Дело № 2-656/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Закидальского Д.Е.,
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием прокурора Щербина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 11 декабря 2018 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», администрации муниципального образования сельского поселения «Тракт», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов и рекультивацию земель,
установил:
Прокурор Княжпогостского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», администрации муниципального образования сельского поселения «Тракт», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов и рекультивацию земель. В обоснование иска указано, что в ходе проверки установлено, что в нарушении требований законодательства на территории п. Чернореченский (сельское поселение «Тракт» Княжпогостского района) несанкционированно размещены отходы производства и потребления, относящиеся к IV –V классам опасности для окружающей среды: возле дома № 26 по ул. Центральной (координаты 62°45'31,3" с.ш., 51°28'53,7"в.д.), общей площадью 75 кв.м, и возле дома № 31а по ул. Центральной (координаты 62°45'26,3" с.ш., 51°28'58,4" в.д.), общей площадью 29 кв.м. Использование указанных участков земель под свалку и непринятие мер по ее ликвидации приводит к нарушению требований земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, что послужило поводом для обращения прокурора в суд.
Определением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13.11.2018 принято уточнение исковых требований прокурора Княжпогостского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на администрацию МО СП «Тракт» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также по произведению рекультивации земель на данном участке в срок до 01.12.2018.
В судебном заседании прокурор Щербина Р.А. исковые требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил исковые требования в части увеличения срока возложения на администрацию МО СП «Тракт» обязанности по проведению рекультивации земель до 01.06.2019.
Представитель администрации МО СП «Тракт» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебном заседании 13.11.2018 представитель администрации Клочко М.М. с исковыми требованиями с учетом уточнений не согласился, поскольку у сельского поселения отсутствует достаточное финансирование бюджета для ликвидации свалки, полагая, что такая обязанность лежит на других ответчиках, лишь при участии администрации сельского поселения, представил отзыв.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Княжпогостского комитета по охране окружающей среды Пудова Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения.
Представитель администрации МР «Княжпогосткий» в судебном заседании не участвует, юридическое лицо о месте и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющихся в деле доказательствах при данной явке.
Выслушав прокурора и представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Княжпогостского комитета по охране окружающей среды, изучив материалы дела, учетное дело, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон).
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 7 указанного Закона ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Указанные положения корреспондируются в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов в силу пункта 14 части 1 статьи 15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, и данная обязанность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой Княжпогостского района Республики Коми проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования сельского поселения «Тракт», в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства на территории п. Чернореченский несанкционированно размещены отходы производства и потребления. Земельные участки, на которых расположены твердые коммунальные отходы, под указанные цели не выделялись.
Из материалов дела следует, что в соответствии с плановым (рейдовым) заданием Княжпогостского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 03.08.2018 № 30-кня-эко на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории сельского поселения «Тракт» (п. Чернореченский) муниципального образования муниципального района «Княжпогостский», 08.08.2018 проведено обследование территории сельского поселения «Тракт» (п. Чернореченский), с целью предупреждения, выявления и пресечения несанкционированного природопользования: самовольной добычи ОПИ; несанкционированного (самовольного) размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с актом осмотра, обследования территории от 08.08.2018 № 30-кня-эко, составленным Княжпогостским районным комитетом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, составленным по результатам обследования территории, были установлены места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории п. Чернореченский: возле дома № 26 по ул. Центральной, состоящее из 1 свалки и 1 навала крупногабаритных отходов из жилищ, отходов от строительных и ремонтных работ, отходов пластика, полиэтилена, картона, жестяных, стеклянных бутылок, банок, отработанных автомобильных шин и прочих отходов, которые размещены непосредственно на земле (координаты 62°45'31,3" с.ш., 51°28'53,7"в.д.), общей площадью 75 кв.м, и возле дома № 31а по ул. Центральной, состоящее из 2 навалов крупногабаритных отходов из жилищ, несортированного мусора от сноса и разборки зданий, отходов пластика, полиэтилена, картона, жестяных, стеклянных бутылок, банок и прочих отходов, которые размещены непосредственно на земле (координаты 62°45'26,3" с.ш., 51°28'58,4" в.д.), общей площадью 29 кв.м. Перечисленные отходы относятся к IV –V классам опасности для окружающей среды.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что несанкционированная свалка расположена на административной территории муниципального образования сельского поселения «Тракт» муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».
Факт нахождения несанкционированной свалки на территории сельского поселения «Тракт» подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в том числе ответом администрации МО МР «Княжпогостский» от 27.08.2018, письмом администрации МО МР «Княжпогостский» главе СП «Тракт» от 24.08.2018, а также фотоматериалами.
Согласно пункту 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, следует, что собственником отходов признается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Довод представителя администрации сельского поселения «Тракт» о том, что полномочия по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов являются общими для администрации сельского поселения «Тракт» и для администрации МО МР «Княжпогостский», является несостоятельным. Законом Республики Коми от 27.11.2014 № 148-РЗ вопросы участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми.
При этом суд учитывает, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика, как органа местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные на него законом обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.
На основании части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
С учетом изложенного суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Ссылка ответчика на использование законодателем формулировки «участие», не может быть сведено к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления в силу положений Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Доводы ответчика об отсутствии у сельского поселения «Тракт» денежных средств на исполнение возложенных обязанностей по собору и транспортированию твердых бытовых отходов подлежат отклонению на основании следующего. В силу статьи 2 Закона Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ финансирование расходов по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, установленных частью 1 статьи 1 настоящего Закона, производится за счет передачи в бюджеты сельских поселений налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего муниципального района в Республике Коми, - по нормативу 1,3%.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд с учетом требований разумности и справедливости находит разумным заявленный прокурором срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Тракт» осуществить организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенных на территории п. Чернореченский: возле дома № 26 по ул. Центральной (координаты 62°45'31,3" с.ш., 51°28'53,7"в.д.), общей площадью 75 кв.м, и возле дома № 31а по ул. Центральной (координаты 62°45'26,3" с.ш., 51°28'58,4" в.д.), общей площадью 29 кв.м., а также произвести рекультивацию земель на данных участках в срок до 01.06.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме – 14 декабря 2018 года.
Судья Д.Е. Закидальский