63RS0№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Дружининой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия С. <адрес> к Департаменту Градостроительства г.о. Самара о понуждении исполнить обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту Градостроительства г.о. Самара о понуждении исполнить обязательства, указав, что здание по адресу: <адрес>, уточненный адрес: <адрес>А. Толстого, 31-33, литеры А,Б,В является объектом культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.» на основании Постановления Совмина Р. от 04.12.1974 № дополнении и частичном изменении Постановления Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Р.».
В соответствии с распоряжением руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия С. <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ № должностными лицами управления ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка режима использования и обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.».
В ходе проверки было зафиксировано аварийное состояние объекта, обрушение перекрытий. Частичное обрушение кровли. Вскрытие до дранки сохранившихся перекрытий. Отсутствие оконных и дверных заполнений. Отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасадов объекта и внутренних помещений. Повреждение и частичная утрата аутентичных элементов интерьера: плитки, паркета, витражей, чугунных ограждений внутренней лестницы, элементов лепного декора. Повреждение и частичная утрата декоративных элементов фасадов объекта.
В соответствии с выписками из ЕГРН собственником объекта культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.» является Департамент градостроительства городского округа Самара.
Постановлением С. районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства городского округа Самара был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Департаменту градостроительства городского округа Самара по результатам проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ №(исх.) 43/3673.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка исполнения пунктов 1,2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ №(исх.) 43/3673, в результате которой была зафиксировано, что не выполнены пункты 1, 2 предписания, а именно:
- не приняты меры по возврату расхищенных элементов интерьера (чугунных ограждений внутренней лестницы), а именно обращение с соответствующим заявлением в уполномоченные по розыску органы с целью возвращения элементов интерьера, выявления и наказания виновных лиц;
- не проведены первоочередные консервационные работы в соответствии с разработанной и согласованной документацией.
В управлении есть данные о согласованной научно-проектной документации по устройству первоочередных противоаварийных мероприятий объекта, заказчиком данной документации является Департамент градостроительства городского округа Самара.
Однако по настоящее время собственником объекта не предпринято мер по восстановлению и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 1,5 года со дня вступления в законную силу решения суда провести противоаварийные и консервационные мероприятия в соответствии с научно-проектной документацией по адресу: <адрес>А. Толстого, 31-33, литеры А,Б,В, в целях недопущения разрушения объекта культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.».
В судебном заседании представитель истца Обухова М.Г., действующая на основании доверенности, поддержала требования по приведенным выше основаниям.
Представитель ответчика, действующая по доверенности Кочергина Л.В., иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара, действующая по доверенности Володина М.В., просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
От третьего лица - Администрации Г. С. <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель третьего лица – Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещалиьянадлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как установлено ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона №З-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст. 47.3 Федерального закона №З-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны, в том числе:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и Поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Из материалов дела следует, что здание по адресу: <адрес>А. Толстого, 31-33, литеры А,Б,В является объектом культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.» на основании Постановления Совмина Р. от ДД.ММ.ГГГГ № дополнении и частичном изменении Постановления Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Р.».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» управлением проведены мероприятия по контролю за состоянием Объекта.
В ходе проверки было зафиксировано аварийное состояние объекта, обрушение перекрытий. Частичное обрушение кровли. Вскрытие до дранки сохранившихся перекрытий. Отсутствие оконных и дверных заполнений. Отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасадов объекта и внутренних помещений. Повреждение и частичная утрата аутентичных элементов интерьера: плитки, паркета, витражей, чугунных ограждений внутренней лестницы, элементов лепного декора. Повреждение и частичная утрата декоративных элементов фасадов объекта.
В соответствии с выписками из ЕГРН собственником объекта культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.» является муниципальное образование - городской округ Самара.
Приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара № от 12.12.2017г. указанный объект культурного наследия закреплен на праве оперативного управления за Департаментом Градостроительства г.о.Самара.
Этим же приказом на Департамент градостроительства г.о.Самара возложено обязательство выполнять установленные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «б объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» требования в отношении объектов культурного наследия федерального значения.
Постановлением С. районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства городского округа Самара был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, т.е. за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Департаменту градостроительства городского округа Самара по результатам проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ №(исх.) 43/3673.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная проверка исполнения пунктов 1,2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ №(исх.) 43/3673, в результате которой была зафиксировано, что не выполнены пункты 1, 2 предписания, а именно:
- не приняты меры по возврату расхищенных элементов интерьера (чугунных ограждений внутренней лестницы), а именно обращение с соответствующим заявлением в уполномоченные по розыску органы с целью возвращения элементов интерьера, выявления и наказания виновных лиц;
- не проведены первоочередные консервационные работы в соответствии с разработанной и согласованной документацией.
Бездействия Департамента Градостроительства г.о.Самара, осуществляющего полномочия собственника объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <адрес>А. Толстого, 31-33, литеры А,Б,В, выражается в невыполнении мероприятий по его сохранению, что влечет за собой утрату объекта.
Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, о том, что отсутствуют правовые основания для несения Департаментом расходов по сохранению вышеобозначенного объекта культурного наследия, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу статьи 33 Закона №-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Согласно статье 41 Закона №-Ф3 - консервация объекта культурного наследия - научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, изложен в статье 45 Закона №-Ф3.
Положениями пункта 11 статьи 47.6 Закона №-Ф3 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона №-Ф3 лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом №-Ф3, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Таким образом, в силу статей 47.2, 47.3 и 47.6 Закона№-Ф3 именно собственник или иной законный владелец ( включая лицо, которому объект передан на праве оперативного управления) объекта культурного наследия обязаны обеспечивать сохранность объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации отнесены исключительно к федеральной собственности.
Как установлено судом из материалов дела, спорный объект культурного наследия федерального значения находится в собственности муниципального образования г.о. Самара и в соответствии с Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № закреплен за Департаментом градостроительства г.о. Самара на праве оперативного управления.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него обязанности по его содержанию.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешительных источников.
При таких обстоятельствах, Департамент градостроительства г.о. Самара является надлежащим ответчиком по делу. Отсутствие охранного обязательства в отношении спорного объекта культурного наследия не освобождает ответчика от обязательств по его сохранению, установленных законом №73-ФЗ в силу самого статуса объекта.
Доводы третьего лица Администрации г.о. Самара в части исковых требований об отсутствии финансирования из областного бюджета на выполнение неотложных консервационных работ не могут являться основанием для освобождения Департамента градостроительства г.о. Самара от возложенной на него законом прямой обязанности по сохранению и содержанию объекта культурного наследия, принадлежащего ему на праве оперативного управления, поскольку обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества.
Также довод ответчика о том, что нормы действующего законодательства не предусматривают такой вид защиты нарушенного права, как проведение противоаварийных и консервационных мероприятий в отношении объекта культурного наследия, является несостоятельным, поскольку такой вид защиты представляет собой разновидность такого пути защиты прав, как присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что до настоящего времени указанные выше нарушения ответчиком не устранены, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное, спорный объект культурного наследия находится в федеральной собственности, сведения об исключении спорного объекта из реестра объектов культурного наследия, и отчуждении/передачи объекта недвижимости в материалы дела не представлены, аварийное состояние спорного объекта культурного наследия подтверждено материалами проверки, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия С. <адрес> удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 1,5 лет со дня вступления в законную силу решения суда провести противоаварийные и консервационные мероприятия в соответствии с научно-проектной документацией по адресу: <адрес>А. Толстого, 31-33, литеры А,Б,В, в целях недопущения разрушения объекта культурного наследия федерального значения «Здание реального училища, где учились в 1882-1889 гг. революционер Кржижановский Г. М. и в 1897-1901 гг. писатель Толстой А. Н.».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в С. областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.А. Наточеева