Решение по делу № 2-4173/2015 ~ М-3751/2015 от 03.09.2015

Дело № 2-4173/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при секретаре Филипповой А.В., с участием:

прокурора Морарь С.А.,

представителей ответчиков: Герасимовой А.В., Фокина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта

19 ноября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города о признании незаконным бездействия администрации МОГО «Ухта» и муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» и возложении обязанности,

установил:

Прокурор города, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц, обратился с исковым заявлением к администрации МОГО «Ухта» и муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» с требованием о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. В обоснование иска указал, что Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды в ходе проверки <...> г. были выявлены нарушения в сфере природоохранного законодательства, а именно установлена несанкционированная свалка в районе ....

Заявлением от <...> г. прокурор уточнил требования, изменив площадь несанкционированной свалки до .... кв.м. с координатами (начало территории несанкционированного размещения отходов .... в.д., конец территории – .....

Прокурор Морарь С.А. в судебном заседании доводы иска поддержала, не возражала против установления ответчикам срока до <...> г..

Представители соответчиков, в лице представителей, с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что не установлены лица, организовавшие несанкционированное размещение отходов на территории. Также, в случае удовлетворения заявленных требований, просили установить иной срок устранения нарушений – до <...> г.

Заслушав прокурора, представителей соответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Выездной проверкой, проведенной Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды, установлена на территории МОГО «Ухта» несанкционированная свалка отходов производства и потребления, размещенная возле поворота с автодороги «.... на .... напротив гаражного массива, площадью .....м. с координатами (координаты начала территории несанкционированного размещения отходов ....° в.д., конец территории - ....° в.д.

Актами осмотра территории, составленными <...> г., <...> г. специалистом Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды, экспертом ОЭ МУ «Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды» администрации МОГО «Ухта» и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» подтверждается наличие несанкционированной свалки в районе ...., фотоматериалами. В акте от <...> г. указано, лица, виновные в образовании свалок, не установлены.

<...> г. в адрес руководителя администрации МО ГО «Ухта» Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды были направлены материалы выездной проверки для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, однако меры реагирования не были приняты органом местного самоуправления.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и объяснениями сторон.

Согласно статье 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности относятся компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К видам негативного воздействия на окружающую среду, согласно ч. 2 ст. 16 этого же Федерального закона, относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно частям 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичное положение закреплено в подп. 24 п. 1 ст. 10 Устава МОГО «Ухта». Согласно подп. 27 п. 2 ч. 1 ст. 38 Устава МОГО «Ухта» исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе обеспечение проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды; разработка городских экологических программ, находится в компетенции администрации городского округа.

В этой связи суд находит обоснованным довод истца о нарушении прав неопределенного круга лиц, связанных с ненадлежащим исполнением природоохранного законодательства, а именно неисполнением обязанности по содержанию земель и недопущению захламления территории.

Относительно доводов представителей ответчиков о том, что при проведении выездной проверки не были установлены виновные лица в организации несанкционированной свалки, что влечет за собой отсутствие обязанности органов местного самоуправления по её ликвидации, суд отмечает следующее.

Если лицо, организовавшее отходы не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации соответствующих властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления законом, на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьями 125, 210, 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Поэтому на администрацию МОГО «Ухта» возложены полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако, по результатам проверки установлено, что администрацией МОГО «Ухта» данные полномочия должным образом не выполняются, что является незаконным.

Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства», как структурное подразделение администрации МОГО «Ухта», в силу положения об этом лице и закрепленных за ним задач (п. 7 ч. 1 раздела 2 Положения), занимается непосредственной организацией сбора, вывоза и утилизации отходов на территории МОГО «Ухта».

Сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих об организации несанкционированной свалки на территории конкретными лицами, по этой причине, отходы должны быть удалены собственником земельного участка, на которого законом возложена обязанность следить за принадлежащей ему вещью.

Таким образом, муниципальное образование городского округа «Ухта», в лице администрации и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» являются надлежащими ответчиками по настоящему делу. И в этой связи, подлежат удовлетворению требования заявленные прокурором.

При определении срока, в течение которого ответчикам следует ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления, суд учитывает сезонность выполнения работ по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, необходимость планирования бюджета МОГО «Ухта» для выполнение данных мероприятий, а также отсутствие возражений со стороны прокурора, и полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <...> г..

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Ухта», муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» в части не осуществления полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов и возложить на них обязанность, в срок до <...> г., ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, а именно свалку в районе .... площадью .... кв.м., с координатами: начало свалки ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 24 ноября 2015 года.

Судья- М.О. Никулин

2-4173/2015 ~ М-3751/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Ухты
Ответчики
МУ "УЖКХ"
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Никулин Михаил Олегович
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
03.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2015Передача материалов судье
08.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2015Судебное заседание
14.10.2015Судебное заседание
19.11.2015Судебное заседание
24.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2015Дело оформлено
10.08.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее