Дело № 2 –2333/2016 .....
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 24 июня 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Бурдиной И.А.,
при секретаре Плотниковой К.В.,
с участием прокурора Бородкиной Н.Н.,
истца Веленчука С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березники в интересах Веленчука С.В. к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам в интересах Веленчука С.В., указывая, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – В.Ю. решением Березниковского городского суда <адрес> от <дата> лишена родительских прав в отношении сына С., <дата> отец – В.В. решением Березниковского городского суда от <дата> был лишен родительских прав в отношении сына С., <дата> Распоряжением главы местного самоуправления <адрес> №-р от <дата> Веленчук С.В. определен на полное государственное обеспечение в ГКОУ ПК «.....» <адрес>. Обучался в МОУ СОШ № <адрес>, позднее воспитывался в ГКОУ ПК «.....» <адрес>. С <дата> по <дата> – в ГКОУ ПК «.....» <адрес>. Распоряжением главы местного самоуправления <адрес> №-р от <дата> за Веленчук С. сохранено право пользования жилым помещением муниципальной квартирой по адресу: <адрес>, где проживал отец В.В. Решением Березниковского городского суда от <дата> Веленчук С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением по указанному адресу. Веленчук С.В. до смены паспорта имел регистрацию по адресу нахождения ГКОУ «.....» <адрес>, в настоящее время проживает без регистрации в съемном жилом помещении. С <дата> обучался в ГБПОУ «.....» в <адрес>. Отчислен <дата> приказом № от <дата> Веленчук С.В. МТУ № Министерства социального развития <адрес> включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, проживающих на территории <адрес>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения. Веленчук С.В. не женат, детей на иждивении нет. Согласно сведениям УФРС по ПК истец не имеет в собственности жилых помещений, в приватизации не участвовал. Прокурор в интересах Веленчука С.В. просит суд возложить на Правительство <адрес> и МТУ №№ Минсоцразвития <адрес> обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ..... кв.метров, на территории <адрес>.
Прокурор Бородкина Н.Н. исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Веленчук С.В. на иске настаивал.
Представитель ответчика – Межрайонного территориального управления №6 Минсоцразвития <адрес> – Дегтянникова И.Ю. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, предъявленные к Правительству <адрес> поддержала.
Представитель ответчика Правительства <адрес> Анфалова И.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, выразила несогласие с исковыми требованиями, указав, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление Веленчуку С.В. жилого помещения без учета очередности нарушит права детей-сирот включенных в список раньше истца, что является не допустимым. Также не согласны с требованиями прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на МТУ № МСР по ПК, поскольку оно не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к выводу о законности требований, предъявленных к Правительству <адрес>.
Судом установлено, что истец Веленчук С.В. родился <дата> в <адрес> (л.д. 13, 14). Мать истца – В.Ю. решением Березниковского городского суда <адрес> от <дата> лишена родительских прав в отношении сына Веленчука С.В. (л.д. 15). Отец истца – В.В. решением Березниковского городского суда <адрес> от <дата> лишен родительских прав в отношении сына Веленчука С.В. (л.д. 16-18).
Распоряжением главы местного самоуправления <адрес> от <дата> №-р Веленчук С.В. передан в «.....» <адрес>, за Веленчуком С.В. сохранено право пользования жилым помещением по <адрес> (л.д.20). Веленчук С.В. обучался в МОУ СОШ № <адрес>.
С <дата> по <дата> Веленчук С.В. находился на полном государственном обеспечении в ГКОУ ПК«.....» <адрес> (л.д.23).
С <дата> обучался в ГБПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий» в <адрес>, отчислен <дата> (л.д.26).
Решением Березниковского городского суда <адрес> от <дата> Веленчук С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>6 (л.д.19).
Веленчук С.В. до смены паспорта имел регистрацию по адресу нахождения ГКОУ «.....» <адрес>, в настоящее время проживает без регистрации в съемном жилом помещении.
Протоколом № от <дата> ТУ МСР по БГО и УМР <адрес> Веленчук С.В. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма (л.д.10).
Истец не имеет в собственности жилых помещений, в приватизации участия не принимала (л.д. 27-29).
До настоящего времени жилое помещение Веленчуку С.В. не предоставлено.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21. 12. 1996 г. № 159 – ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы и ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, является расходными обязательствами субъектов РФ.
Статьей 6 Закона <адрес> от <дата> № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей» (в ред. Закона <адрес> от <дата> №-ПК) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства <адрес>.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в <адрес>;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства <адрес>.
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст.8.1 Закона <адрес> от <дата> №-ПК «О специализированном жилищном фонде <адрес>» (в ред. от 14.12.2012) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством <адрес>, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ч.2 ст.1 Закона <адрес> от <дата> №-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти <адрес>» исполнительная власть в <адрес> осуществляется системой исполнительных органов государственной власти <адрес> во главе с Правительством <адрес>, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.
Согласно ст.11 (ч.1, 2, 3) вышеуказанного Закона Правительство <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> Правительство <адрес> возглавляет систему исполнительных органов государственной власти <адрес> и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава <адрес> и законов <адрес>, законов <адрес> и законов <адрес>, актов губернатора <адрес>, актов губернатора <адрес>, постановлений главы администрации <адрес> и актов Правительства <адрес> на территории <адрес>, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти <адрес>, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что применительно к данному делу именно Правительство <адрес> является надлежащим ответчиком в споре, поскольку именно на нем лежит обязанность по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на получение жилого помещения.
Требования к МТУ №6 Минсоцразвития <адрес> предъявлены необоснованно, поскольку на данный орган возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данная обязанность им исполнена, истец Веленчук С.В. в указанный список включен, его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда закреплено в законе, никем не оспаривается.
Доводы, изложенные в возражении ответчика на исковые требования, не могут являться основаниями для отказа в иске.
Как следует из п.п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от <дата> №, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от <дата> № и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес>, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Веленчука С.В. обоснованны, поскольку установлено, что Веленчук С.В. проживает в <адрес> края, относится к числу детей-сирот, достигла 18-летнего возраста, не является нанимателем, членом семьи нанимателя или собственником жилого помещения, включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, однако в нарушение требований действующего законодательства жилым помещением не обеспечена.
Обязанность по обеспечению Веленчука С.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда должна быть возложена на Правительство <адрес> т.к., согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.1, ст.11 Закона <адрес> от <дата> №-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти <адрес>» исполнительная власть в <адрес> осуществляется системой исполнительных органов государственной власти <адрес> во главе с Правительством <адрес>, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> возглавляет систему исполнительных органов государственной власти <адрес> и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти <адрес>. Правительство <адрес> в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава <адрес> и законов <адрес>, законов <адрес> и законов <адрес>, актов губернатора <адрес>, актов губернатора <адрес>, постановлений главы администрации <адрес> и актов Правительства <адрес> на территории <адрес>, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти <адрес>, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
Таким образом, именно Правительство <адрес> является надлежащим ответчиком в споре, поскольку именно на нем лежит обязанность по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения.
Требования к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> предъявлены необоснованно, поскольку на данный орган возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данная обязанность Межрайонным территориальным управлением № Министерства социального развития <адрес> исполнена, истец Веленчук С.В. включен в указанный список, его право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда закреплено законом и никем не оспаривается. В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес> муниципальному району следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на Правительство <адрес> обязанность предоставить Веленчуку С.В., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям <адрес> края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ..... кв. метра на территории <адрес>.
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Веленчука С.В. в части их предъявления к Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А.Бурдина
Копия верна, судья