Решение по делу № 12-16/2019 от 29.04.2019

Дело № 12-16/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

«19» июня 2019 г. г. Мышкин

Судья Мышкинского районного суда Ярославской области Акутина Н.Ю.,

при секретаре Дворновой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Козлова В.Б. по доверенности Смирнова В.В. на постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области окружающей среды Андриановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области окружающей среды Андриановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.Б. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. В постановление указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.Б. допустил нарушение установленного режима особой охраны территории Государственного природного заказника (далее ГПЗ) «Верхне-Волжский» в <адрес>, выразившееся в том, что на территории заказника на принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми <адрес> и возвел и эксплуатирует жилой дом, хозяйственные постройки и другие сооружения (индивидуальный жилой дом, забор из металлического профиля). Указанными действиями нарушил ст. 59 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 16.1 Положения о заказнике «Верхне-Волжский», утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014 г. № 977-п, п.п. 1.7, 1.8 и 1.11 Постановления Правительства ЯО от 27.09.2012 г. № 981-п «Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области» и. ч. 5 ст. 5 Закона Ярославской области от 28.12.2015 г. № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области».

На постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подана жалоба представителем Козлова В.Б. по доверенности Смирновым В.В.. Доводы жалобы сводятся к тому, что в момент образования в ДД.ММ.ГГГГ ГПЗ «Верхне-Волжский» были выработаны основные направления деятельности заказника, расположенного на указанной территории, представляющей ценность в интересах охраны объектов окружающей среды. Однако за период его существования произошли существенные изменения качественных характеристик территории в результате деятельности человека, в том числе длительным осуществлением сельскохозяйственной деятельности СПК <данные изъяты> которые привели к необратимым изменениям, впоследствии которых часть территорий, в том числе и принадлежащие Козлову В.В. земельные участки с кадастровыми и потеряли свою ценность и значимость в интересах охраны окружающей среды и не могут считаться таковыми по сути. При чем к данному воздействию Козлов В.Б. не причастен. Согласно сведениям ЕГРН указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования – для дачного строительства, т.е. на них может осуществляться деятельность по дачному строительству, ведению дачного хозяйства, связанного с культивированием и выращиванием растений, кустарников и деревьев. На момент строительства объектов недвижимости иных запретов и обременений не имелось. Должностным лицом административного органа не представлены доказательства (специальная экологическая экспертиза), что принадлежащие Козлову В.Б. земельные участки могут быть использованы в целях, для которых создавался ГПЗ «Верхне-Волжский». Наличие у Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО документов, подтверждающих отнесение земельных участков Козлова В.Б. к особо охраняемой территории (далее ООПТ), без проведения экологической экспертизы, подтверждающей ценность земельных участков после их длительной урбанизации, не подтверждает их природоохранный статус. В материалах отсутствуют сведения, подтвержденные документально, о негативном воздействии Козлова В.Б. на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности, что свидетельствует о недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении действий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, имеется жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ кадастровый , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, что является подтверждением законности постройки указанного жилого дома, т.к. Положение о ГПЗ «Верхне-Волжский» утверждено Постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014 г. -п и, соответственно, не может быть применимо к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу. В материалах отсутствует информация о недобросовестности приобретения права собственности Козлова В.Б. на жилой дом и земельные участки. К материалам проверки, послужившим основанием для привлечения Козлова В.Б. к административной ответственности, не приобщены распоряжение или приказ о проведении проверки с полномочиями лиц, ее проводивших, отсутствует ссылка на основание такой проверки, ее цели и задачи, не приложены акты выноса границ ГПЗ «Верхне-Волжский» на местности, что не позволяет установить, как лица, проводившие проверку, установили, что земельные участки Козлова В.Ю. расположены в границах ГПЗ. В материалах дела также имеются процессуальные неточности, ошибки. Он просил отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения, отсутствия состава административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, наличия существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В судебном заседании представитель заявителя Козлова В.Б. Смирнов В.В., выступающий по доверенности, поддержал доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по указанным в ней основаниям.

Старший государственный инспектор <адрес> в области окружающей среды Андрианова О.А. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы представителя Козлова В.Б. Смирнова В.В.. Она представила письменные возражения на жалобу и пояснила в судебном заседании, что территория ГПЗ «Верхне-Волжский» относится к таковой в силу ее наделения этим статусом нормативным правовым актом ЯО и не требует иного подтверждения. Режим и правила охраны использования территории ГПЗ установлены положениями действующего законодательства РФ об ООПТ, в том числе ЗК РФ, ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которыми установлен прямой запрет на осуществление хозяйственной деятельности на территории ООПТ. Поэтому довод заявителя, что впервые запрет на строительство введен только с принятием Положения о ГПЗ «Верхне-Волжский», не состоятелен. При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что принадлежащие Козлову В.В. земельные участки с кадастровыми и находятся в границах ГПЗ «Верхне-Волжский», что подтверждается сведениями информационного ресурса Росреестра «Публичная кадастровая карта», и на них ведется хозяйственная деятельность. Поэтому основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя Козлова В.Б. Смирнова В.В. и старшего государственного инспектора ЯО в области окружающей среды Андрианову О.А., оценив письменный отзыв по делу ст. государственного инспектор ЯО в области окружающей среды Андриановой О.А., и проверив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

ФЗ РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. В силу п. г ч. 1 ст. 2 указанного ФЗ государственные природные заказники отнесены к особо охраняемым природным территориям. Раздел V ФЗ посвящен государственным природным заказникам (ГПЗ), которыми являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч. 1 ст. 22 ФЗ).

Ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ определяет режим особой охраны территорий государственных природных заказников, согласно которой на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч. 1). Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч. 2). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (ч. 3). Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (ч. 5).

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях ГПЗ следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений о ГПЗ.

Постановлением Правительства ЯО от 27.09.2012 г. № 981-п утвержден Порядок создания, реорганизации и управления особо охраняемых природных территорий регионального значения в <адрес>. На основании п. 1.8 Положения в границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами <адрес>. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в границах ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом (п. 1.9).

Постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014 г. № 977-п утверждено Положение о заказнике «Верхне-Волжский». Согласно п. 8 Положения заказник образован в соответствии с распоряжением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 28.06.1963 г. № 381 и функционирует в соответствии с постановлением Правительства области от 01.07.2010 г. № 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» и Положением. Заказник образован без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей (п. 9).

Постановлением Правительства ЯО от 03.10.2014 г. № 977-п отменено постановление Администрации ЯО от 15.12.2003 г. № 247, которым было утверждено Положение о государственном заказнике «Верхне-Волжский». Согласно п. 1.2 Положения от 15.12.2003 г. заказник образован в соответствии с распоряжением исполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 28.06.1963 г. № 381. Учреждение заказника не влечет за собой изъятие занимаемого им земельного участка у землепользователей и собственников земли (п. 1.6). Заказник осуществляет свою деятельность в соответствии с природоохранным законодательством РФ и настоящим Положением (п. 1.8). Заказник расположен в <данные изъяты> округах <адрес>, указано описание его границ и площадь 15,7 тыс. га(п. 1.9).

Согласно п. 16 Положения о заказнике «Верхне-Волжский» от 03.10.2014 г. № 977-п установлен режим особой охраны территории заказника, запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории заказника, охраняемых природных объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания заказника, в том числе предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания заказника; разработка и распашка земель дополнительно к существующим площадям (за исключением участков для посева кормовых полей); предоставление земельных участков для коллективного садоводства, огородничества, индивидуального дачного и жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена разрешенного вида использования для указанных целей; любые виды хозяйственной деятельности и иного природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству охраняемых видов охотничьих животных и д.р. (п. 16.1). Ранее режим заказника устанавливался п. 2.2 Положения о государственном заказнике «Верхне-Волжский» от 15.12.2003 г..

Из материалов дела следует, что Козлов В.Б. является собственником двух земельных участков с кадастровыми и , расположенными по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. Данные земельные участки расположены в границах ООПТ - ГПЗ «Верхне-Волжский», что подтверждается сведениями информационного ресурса Росреестра «Публичная кадастровая карта».

В ходе рейдового осмотра территории ДД.ММ.ГГГГ и анализа полученных по результатам осмотра объективных данных сотрудниками Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО установлено, что Козловым В.Б. допущено нарушение установленного режима на территории государственного природного заказника (ГПЗ) «Верхне-Волжский», что выразилось в осуществлении на территории заказника на принадлежащих ему земельных участках хозяйственной деятельности (возведение и эксплуатация жилого дома, хозяйственных построек и забора из металлического профиля) без предварительного выделения зоны ограниченного хозяйственного использования, что свидетельствует о нарушении им ст. 59 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 16.1 Положения о заказнике «Верхне-Волжский» от 03.10.2014 г., п.п. 1.7, 1.8 и 1.11 Постановление Правительства ЯО от 27.09.2012 г. № 981-п «Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области» и. ч. 5 ст. 5 Закона ЯО от 28.12.2015 г. № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области».

Фактические обстоятельства дела, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в том числе вина Козлова В.Б. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: служебной запиской о работе по выявлению объектов хозяйственной деятельности в границах ООПТ регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при составлении которого представитель Козлова В.Б. Козлова Н.В., выступающая по доверенности, не оспаривала наличие на обоих земельных участках металлического ограждения, а на земельном участке с кадастровым и жилого дома, сведениями Публичной кадастровой карты. Наличие на земельном участке с кадастровым жилого дома не оспаривал в судебном заседании и представитель Козлова В.Б. Смирнов В.В..

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оценив имеющиеся доказательств в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Козлова В.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Козлова В.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не усматривается. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в постановлении должностного лица в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, является формальным, и для его наличия достаточно установления самого факта нарушения установленного режима на территории национального парка, при этом не требуется наступление каких-либо вредных последствий.

Суд учитывает, что заказник «Верхне-Волжский» образован в соответствии с распоряжением исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации ЯО от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о государственном заказнике «Верхне-Волжский», описаны его границы и установлен режим. Уже на момент приобретения Козловым В.Б. земельных участков с кадастровыми (ДД.ММ.ГГГГ.) и (ДД.ММ.ГГГГ.) и возведения жилого дома существовал законодательный запрет на ведение хозяйственной деятельности на территории ООПТ - заказник «Верхне-Волжский» (ГПЗ).

Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы ГПЗ «Верхне-Волжский», установленные указанными нормативными актами, в отношении земельных участков, принадлежащих Козлову В.Б., либо выделении на них зоны ограниченного хозяйственного использования, уполномоченным органом власти не принималось.

Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении земельных участков Козлова В.Б. в границах территории ООПТ - ГПЗ «Верхне-Волжский» или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного заказника и его зоны охраны в указанных границах.

Несостоятелен довод жалобы и о том, что отсутствует вина Козлова В.Б. в совершении административного правонарушения, т.к. отсутствуют какие-либо ограничения (обременения) по использованию принадлежащих ему земельных участков. Сведения о границах ГПЗ «Верхне-Волжский» содержатся в открытых источниках, в т.ч. Публичной кадастровой карте, сведения о режиме особой охраны – в указанных выше нормативных актах. При должной осмотрительности, проявляя разумную степень заботливости, Козлов В.Б. имел возможность выяснить, имеются ли ограничения по использованию принадлежащих ему земельных участков.

В материалах дела не содержится, заявителем Козловым В.Б. и его представителем Смирновым В.В. не представлено доказательств соблюдения установленного режима ООПТ - ГПЗ «Верхне-Волжский».

При таких обстоятельствах суд находит необоснованным довод представителя Козлова В.Б. Смирнова В.В., что в действиях заявителя отсутствуют события и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и что не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.

Суд также не соглашается с доводами жалобы представителя Козлова В.Б., что оспариваемого постановление об административном правонарушении должностным лицом административного органа составлено и вынесено с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Указание на наличие существенных нарушений процессуальных требований, носящих фундаментальный характер, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело об административном правонарушении, жалоба не содержит и в судебном заседании не приведено.

На основании ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено только в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких обстоятельств судом по делу не установлено.

Кроме того, суд учитывает, что имеющиеся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ описки исправлены старшим государственным инспектором <адрес> в области окружающей среды Андриановой О.А. определением от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок привлечения Козлова В.Б. к административной ответственности соблюден.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Козлова В.Б. вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Совершенное Козловым В.Б. административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ, является длящимся, следовательно, заявитель мог быть привлечен к административной ответственности не позднее одного года с момента обнаружения должностным лицом административного органа данного правонарушения.

Наказание Козлову В.Б. назначено минимальное в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.

Суд не усматривает в действиях Козлова В.Б. обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, влекущих отмену постановления и прекращение производства по делу об административном правонарушении. Учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, оснований для признания совершенного Козловым В.Б. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области окружающей среды Андриановой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Козлова В.Б. оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Ю. Акутина

12-16/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Козлов Владимир Борисович
Другие
Смирнов Владислав Витальевич
Суд
Мышкинский районный суд Ярославской области
Судья
Акутина Нина Юрьевна
Статьи

КоАП: ст. 8.39

Дело на странице суда
myshkinsky--jrs.sudrf.ru
29.04.2019Материалы переданы в производство судье
03.06.2019Судебное заседание
19.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2019Дело оформлено
23.09.2019Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее