гр. дело № 2-1039/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» апреля 2016 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.И.,
при секретаре Береговой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушкова С. А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Глушков С.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области о возмещении морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., мотивируя исковые требования тем, что в период отбытия им наказания в ФКУ ИК-1 он в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy водворялся в камеру ШИЗО №, где были нарушены его права, а именно: отсутствовали условия приватности при использовании туалета, поскольку перегородка, отделяющая санитарный узел от жилой зоны, высотой чуть больше метра, и над самим санитарным узлом расположено вмонтированная камера фотовидеофиксации. Перечисленное дает ему право требовать взыскания компенсации морального вреда.
Кроме того, с аналогичным иском Глушков С.А. обратился к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., указав, что он в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy содержался в камере ШИЗО № ФКУ ИК-1, где отсутствовали условия приватности при использовании туалета.
Определением суда от 11.03.2016 г. гражданские дела по искам Глушкова С.А. объединены в одно производство № 2-1039/2016.
Истец Глушков С.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-1, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области Ложников М.М. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал. Полагает, что на Министерство финансов РФ не возложена ответственность по обеспечению условий содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказание. В связи с чем, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Законных оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Представители третьих лиц: УФСИН России по Костромской области - Костромина Е.М., представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области – Мусина Н.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска Глушкову С.А. отказать.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Материалами дела установлено, что Глушков С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1. В период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, он содержался в камере № (ШИЗО), что подтверждается письменным отзывом на иск представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области.
В обоснование исковых требований Глушков С.А. ссылается на ненадлежащие санитарно- бытовые условия содержания в камере № (ШИЗО) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области в связи с отсутствием условий приватности при использовании туалета.
Как следует из представленного ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области отзыва на иск, в период содержания истца в камере № приватность полностью соблюдена, туалет отгорожен от жилой зоны и оборудован дверьми. Приказом Минюста России от dd/mm/yy № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» предусмотрено применение в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Установление средств контроля в камерах с целью обеспечения надзора за осужденными не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, камера установлена таким образом, что туалетная зона не попадает в объектив.
Согласно справке заместителя начальника УФСИН России по Костромской области от 12.11.2014 г., в ФКУ ИК-1 с 01.07.2010 г. туалеты оборудованы перегородками и дверцами с запирающимися устройствами.
Как следует из представленных ФКУ ИК-1 фотографий, на которых зафиксировано время и дата съемки, камера фотовидеофиксации в камере № (ШИЗО) установлена таким образом, что туалетная зона не попадает в объектив.
Таким образом, доводы истца об отсутствии условий приватности при использовании туалета в камере № (ШИЗО) в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного, исковые требования Глушкова С.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194 – ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, Глушкову С. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Судья Юдина О.И.