Дело № 12-34/2016 (12-256/2015)
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2016 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи - Тумайкиной Л.П.,
При секретаре судебного заседания – Нагаевич Н.С.
Представителя заявителя – Ягунова В.П.,
Представителя управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Романенко С.С.,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, вынесенном заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель и другие материалы,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ в Гагаринский районный суд города Севастополя поступила жалоба ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.8 КоАП РФ, вынесенном ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель по факту нецелевого использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В жалобе ФИО2 просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель отменить как незаконное.
В обоснование заявленной жалобы указала, что постановление административным органом вынесено необоснованно. Так, согласно Постановления о назначении административного наказания – земельный участок площадью 676 кв.м., кадастровый № (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя), расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), принадлежит гр. ФИО2 на праве собственности на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок ЯЕ №, выданного Главным управлением по земельным ресурсам в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с законодательством Украины, действовавшим на момент формирования земельного участка и строительства многоквартирного жилого дома, такой вид функционального использования, как приусадебный участок, относился к категории (основному целевому назначению) земель жилой и общественной застройки, предназначенных для размещения жилой застройки (индивидуальных и многоквартирных домов), общественных зданий и сооружений, иных объектов общего пользования.
В соответствии с частью 5 ст. 20 Земельного кодекса Украины, виды использования земельного участка в пределах определенной категории земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель данной категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Таким образом, заявитель полагает, что согласно закону была вправе самостоятельно выбирать виды использования земельных участков в пределах категории земель жилой и общественной застройки, при условии, что это не противоречило градостроительной и землеустроительной документации.
Кроме того, заявитель считает, что контролирующий орган не принял во внимание тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской администрацией Управления Градостроительства и архитектуры внесены изменения в ранее выданные Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № в части согласования строительства многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, что корреспондируется с правом землепользователя, указанного в ст. 20 ЗК Украины, самостоятельно определять вид использования земельного участка в пределах категории земли (земли жилой и общественной застройки ст. 38 ЗК Украины).
Согласно ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Считает, что на момент строительства многоквартирного жилого дома действовала в рамках действующего законодательства и такие действия не квалифицировались как административное правонарушение, то в соответствии со ст. 54 Конституции РФ и ст. 1.7. КоАП РФ строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес> не является административным правонарушением и соответственно не влечет назначение административного наказания.
Полагает, что вид разрешенного использования для земельного участка, являющегося предметом спора, надлежаще не установлены, в связи с чем, не может быть привлечена к ответственности за их не соблюдение.
Представитель заявителя Ягунов В.П. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Романенко С.С. полагал, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд, изучив материалы административного производства, имеющиеся доказательства в их последовательности и совокупности, доводы ФИО2, изложенные в жалобе, выслушав представителя управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя и Ягунова В.П., пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в присутствии представителя по доверенности Севостьяновой А.А. земельный участок, площадью 676 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2. Предназначен для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственный построек и сооружений (приусадебный участок). В ходе проведенного обследования было установлено, что на земельном участке расположен капитальный объект незавершенный строительством, работы по возведению которого ведутся на основании декларации на начало строительных работ, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ под №.
Согласно классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», на земельных участках с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, разрешено следующее использование: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей), производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2013 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Севастопольской городской Администрации Управления Градостроительства и архитектуры за № внесены изменения в ранее выданные Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № в части названия объекта: многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> и технико-экономических показателей: этажность – 4+1 (четыре этажа и цокольный этаж); количество квартир – 24 (двадцать четыре).
Таким образом, в ходе проведенной проверки было установлено, что капитальный объект незавершенный строительством имеет признаки многоквартирного жилого дома.
На основании проведенного обследования и составленного по данному факту протокола заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении собственника земельного участка ФИО2 с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Как следует из ст. 12 закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций, лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организации, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Правительства г. Севастополя № 202 от 07.08.2014 утвержден перечень документов, подтверждающих ранее возникшие права, к числу которых отнесены государственные акты (п.1 Перечня), свидетельства о праве собственности (п.3 Перечня), акт органа государственной власти или местного самоуправления (п.11 Перечня), заключенный гражданско-правовой договор (п.2 Перечня).
В судебном заседании и из представленных материалов судом установлено, что ФИО2 является собственницей земельного участка площадью 676 кв.м. по адресу: <адрес>.
По смыслу ст.222 ГК РФ постройка считается самовольной при наличии совокупности нескольких признаков: постройка создана на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; постройка создана без получения на это застройщиком необходимых разрешений; постройка создана застройщиком с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участком и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может использоваться только в соответствии с установленным назначением.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 26.08.2010 №Д23-3390, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 определено, что многоквартирным домом признается совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо помещение общего пользования в таком доме.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с частью 1 статьи 23, пункта 2 части 2 Закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. После принятия такого решения орган кадастрового учета в установленные Законом N 211-ФЗ сроки обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собою юридически значимые последствия.
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Между тем, на дату выявления вменяемого заявителю в вину правонарушения, ФИО2 не произвела юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона N 211-ФЗ, не были внесены изменения об основном виде разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым фактически использовался земельный участок.
Наличие у заявителя возможности использования спорного земельного участка в соответствии с новым видом разрешенного использования, не отменяет следующей из системного толкования статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 16, 23 Закона N 221-ФЗ обязанности заявителя оформить в установленном действующем законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
Таким образом, по мнению суда ФИО2 в отсутствии необходимой разрешительной документации, в нарушение установленного законодательством Украины порядка строительства, а также порядка строительства, установлено законодательством РФ, в нарушение градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке с целевым назначением «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок)», осуществляет строительные работы по возведению многоквартирного жилого дома.
Кроме того, суд не может принять во внимание утверждение заявителя, о том, что земельный участок используется в соответствии с целевым назначением установленным украинским законодательством.
Так, в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилой и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесохозяйственного назначения; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Статья 38 Земельного кодекса Украины определяет, что к землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемых для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Согласно статье 39 Земельного кодекса Украины использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно- хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
Статьей 40 Земельного кодекса Украины устанавливается правовой режим земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства. В соответствии с указанной нормой гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства в пределах норм, определенных этим Кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных нужд по гражданско-правовым договорам.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами. Порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами. Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации.
Кроме того, в соответствии со ст.180 ЗКУ зонирование земель осуществляется в пределах населенных пунктов. При зонировании земель устанавливаются требования относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков в границах отдельных зон. Зонирование земель осуществляется в соответствии с законом.
Приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам утверждена Классификация видов целевого назначения земель.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 данной Классификации код и целевое назначение земель применяются для обеспечения учета земельных участков по видам целевого назначения в государственном земельном кадастре. КВЦПЗ определяет разделение земель на отдельные виды целевого назначения земель, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов.
Под кодом 02.01 учитываются земли жилой и общественной застройки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок); под кодом 02.03 - земли жилой и общественной застройки для строительства и обслуживания многоквартирного дома.
Таким образом, законодательство Украины устанавливает различный правовой режим земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебных участков), и земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый №) категория земель, установленная для земельного участка по адресу: <адрес> определена как «Земли населенных пунктов», а разрешенное использование установлено как: «Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской Администрации Управления Градостроительства и архитектуры за № внесены изменения в ранее выданные Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № в части названия объекта: многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> и технико-экономических показателей: этажность – 4+1 (четыре этажа и цокольный этаж); количество квартир – 24 (двадцать четыре), то есть по сути разрешено строительство многоквартирного дома, однако не смотря на это, разрешенный вид целевого использования земельного участка (для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в установленном законом порядке изменен заявителем не был.
Согласно частей 1, 3 и 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков. Проект отвода земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу владельца земельного участка без предоставления разрешения Советом министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку. Проект отвода земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству. Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода.
Статья 1 Закона Украины о землеустройстве содержит определение понятия «целевое назначение земельного участка», согласно которой это его использование по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.
Целевое назначение земельных участков, которые предоставлены гражданам, юридическим лицам в собственность или постоянное пользование, отмечается в государственных актах на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком.
Согласно Порядку принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.09.2004 № 1243 и от 05.08. 1992г. №449 принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов заключается в подтверждении государственными приемными комиссиями готовности к эксплуатации объектов нового строительства, реконструкции зданий и сооружений как жилищно-общественного, так и производственного назначения, инженерных сетей и сооружений, их инженерно-технического оснащения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документации, нормативных требований, исходных данных на проектирование.
В соответствии со статьей 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по гражданским делам от 30,03.2012 № 6 «О практике применения судами статьи 376 Гражданского кодекса Украины (о правовом режиме самовольного строительства)» разъяснено, что при рассмотрении дел указанной категории судам следует иметь в виду, что самовольным считается строительство жилого дома, здания, сооружения, иного недвижимого имущества, если они построены (строятся) на земельном участке, не отведенном лицу, осуществляющему строительство; или отведена не для этой цели; или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы, или должным образом утвержденного проекта; или с существенным нарушением строительных норм и правил. Под целью предоставления земельного участка следует понимать вид использования земельного участка (статья 19 ЗК, Классификация видов целевого назначения земель, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 № 548), указанный в решении соответствующего компетентного органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка в пользование или передачу в собственность с учетом целевого назначения земельного участка.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права Украины и разъяснений высших судебных инстанций Украины, земельный участок должен использоваться по целевому назначению и с учетом вида использования земельного участка, установленного правоустанавливающими документами и документацией по землеустройству. Изменение вида использования земельного участка требует внесения изменений в землеустроительные документы.
Как установлено из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается сторонами, в судебном заседании заявителем не представлено доказательств, что в правоустанавливающие документы на земельный участок, а также в землеустроительную документацию в период до ДД.ММ.ГГГГ были внесены соответствующие изменения.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии, в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению».
Исходя из изложенного, доводы ФИО2 не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и не могут быть приняты судом во внимание при принятии решения по данному делу.
Таким образом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении жалобы ФИО2 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст.8.8 ч.1 КоАП РФ, вынесенном заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель – оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Л.П.Тумайкина