Решение по делу № 2а-383/2019 от 21.05.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2019г. с.Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., с участием административного истца Абдуллаева Р.Ж., представителя административных истцов Мещерякова О.С., представителя административных ответчиков Кошмарева С.Ю., представителя заинтересованного лица Султановой А.К., при секретаре Дорошковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-383/2019 по административному исковому заявлению Ашенова ФИО13, Бейсова ФИО14, Абдуллаева ФИО15 к Совету муниципального образования «Аксарайский сельсовет», главе муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Бейсовой ФИО16 о признании незаконным действий (бездействий), устранении нарушений прав,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Ашенов Р.С., Бейсов З.М., Абдуллаев Р.Ж. обратились в суд с административном иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что в соответствии с Законом Астраханской области от 10 апреля 2018 г. №32/2018-ОЗ муниципальные образования «Степновский сельсовет» и «Село Малый Арал» преобразованы путем объединения в одно муниципального образование «Аксарайский сельсовет». В силу указанного закона первый глава вновь образованного муниципального образования избирается из состава представительного органа вновь образованного муниципального образования сроком на пять лет, исполняет полномочия председателя представительного органа вновь образованного муниципального образования первого созыва и осуществляет полномочия, установленные статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 15 июля 2018 г. на территории вновь образованного муниципального образования состоялись выборы представительного органа (Совета), на первом заседании которого 14 августа 2018 г. из числа депутатов был избран первый глава муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Бейсова С.Ж., которая одновременно была наделена полномочиями председателя представительного органа. Решением Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» от 16 октября 2018 г. №260 утверждена структура местной администрации, согласно которой исполнительно-распорядительный орган (администрация) возглавляет глава администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет». Устав муниципального образования «Аксарайский сельсовет» утвержден решением Совета только лишь 03 сентября 2018 г. № 10, в связи с чем на момент избрания первого главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» положения Устава не могли применяться и подлежат применению исключительно нормы Закона Астраханской области от 10 апреля 2018 г. №32/2018-О. Из официального сайта администрации муниципального образования, а также из анализа решений, принятых представительным органом поселения, распорядительных актов администрации, следует, что Бейсова С.Ж., являясь первым главой вновь образованного муниципального образования, в нарушение действующего законодательства одновременно исполняет полномочия главы администрации муниципального образования, чем нарушает их права и интересы, в том числе, право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации. О нарушении своего права истцам стало известно в апреле 2019 г., в связи с чем они обратились в Астраханский областной суд, полагая, что спор подлежит разрешению Астраханским областным судом, однако определением суда иск оставлен без движения, разъяснено им право обратиться в районный суд. Учитывая, что данное обстоятельство является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд, с учетом заявления в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просят восстановить срок для подачи настоящего административного иска, признать незаконным действие главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Бейсовой С.Ж. по исполнению ею полномочий главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет», обязать устранить допущенные нарушения, признать незаконным бездействие Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» по непринятию мер по назначению конкурса на должность главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет», обязать устранить допущенные нарушения.

Административные истцы Ашенов Р.С., Бейсов З.М. о времени и месте судебного разбирательства извещены в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, уполномочили доверенностью на представление своих интересов Мещерякова О.С..

Представитель административных истцов Мещеряков О.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам иска, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что первый глава вновь образованного муниципального образования, исполняя обязанности председателя представительного органа, не может одновременно исполнять обязанности главы администрации муниципального образования, поскольку Устав зарегистрирован после избрания главы муниципального образования, в связи с чем его действия не распространяются на отношения, возникшие до его утверждения и регистрации, указывают, что законом не предусмотрено право главы муниципального образования издавать муниципальный акт в форме постановления, определяющего его должностные обязанности.

Административный истец Абдуллаев Р.Ж. в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» и главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Бейсовой С.Ж. - Кошмарев С.Ю., действующий на основании доверенностей и ордера, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что истцами пропущен срок для обращения с настоящим иском в суд, доводы административных истцов основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку Устав и действующее законодательство не ограничивает право главы муниципального образования сельского поселения совмещать свою должность с должностью главы администрации муниципального образования, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Султанова А.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о следующем.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. (части 7 и 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

В судебном заседании установлено, что истцы обратились с настоящим административным иском в суд 21 мая 2019 г.. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что с аналогичными требованиями они обращались в Астраханский областной суд в установленные законом сроки 04 апреля 2019 г., поскольку администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» зарегистрирована в Реестре юридических лиц 26 декабря 2018 г., постановление № 3 от 09 января 2019 г. «О начале исполнения полномочий главы исполнительно-распорядительного органа МО «Аксарайский сельсовет» обнародовано с 09 января 2019 г. по 09 февраля 2019 г.. Требования истцов Астраханским областным судом оставлены без движения, предоставлен срок для исправления недостатков. 16 мая 2019 г. вышестоящей судебной инстанцией определение оставлено без изменения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим иском в суд истцами пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В судебном заседании установлено, что Законом Астраханской области № 32/2018-ОЗ от 10 апреля 2018 г. «О преобразовании муниципальных образований и административно - территориальных единиц «Село Малый Арал», «Степновский сельсовет»и внесении изменений в Закон Астраханской области «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района» и Закон Астраханской области «Об административно-территориальном устройстве Астраханской области» преобразованы путем объединения муниципальные образования «Село Малый Арал» и «Степновский сельсовет», входящие в состав муниципального образования «Красноярский район», в муниципальное образование «Аксарайский сельсовет».

Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего Закона – 22 апреля 2018 г..

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Структура органов местного самоуправления в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области № 32/2018-ОЗ от 10 апреля 2018 г. в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в установленный частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок установлено следующее:

1) представительный орган вновь образованного муниципального образования первого созыва состоит из 10 депутатов и избирается сроком на пять лет;

2) первый глава вновь образованного муниципального образования избирается из состава представительного органа вновь образованного муниципального образования сроком на пять лет, исполняет полномочия председателя представительного органа вновь образованного муниципального образования первого созыва и осуществляет полномочия, установленные статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 91 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» и на основании постановления избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» от 15 июля 2018 года №8/22 «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета МО «Аксарайский сельсовет» по многомандатному избирательному округу» члены избирательной комиссии постановили зарегистрировать десять депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» первого созыва.

Решением Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» № 2 от 14 августа 2018 г. главой вновь образованного муниципального образования избрана Бейсова С.Ж..

20 августа 2018 г. в отношении Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» в ЕГРЮЛ внесена запись о его создании.

Решением Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 10 от 18 сентября 2018 г. принят Устав муниципального образования, который обнародован путем его размещения на информационных стендах преобразованных администраций и официальном сайте администрации.

В судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области № 39 от 13 декабря 2018 г. утверждена структура администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет».

26 декабря 2018 г. в отношении администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в ЕГРЮЛ внесена запись о ее создании.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается, в том числе, представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава он исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статья 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, является необоснованной.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Астраханской области № 32/2018-ОЗ от 10 апреля 2018 г. вновь образованное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Устава муниципального образования «Аксарайский сельсовет» глава муниципального образования в соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возглавляет администрацию и исполняет полномочия председателя Совета муниципального образования.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что права истцов не нарушены, поскольку оснований полагать, что действия главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» по исполнению ею полномочий председателя Совета муниципального образования и главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации) не соответствуют Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Астраханской области № 32/2018-ОЗ от 10 апреля 2018 г. либо Уставу муниципального образования, не имеется. Соответственно, отсутствуют основания для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав истцов со стороны ответчиков судом не установлены, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуюсь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Ашенову ФИО13, Бейсову ФИО14, Абдуллаеву ФИО15 срок для подачи настоящего иска.

В удовлетворении требований Ашенова ФИО13, Бейсова ФИО14, Абдуллаева ФИО15 о признании незаконным действие главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области Бейсовой ФИО16 по исполнению ею полномочий главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет, обязании устранить допущенные нарушения - отказать.

В удовлетворении требований Ашенова ФИО13, Бейсова ФИО14, Абдуллаева ФИО15 о признании незаконным бездействие Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» по непринятию мер по назначению конкурса на должность главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет», обязании устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июня 2019 г..

Судья ЗОТОВА Н.А.

2а-383/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдуллаев Рафик Жуманянович
Бейсов Зейнетулла Мукаримович
Ашенов Ринат Сериккалиевич
Ответчики
АМО Красноярский район
глава АМО Аксарайский сельсовет Бейсова С.Ж.
Совет МО Аксарайский сельсовет
Другие
Мещеряков Олег Станиславович
Суд
Красноярский районный суд Астраханской области
Судья
Зотова Н.А.
Дело на странице суда
krasnoyarsky.ast.sudrf.ru
21.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
24.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2019Подготовка дела (собеседование)
31.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2019Судебное заседание
13.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Дело оформлено
22.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее