Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8584/2019 ~ М-8519/2019 от 03.12.2019

Дело № 10RS0011-01-2019-011447-87 (2а-8584/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.12.2019 г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием представителя административного соответчика – федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия»

Ю.Н. Харитоновой, действующей на основании доверенности от 19.12.2019 № 103

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова Данила Александровича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании незаконными решения от 09.10.2019 о призыве на военную службу,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов Данила Александрович (далее – административный истец, заявитель, военнообязанный) обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Петрозаводского городского округа (далее – призывная комиссия г. Петрозаводска) с требованиями о признании незаконным решения призывной комиссии г. Петрозаводска от 09.10.2019 (далее – решение от 09.10.2019, оспариваемое решение), которым он был признан годным к военной службе и призван на военную службу, полагая его нарушающим его права и законные интересы.

Определением от 03.12.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – Учреждение, военкомат Республики Карелия).

Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, просил о его рассмотрении в свое отсутствие.

Представитель Учреждения полагал требования не подлежащими удовлетворению.

Призывная комиссия г. Петрозаводска, извещенная о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела военнообязанного, его личные медицинские документы, суд приходит к следующим выводам.

Степанов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, состоящим на воинском учете и не пребывающим в запасе.

В отношении заявителя с учетом медицинских освидетельствований врачей-специалистов при первичной постановке на воинский учет 05.02.2014 установлена категория годности А-1 (годен к военной службе).

По результатам медицинского освидетельствования итоговыми заключениями врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию, от 19.05.2015 и от 23.11.2015 военнообязанный признавался годным к военной службе с установлением категории годности А-1, однако решениями призывной комиссии от 21.05.2015, 02.07.2015, 23.11.2015, 03.07.2019 ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу сроком до 31.08.2019.

Из медицинских документов военнообязанного усматривается, что при наблюдении в детской поликлинике по месту жительства у него в анамнезе имеется <данные изъяты>

Распоряжением Главы Республики Карелия от 20.09.2019 № 521-р (далее – распоряжение № 521-р) утверждены составы призывных комиссий в Республике Карелия для проведения в октябре-декабре 2019 года призыва граждан на военную службу, в том числе, призывной комиссии г. Петрозаводска, его основной состав (в который, среди прочих, были включены: Ачинович М.А. – секретарь комиссии, Гребенев М.П. – врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; Фомин П.С. – представитель службы занятости), резервный состав комиссии № 1 (в который, среди прочих, были включены: Стрелков А.А. – заместитель председателя комиссии, являющийся должностным лицом военного комиссариата, Хаяйнен С.А. – представитель органа, осуществляющего управление в сфере образования), резервный состав комиссии № 2 (в который, среди прочих, были включены: Тихомиров М.Д. – председатель комиссии, являющийся главным специалистом отдела специальных программ Администрации Петрозаводского городского округа, Белов Ю.А. – представитель органа внутренних дел).

До проведения медицинского освидетельствования заявителем 26.09.2019 в медицинских организациях государственной системы здравоохранения были проведены диагностические исследования, предусмотренные п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение № 565).

Кроме того, административный истец 27.09.2019 самостоятельно обратился к <данные изъяты>, который в ходе осмотра установил клинический диагноз <данные изъяты> и необходимость проведения <данные изъяты>

Результаты осмотра кардиолога от 27.09.2019 были представлены врачам-специалистам, включая терапевта, который отразил его в листе медицинского освидетельствования, указав, что более никаких исследований не проводилось и не назначалось, в связи с чем пришел к выводу о наличии у заявителя диагноза нейроциркуляторной астении по гипертоническому признаку, вне ухудшения, то есть заболевания, предусмотренного <данные изъяты> расписания болезней, и давшего заключение о его годности к военной службе с незначительными ограничениями.

С учетом установленного терапевтом диагноза, врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, было дано заключение о наличии у заявителя заболевания, относящегося к <данные изъяты> расписания болезни и об установлении ему категории годности Б-3.

В ходе заседания призывной комиссии г. Петрозаводска 09.10.2019 в составе: Тихомиров М.Д. – председатель комиссии, Стрелков А.А. – заместитель председателя комиссии, Ачинович М.А. – секретарь комиссии, членов комиссии Белова Ю.А., Хаяйнен С.А., Фомина П.С., и Гребенев М.П., являющегося врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, после доклада последнего о заключении о категории годности заявителя к военной службе, комиссией единогласно было принято оспариваемое решение.

Данное решение оформлено записью № 25/328 в протоколе № 7, которым у административного истца было признано наличие заболевания, предусмотренного <данные изъяты> расписания болезней, с установлением категории годности к военной службе Б-3 с признанием его годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу с предназначением в сухопутные войска. Указанное решение доведено до заявителя в момент его вынесении.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с жалобой на него в призывную комиссию Республики Карелия, по результатам рассмотрения которой принято решение об утверждении оспариваемого решения, оформленное записью № 8/256 в протоколе № 78 от 02.11.2019 (далее – решение от 02.11.2019).

Административный истец обратился с настоящим иском 02.12.2019.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, пояснениями лиц, участвующих в деле, и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку решением от 02.11.2019 оспариваемое решение было утверждено без внесения в него каких-либо изменений, притом что призыв заявителя на военную службу (с чем он связывает нарушение своих прав) осуществлен исключительно на основании решения призывной комиссии г. Петрозаводска, оснований для привлечения к участию в деле призывной комиссии Республики Карелия не имеется.

Проверяя соблюдения сроков обращения в суд, имея ввиду характер спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что установленный п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) срок обжалования оспариваемых решений не пропущен.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, а врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе, в том числе, по следующим категориям: Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями, В – ограниченно годен к военной службе, Г – временно не годен к военной службе.

При этом только в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением № 565.

Согласно пп. 1 и 3 Положения № 565 военно-врачебные комиссии только осуществляют контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при призыве на военную службу (пп. «в» п. 3), а также организуют и проводят контрольное обследование и повторное освидетельствование (в том числе по результатам независимой военно-врачебной экспертизы) (пп. «з» п. 3), но не осуществляют первичное обследование и освидетельствование граждан при призыве на военную службу.

Порядок осуществления обследования и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу регламентируется разделом II Положения № 565.

В силу п. 13 Положения № 565 организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения ряд обязательных диагностических исследований (п. 14 Положения № 565), само освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты (п. 15 Положения № 565), на основании заключений которых по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, дается заключение о годности к военной службе (п. 18 Положения № 565).

Только в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (п. 20 Положения № 565).

Соответственно, военно-врачебные комиссии лишь контролируют проведение обследования, лечения и освидетельствования граждан при призыве на военную службу (в том числе, посредством проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования), не осуществляя их первичное освидетельствование, организация которого возлагается на призывную комиссию, а проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию осуществляются военными комиссариатами.

При этом военно-врачебная экспертиза в отношении граждан, подлежащих призыву, проводится лишь при контрольном обследовании и повторном освидетельствовании (в том числе, в случае несогласия с результатами освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, и с учетом результатов независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574) (пп. «3» п. 3, абз. 5 п. 8, пп. 101-103 Положения № 565).

В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение № 663), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. При этом, лишь в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссариата направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно п. 1 расписания болезней он включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность граждане к военной службе призыве на военную службу – по I графе.

<данные изъяты>

<данные изъяты> расписания болезней <данные изъяты>

<данные изъяты>, является основанием для установления относящимся к графе I гражданам категории годности В;

<данные изъяты>

но лишь в случае, если <данные изъяты> подтверждена <данные изъяты> показателями, выявляемыми при <данные изъяты> в сочетании с анализом клинических проявлений заболевания.

Из имевшихся в распоряжении врачей-специалистов, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также призывной комиссии г. Петрозаводска медицинских документов, представленных военнообязанным, усматривается, что у военнообязанного диагностировался <данные изъяты>, в связи с чем ему рекомендовано <данные изъяты> эхокардиографии. Кроме того, ранее у него в анамнезе имелась <данные изъяты>.

Совокупность указанных обстоятельств, требовавших (как в силу прямого предписания <данные изъяты> расписания болезней, так и рекомендации кардиолога и согласно п. 20 Положения № 565) принятия призывной комиссией г. Петрозаводска решения о направлении заявителя в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (в том числе, в целях установления наличия или отсутствия у него <данные изъяты> и, при ее наличии – определения ее конкретного <данные изъяты>), с целью исключения нарушения взаимосвязанных положений п. 2 ст. 22, пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ и призыва заявителя на военную службу при наличии оснований для освобождения от призыва вследствие признания его ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Неисполнение административным ответчиком указанной обязанности повлекло нарушение прав заявителя (в том числе, в контексте охраны здоровья), в связи с чем с учетом взаимосвязанных положений пп. «б» и «в» п. 3, п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ является незаконными ввиду несоблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, а также вследствие не соответствия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем суд находит обоснованными заявленные требования о признания их незаконными.

Решая вопрос о порядке устранения допущенных нарушений (п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 КАС РФ), суд исходит из очевидной невозможности завершения обследования заявителя до окончания работы призывной комиссии, то есть до 31.12.2019 (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ), притом что его освидетельствование должно быть осуществлено в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абзац четвертый пункта 20 Положения № 565), в связи с чем полагает возможным ограничиться признанием незаконным оспариваемого решения.

При этом в настоящее время до проведения медицинского обследования принятие какого-либо решения об установлении конкретной категории годности к военной службе является очевидно преждевременным.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, следует отнести на ответчика.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г. Петрозаводска в отношении Степанова Данила Александровича от 09.10.2019 о призыве на военную службу, зафиксированное в протоколе заседания призывной комиссии Петрозаводского городского округа № 7 от 09.10.2019.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» в пользу Степанова Данила Александровича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 27.12.2019.

Срок подачи апелляционной жалобы – до 27.01.2020 включительно.

2а-8584/2019 ~ М-8519/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанов Данил Александрович
Ответчики
ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия»
призывная комиссия Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация административного искового заявления
03.12.2019Передача материалов судье
03.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020Дело оформлено
22.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее