Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-287/2016 ~ М-170/2016 от 18.04.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Большая Мурта 13 мая 2016 года

Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:

судьи Демидовой С.Н.,

с участием заместителя прокурора Большемуртинского района Красноярского края Потаенкова Е.А,

представителя ответчика – АО «Свинокомплекс «Красноярский» Симченко А.Г.,

при секретаре Коровенковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Свинокомплекс «Красноярский» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Свинокомплекс «Красноярский» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский» в период с 05 февраля 2016 года по 14 марта 2016 года было установлено, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» является источником образования отходов, как на стадии строительства, так и в процессе его эксплуатации. Согласно рабочему проекту в период строительства комплекса предусмотрено образование отходов 4 и 5 классов опасности 13 видов, при эксплуатации объектов свинокомплекса образуется 16 видов отходов 1-5 классов опасности. В целях соблюдения действующих норм и правил в сфере обращения с отходами на период строительства и в период эксплуатации проектом предусматривается: осуществление раздельного сброса образующих отходов, оборудование мест временного накопления отходов в соответствии с действующими требованиями, транспортировка отходов с промплощадки специальным автотранспортом, заключение договоров на передачу отходов для переработки или размещение. Вместе с тем, нормативно-разрешенная документация, регламентирующая деятельность АО «Свинокомплекс «Красноярский» в области обращения с отходами (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов, паспорта опасных отходов), отсутствует.

Для ответчика в установленном законом порядке не определено, какие конкретно отходы и в каком количестве свинокомплекс имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является незаконной.

Просит суд обязать АО «Свинокомплекс «Красноярский» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Большемуртинского района Потаенков Е.А. поддержал исковые требования, обосновывал вышеизложенными доводами.

В судебном заседании представитель ответчика - АО «Свинокомплекс «Красноярский» Симченко А.Г. исковые требования признала частично, пояснила, что шести месяцев недостаточно для разработки проекта и передачи его на утверждение. АО «Свинокомплекс «Красноярский» заключил договор с ООО «Центр экологических разработок и аудита», по которому последний обязался разработать паспорта отходов I-IV классов опасности, расчет класса опасности отходов для окружающей природной среды, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и согласовать паспорт и проект в компетентных надзорных органах. Данные работы будут ориентировочно выполнены в срок март-апрель 2017 года. Длительность срока выполнения работ обусловлена тем, что работы должны выполняться поэтапно и зависят от ряда обстоятельств: предоставление исходных данных, проведение инвентаризации, паспортизации, согласование паспортов и проекта. Учитывая сложность, поэтапность и длительность проведения работ, просила предоставить срок для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и передачи указанного проекта на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю до 01 апреля 2017 года.

Выслушав заместителя прокурора Потаенкова Е.А., представителя ответчика Симченко А.Г., исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования Красноярского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.Порядокпаспортизации отходов и типовыеформыпаспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии справиламиинвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии сметодическими указаниямипо их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» зарегистрировано в качестве юридического лица и расположено по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, пгт. Большая Мурта, ул. Октябрьская, здание 93, строение 2. АО «Свинокомплекс «Красноярский» - свиноводческий комплекс производственной мощью 213 тыс. голов свиней, объемом производства 18,2 тыс. тонн мяса свинины в убойном весе в год, в живом весе 24,5 тыс. тонн. Предприятие является полносистемным: производственный цикл включает выращивание молодняка, производство поросят весом 30-32 кг и откорм свиней до живой массы 110 кг.

03 марта 2016 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю составлена справка по итогам участия в проведении проверки АО «Свинокомплекс «Красноярский» в период с 05 февраля 2016 года по 03 марта 2016 года в части соблюдения природоохранного законодательства, из которой следует, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» является источником образования отходов, как на стадии строительства, так и в процессе эксплуатации. В период строительства комплекса предусмотрено образование отходов 4 и 5 классов опасности 13 видов, при эксплуатации объектов свинокомплекса образуется 16 видов отходов 1-5 классов опасности. В целях соблюдения действующих норм и правил в сфере обращения с отходами на период строительства и в период эксплуатации проектом предусматривается: осуществление раздельного сброса образующих отходов, оборудование мест временного накопления отходов в соответствии с действующими требованиями, транспортировка отходов с промплощадки специальным автотранспортом, заключение договоров на передачу отходов для переработки или размещение. Наибольший объем среди образующих отходов приходится на вид отхода «навоз свиней свежий» - 266374,15 куб.м/год. В производственных зданиях для удаления навозных стоков предусмотрена общесплавная канализация. После накопления навоза в навозных ваннах навозная масса через канализационные насосные станции по напорному трубопроводу подаются в пруды-накопители (лагуны), которые служат для карантирования (обезвреживания) навоза. Для каждой репродукторной фермы предусмотрено 8 прудов-накопителей открытого типа, которые располагаются на двух площадках. Выгрузка обеззараженной фракции навоза после 12 месячной выдержки в пруде-накопителе осуществляется в качестве удобрения на поля, предназначенные для выращивания кормовых культур.

В настоящее время завершены строительством и эксплуатируются по 6 прудов репродукторных ферм, заполнены 2 пруда откормочной фермы. В связи с неготовностью канализационных сетей от убойного цеха в действующий пруд-накопитель откормочной фермы на момент проверки транспортировались передвижным транспортом жидкие отходы из указанного цеха. При транспортировании допускаются розливы отходов на грунт, при сливе отходов в пруд отмечен факт попадания их под изолирующий слой (пленку).

В результате данной проверки были выявлены нарушения АО «Свинокомплекс «Красноярский» обязательных требований, установленных законодательством РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно:

- в нарушение ст.ст. 11, 12, 14, 15 и 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» АО «Свинокомплекс «Красноярский» не имеет нормативно-разрешительной документации, регламентирующей деятельность в области обращения с отходами (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов, паспорта опасных отходов). Не выполнено отнесение отходов к конкретному классу опасности.

- в нарушение ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» АО «Свинокомплекс «Красноярский» не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

- в нарушение ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» АО «Свинокомплекс «Красноярский» допускается загрязнение почвы при транспортировании жидких отходов.

Из объяснений директора АО «Свинокомплекс «Красноярский» Павлюка В.В. следует, что в процессе интенсивного строительства объектов АО «Свинокомплекс «Красноярский» в течение 2015 года проведение инвентаризации и паспортизации отходов не представилось возможным ввиду постоянного увеличения наименований отходов. В настоящее время завершается строительство основных объектов производства, в связи, с чем предприятием принимаются все необходимые меры для устранения нарушений требований природоохранного законодательства: заключен договор со специализированной проектной организацией по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, включая инвентаризацию и паспортизацию отходов I-IV класса опасности, а также заключен договор на разработку и согласование данного проекта в контрольно-надзорных органах. Разработка и согласование разрешительной проектной документации по обращению с отходами производства и потребления занимает длительный период времени.

В судебном заседании установлено, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» не исполняются надлежащим образом требования природоохранного законодательства по ведению нормативно-разрешительной документации, регламентирующей деятельность свинокомплекса в области обращения с отходами (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов, паспорта опасных отходов). Данное обстоятельство представителем АО «Свинокомплекс «Красноярский» в судебном заседании не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, на основании исследованных судом материалов дела в совокупности с правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в области природоохранного законодательства, учитывая, что до настоящего времени нарушения природоохранного законодательства в части отсутствия нормативно-разрешительной документации, регламентирующей деятельность в области обращения с отходами, ответчиком не устранены, несоблюдение ответчиком требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.

С учетом длительности осуществления работ по разработке данного проекта, необходимости его утверждения, суд полагает установить ответчику срок до 01 марта 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Свинокомплекс «Красноярский» в срок до 01 марта 2017 года разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Демидова

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-287/2016 ~ М-170/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор Ткаченко Р.Н.
Ответчики
АО Свинокомплекс Красноярский
Суд
Большемуртинский районный суд Красноярского края
Судья
Демидова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
murta--krk.sudrf.ru
18.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2016Передача материалов судье
18.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017Дело оформлено
20.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее