Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд ФИО3 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО6,
с участием представителя ответчика администрации <адрес> ФИО3 <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> ФИО2 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
В судебное заседание истец <данные изъяты> не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в обосновании заявленных требований, пояснил, что в июле-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (наводнения) на территории <адрес> ФИО3 <адрес> дом, в котором он проживает совместно со своим отцом Сёмушкиным Н.П. и братом Сёмушкиным Н.Н., расположенном по адресу: <адрес>, Рязанская, <адрес> были затоплены. В результате наводнения испорчено принадлежащее ему имущество: мебель, бытовая техника, одежда, пострадал дом, пришёл в негодность урожай. Уровень воды в доме во время наводнения превышал 150 см. Данное обстоятельство подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. Во время наводнения им были утрачены все документы, подтверждающие личность, в том числе и паспорт, поэтому вовремя обратиться с заявлением о включении в списки пострадавших не представилось возможным. По получению паспорта ДД.ММ.ГГГГ он сразу же обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС для получения материальной помощи. Его отец и брат в этот список были включены и получили финансовую помощь в связи с полной утратой имущества. Однако, ему в данном праве было отказано без объяснения причин.
Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>. Обязать министерство пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> и имеющих право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества. Также просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО7, действующая по доверенности в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что Сёмушкин Ю.Н. обратился с заявлениями в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о выплате ему единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, выделению из резервного фонда Правительства РФ.
В соответствии с актами обследования частного жилого помещения, утраченного имущества граждан (приложения 6а, 7г) от 20.12.2013года, в актах не указано, какое именно имущество пострадавшего Сёмушкина Ю.Н. утрачено или повреждено. Согласно Методическим рекомендациям финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного (абз. 2, п. 9.2.1.).
Кроме того, в акте 7г от ДД.ММ.ГГГГ совместно проживающие члены семьи указанно 2, а в заявлении на выплату финансовой помощи Сёмушкин Ю.Н., заявляется один.
Согласно справке Касаткинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Сёмушкин ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним проживают отец: Сёмушкин Николай Петрович и брат Сёмушкин Николай ФИО4.
По указанному адресу <адрес> выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи получили: Сёмушкин Николай Петрович, сын Сёмушкин Николай ФИО4 в размере 240 000 руб. - единовременная материальная помощь за счет средств областного бюджета 20 000 руб., единовременная материальная помощь за счет средств федерального бюджета 20 000 руб.; финансовая помощь через ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» 200 000 рублей. В справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ № Сёмушкин Ю.Н. не указан в качестве члена семьи, кроме того, не указано, что он проживает по указанному адресу. В связи с чем, возникают сомнения в том, что на период чрезвычайной ситуации Сёмушкин Ю.Н. проживал в <адрес>.
Отмечает, что истец не представил в суд доказательства уважительности пропуска срока для обращения с соответствующими документами о выплате финансовой помощи, а также не представил доказательства, утраты принадлежащего ему имущества. За сам факт нахождения воды, единовременная материальная помощь и финансовая помощь, не выплачивается.
Таким образом, материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что истец является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и основания для включения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отсутствует.
Просит суд в удовлетворении исковых требований- отказать.
Представитель ответчика – администрации Касаткинского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, что подтверждается уведомлением о получении письма, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.
Представитель ответчика – министерства пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, представила суду письменный отзыв, на исковое заявление, указав, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта утраты имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В качестве основания исковых требований истцом приложен акт комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указаны следующие повреждения «произошло затопление приусадебного участка с жилым помещением».
В акте отсутствует информация о нанесении имуществу истца ущерба. При этом, акт обследования составлен ДД.ММ.ГГГГ года.
Министерство относится скептически к тому, что производя осмотр жилого помещения в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ комиссия имела реальную возможность выявить нахождение воды на земельном участке и установить причинно-следственную связь между нахождением воды и чрезвычайной ситуацией, произошедшей в августе 2013 года в <адрес>.
Следовательно, собственником пострадавшего жилого помещения истец не является, а значит, ущерб в результате затопления жилого дома ему не был нанесен.
Выплата финансовой помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена.
С актом истец был ознакомлен. Замечаний к его оформлению у него не имелось.
Обращаясь с исковым заявлением, истец также не представил доказательства, что документы, подтверждающие право истца на получение финансовой помощи, поступали в министерство и что именно министерством было принято решения об отказе во включении его и членов семьи в списки. Министерство заявляет, что действий по отказу во включении в списки заявителя не принимало.
Учитывая вышеизложенное, учитывая, что права Сёмушкина Ю.Н. не были нарушены, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований и в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - министерства финансов ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом.
Из письменного отзыва представителя министерства финансов ФИО3 <адрес> следует, что требования истца не признает, поскольку истцом не представлено доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств. Так как факт утраты имущества комиссией не установлен и в актах обследования не отражен. Факт подтопления, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Кроме того, Сёмушкин Ю.Н. в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратился и доказательств пропуска срока для обращения с заявлением на оказание помощи, составления и представления необходимых документов по уважительной причине, не представил.
В рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансово помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.
Актом обследования наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.
Кроме того, акт составлен ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, является ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в акте невозможно установить причинно-следственную связь между событиями ЧС (из искового заявления истца - подтопление в августе 2013 г.) и наступившими последствиями, связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиями ЧС проще длительный временной период.
Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
Представитель заинтересованного лица - министерства социальной защиты населения ФИО3 <адрес> ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, представила суду письменный отзыв, на исковое заявление, указав, что обязательным условием признания пострадавшими в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате ЧС.
Из искового заявления следует, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес> была подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, в связи с чем, полагает, что имеет право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Документов, подтверждающих утрату какого-либо имущества, в том числе имущества первой необходимости, а также документов, подтверждающих нарушений конструктивных элементов жилого помещения, истцом не представлено.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований истца должна усматриваться причинно-следственная связь между чрезвычайной ситуацией и наступившими от неё последствиями, таких доказательств истцом суду не представлено.
На основании изложенного, учитывая не подтверждение истцом соответствующими доказательствами факта повреждения в результате ЧС имущества (полностью или частично) и права на получение компенсации ущерба, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ГКУ ФИО3 <адрес>- «Управление социальной защиты населения по <адрес>» -начальник Управления, ФИО10 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть без участия представителя, из представленного отзыва следует, что в соответствии с постановлением правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423, Управление в течение пяти дней с момента поступления списков пострадавших граждан из министерства СЗН ФИО3 <адрес>, производит выплату помощи на счета, открытые в кредитных учреждениях. Сёмушкин Ю.Н. не был включен в списки, поступившие в Управление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что у ГКУ АО УСЗН по <адрес> нет полномочий, определять право о признании граждан пострадавшими, просит вынести решение на усмотрение суда.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением губернатора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 123-р (в редакции распоряжения губернатора ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-р (редакция ДД.ММ.ГГГГ) в целях защиты населения и территорий на территории ФИО3 <адрес> с 20. 00 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> ФИО3 <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы Касаткинского Сельсовета № на территории Касаткинского Сельсовета в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающимися большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погода на протяжении длительного времени, угрозой резкими подъёмами воды в реках, что может привести к подтоплению и затоплению населённых пунктов Касаткинского Сельсовета, в целях защиты населения и территорий 08 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории Касаткинского сельсовета введён режим чрезвычайной ситуации.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 вышеуказанного Закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ).
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №158, от ДД.ММ.ГГГГ №624, от ДД.ММ.ГГГГ №963, от ДД.ММ.ГГГГ №517) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО3 <адрес>.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>», во исполнение пункта 6 которого Правительством ФИО3 <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
Пунктом 2 названного Постановления Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО3 <адрес> в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями ФИО3 <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО3 <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории ФИО3 <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №2-4-60-12-22.
В соответствии с п.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления. На основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» предусмотрено, что Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Из искового заявления Сёмушкина Ю.Н. следует, что он в обоснование предъявленных исковых требований приводит доводы о подтоплении жилого дома и земельного участка в результате чрезвычайной ситуации-наводнения, расположенных по адресу: ФИО3 <адрес> причинения ему материального ущерба, в виде порчи имущества: мебели, бытовой техники, одежды, повреждения жилого дома и признании его не пригодным для проживания, гибели урожая сельскохозяйственных культур.
Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>».
Вместе с тем, в целях реализации подпункта «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №1797-р, а Правительством ФИО3 <адрес> вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению».
Согласно пункту 3 вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1797-р, должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и Магаданской областей, <адрес>» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №147-ФЗ), согласно пунктам 1 и 2 которой, личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 302-ФЗ), учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства ФИО3 <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.
Таким образом, на территории <адрес> нормативно-правовыми актами ФИО3 <адрес> предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
В силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, ФИО3 и магаданской области, <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения, а согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО12 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Из сведений ФИО3 ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 2547, следует, что опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, с. ФИО1 <адрес>.
Как следует из паспорта 10 13 354906, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по ФИО3 <адрес>, Сёмушкин Ю.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> ФИО3 <адрес>.
В материалах дела имеются две справки, выданные администрацией Касаткинского Сельсовета от 19 март 2014 года № и от ДД.ММ.ГГГГ № 370, согласно которым, Сёмушкин Ю.Н., действительно, зарегистрирован в <адрес>, но, о том, что Сёмушкин Ю.Н. проживал по указанному адресу, справки сведений, не содержат.
Кроме того, из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Касаткинского сельсовета, следует, что по адресу <адрес> зарегистрированы и проживают Сёмушкин Николай Петрович и Сёмушкин Николай ФИО4, о том, что непосредственно на период чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года, Сёмушкин ФИО2 проживал по указанном адресу, данная справка сведений не содержит.
Из пакета документов, от ДД.ММ.ГГГГ, представленных отцом истца Сёмушкиным Николаем Петровичем для признания его и членов его семьи пострадавшим в результате ЧС, Сёмушкин Ю.Н., как член семьи и проживающий по адресу <адрес>, не указан.
Из акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате наводнения № 7г от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было обследовано жилое помещение и приусадебный участок пострадавшего Сёмушкина Николая Петровича, проживающего в <адрес>, количество проживающих членов семьи совместно с пострадавшим, указано 1.
Кроме того, из показаний представителя ответчика – администрации <адрес>, по указанному адресу <адрес> выплаты (ЕМП и финансовую помощь) получили: Сёмушкин Николай Петрович, сын Сёмушкин Николай ФИО4 в размере 240 000 руб. - единовременная материальная помощь за счет средств областного бюджета 20 000 руб., единовременная материальная помощь за счет средств федерального бюджета 20 000 руб.; финансовая помощь через ГКУ ФИО3 <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» 200 000 руб.
Данные показания подтверждаются представленными в судебное заседание представителем ответчика заявлением Сёмушкина Н.П. о выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, ксерокопиями паспортов Сёмушкина Н.П., Сёмушкина Н.Н., актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате наводнений от ДД.ММ.ГГГГ, расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым следует, что Сёмушкин Николай Петрович получил единовременную материальную помощь на себя и члена семьи Сёмушкина Н.Н. в размере 20000 рублей.
Из данных документов не следует, что на момент чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в <адрес> в августе 2013 года проживал Сёмушкин Ю.Н..
Из акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС «наводнение», произошедшее в <адрес> ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу местожительства пострадавшего Сёмушкина Ю.Н.: <адрес>, произошло затопление жилого дома с приусадебным участком.
Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи в случае соблюдения одновременно двух обязательных условий, а именно: факта причинения имущественного ущерба, а так же факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Факт постоянного проживания истца на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в <адрес> не нашёл своего подтверждения в ходе исследования в судебном заседании доказательств, а также опровергается справкой, от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Касаткинского Сельсовета, из которой следует, что на период чрезвычайной ситуации, произошедшей а августе 2013 года в <адрес>, по адресу <адрес> зарегистрированы и проживают Сёмушкин Николай Петрович и Сёмушкин Николай ФИО4.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО11, на основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья), согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования, утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатью.
Однако акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации- наводнения; акт обследования утраченного Сёмушкиным Ю.Н. имущества по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает наличие каких-либо повреждений или разрушений жилого помещения, принадлежности ему имущества и утраты имущества полностью или частично вследствие чрезвычайной ситуации.
Кроме того, выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена.
Кроме того, обстоятельства утраты урожая сельскохозяйственных культур Сёмушкина Ю.Н. в результате чрезвычайной ситуации должны подтверждаться письменными доказательствами, составленными компетентными органами, а именно актом обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным уполномоченной на то комиссией. Таких актов материалы дела не содержат.
В силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания по адресу: ФИО3 <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, установлено повреждение фундамента, повреждения стен (набухли) и полов, оконных и дверных проемов (перекос), внутренней отделки дома до 100 %. Печь разрушена. Подтопление объекта выше оконных проемов. Набухание элементов фундамента (подмыв фундамента), балок, обшивок стен и стоек подполья. Полы, оконные и дверные проемы деформированы. В результате намокания стен, установлены повреждения внутренней отделки дома, деформация кухонного очага (трещины). Выявленные повреждения свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта.
Заключением о признании жилого помещения по адресу: ФИО3 <адрес> непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссии установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления многоквартирного дома в соответствии с установленными требованиями. Принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта.
Данный акт и заключение подтверждают факт повреждения жилого дома, требующего капитальный ремонт, а не факт повреждения принадлежности истцу утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд считает, что истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.
Кроме того, согласно п. 1 Решения комиссии при Правительстве ФИО3 <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После ДД.ММ.ГГГГ прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> осуществляться не будет. Исключения составляет обращение пострадавшего гражданина с заявлением после ДД.ММ.ГГГГ только по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.п.).
Из материалов дела следует, что Сёмушкин Ю.Н. в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратилась и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представил.
Доводы Сёмушкина Ю.Н. о том, что во время наводнения им были утрачены все документы подтверждающие личность, в том числе и паспорт и в связи с этим он не имел возможности во время обратиться с заявлением на оказание ему финансовой помощи, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что паспорт получен Сёмушкиным ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о признании его пострадавшим и выплате финансовой помощи он обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заявления Сёмушкина Ю.Н. на имя начальника УФМС ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сёмушкин Ю.Н. только ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о выдаче ему нового паспорта взамен утраченного, в обосновании заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, при неизвестных обстоятельствах был утрачен его паспорт.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории <адрес> ФИО3 <адрес> имел место в августе 2013 года, а паспорт Сёмушкиным Ю.Н. был утрачен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя три месяца со дня наводнения, произошедшего в августе 2013 года.
Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сёмушкина Ю.Н., поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие принадлежность истцу утраченного имущества и одновременно повреждение этого имущества в результате наводнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Сёмушкину ФИО2 в удовлетворении исковых требований к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, министерству пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты ФИО3 <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
Решение может быть обжаловано в ФИО3 областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Верно судья Т.Н. Лобань