> Новгородской области.
Обязать администрацию Любытинского района создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов по <данные изъяты> Новгородской области, в соответствии с п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Арсеньева
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2021 года.
Судья Е.И. Арсеньева