Решение по делу № 2-3716/2014 ~ М-2287/2014 от 12.03.2014

Дело №2-3716/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    14 апреля 2014 года                         г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Стройковой Н.И.,

при секретаре ФИО4,

с участием прокурора     ФИО5,

истца ФИО1,

представителя ответчика <адрес> РБ по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет,

установил:

<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального района <адрес> РБ, просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, обосновывая тем, что прокуратурой района, в связи с поступившим обращением ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей – сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в которой установлены нарушения требования закона, связанные с предоставлением жилья ФИО1 Родители ФИО1ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав решением Стерлитамакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в последствии мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого из специализированного жилищного фонда. Согласно справке Стерлитамакского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на территории <адрес> РБ собственником недвижимости не является. В соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ сведениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.

Прокурор исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям, просит иск удовлетворить.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просит удовлетворить. Дала соответствующие показания.

Представитель ответчика <адрес> РБ по доверенности ФИО6 в судебном заседании показал об обоснованности исковых требований и отсутствии возражений, пояснил, что ФИО8 состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного, однако в соответствии с действующим законодательством указанное жилое помещение приобретается за счет субвенций, предоставляемых на указанные цели. В настоящее время субвенции выделены, однако не поступили. По мере поступления указанных средств соответствующее жилое будет приобретено с учетом и в порядке действующего законодательства для чего необходимо время для приобретения указанного жилья и регистрации права муниципальной собственности и предоставления истцу.

Суд, заслушав участников, исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООиП ввиду надлежащего извещения о дне рассмотрения, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, что относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72) и предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

    Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе отец записано ФИО2, в графе мать - ФИО3.

Решением Стерлиатмакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО1ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав.

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого из специализированного жилищного фонда.

Согласно справке Стерлитамакского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на территории <адрес> РБ собственником недвижимости не является.

В соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ сведениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Константиноградовским сельсоветом <адрес> РБ, ФИО1 проживает по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>2, где дом состоит из 3 комнат, общей площадью 52 кв.м. жилая площадь 33, 1 кв.м., на 1 этаже 1 этажного дома. Дом не имеет удобств. Газовое отопление не имеет, принадлежит ФИО2 Семья ФИО1 состоит из 8 человек, которые проживают в доме и зарегистрированы.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Предоставление жилья детям-сиротам регулируется Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159 (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 8), Законом РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РБ от ДД.ММ.ГГГГ -з «О наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ». Дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции с ДД.ММ.ГГГГ проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Согласно ч. 2 ст. 57 указанного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ во взаимосвязи с положениями ст.ст. 92, 98.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П установлено, что социальная поддержка детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Закон РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно ст.1 указанного закона РБ органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органами местного самоуправления. При этом, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма.

Суд исходит из положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и пришел к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в том числе в связи с принятием муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

Согласно Закона РБ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ N 451-з от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления РБ, которые осуществляются переданные им полномочия за счет финансовых средств предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством РБ о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

При этом, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Удовлетворяя исковые требования об обязании Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, суд принимает во внимание отсутствие закрепленного жилого помещения, отвечающего соответствующим нормам, право ФИО1 на предоставление жилого помещения вне очереди не реализовано, имеющееся жилое помещение /дом по адресу <адрес>, д. Константиноградовка, <адрес>2,общей площадью 52 кв.м. жилая площадь 33, 1 кв.м не отвечает установленным стандартам и правилам.

Поскольку ФИО1 относится к числу граждан детей – сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, т.е. к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, и в установленном порядке признана нуждающейся в жилых помещениях, в настоящее время не имеет жилья, исковые требования подлежат удовлетворению, установив срок исполнения – не позднее трех месяцев, с указанием территории предоставления – в районе места жительства истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 12 ГК РФ, ст.ст. 56, 113, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 – удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Республики Башкортостан, и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет,. общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Республики Башкортостан, в срок не позднее 3 месяцев.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья: Н.И.Стройкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3716/2014 ~ М-2287/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ким Динара Вячеславовна
Прокурор
Ответчики
Администрация Мун. района Стерлитамакского р-она
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Александрова (Стройкова) Надежда Ивановна
Дело на странице суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
12.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2014Передача материалов судье
15.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2014Подготовка дела (собеседование)
24.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2014Судебное заседание
19.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее