УИД: 28RS0024-01-2020-000819-02
Дело № 2-40/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» февраля 2021 года. г. Шимановск
Окончательной форме решение изготовлено 20 февраля 2021 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова С. А.,
при помощнике судьи Королевой В. В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Шимановского района Амурской области Жир Ю. А., представителя ответчика муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» директора учреждения Бусавиковой Л. И., действующей по должности, представителя ответчика администрации города Шимановска Амурской области Гришечко О. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления образования администрации города Шимановска Гурковой В. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района Амурской области И. С. Щетинина к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова", администрации города Шимановска Амурской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ: привести в соответствие с требованиями «СН 441-72*, Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий. зданий и сооружений» утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ограждение образовательного учреждения со стороны <адрес>, то есть не ниже 1.2 метра; обеспечить непрерывное видеонаблюдение со всех сторон территории и здания, в том числе уязвимых мест (окна, входные двери, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации); установить в помещении для охраны, оборудованном на 1-м этаже школы систему охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, о возложении обязанности на администрацию города Шимановска Амурской области профинансировать расходы на выполнение возложенных на МОАУ «СОШ № 2 г. Шимановска» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищённости объектов образования, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
В Шимановский районный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова" и администрации города Шимановска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился и.о. прокурора Шимановского района Амурской области Шаталов Н. И.
В исковом заявлении в обоснование предъявленных требований указано на то, что прокуратурой Шимановского района совместно с Шимановским отделением ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой в МОАУ СОШ № 2 г.Шимановска им. П. Г. Эпова выявлены нарушения. В соответствии с п. 1.3 Устава МОАУ СОШ № 2 является некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, созданной Учредителем для оказания муниципальных услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан на образование. Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с Федеральными законами (п. 1.7). В силу п. 1.12 Устава Учредителем, и собственником имущества Школы является муниципальное образование пород Шимановск в лице администрации города Шимановска. В ходе проверки установлено, что в МОАУ СОШ № 2, расположенной по адресу: <адрес> выявлены следующие недостатки: территория объекта имеет частичное ограждение (отсутствует ограждение периметра тыльной стороны здания (<адрес>), часть ограждения ниже 1,2 метра, отсутствует калитка; не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест (окна входные, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации, в помещении для охраны на 1-м этаже не установлена охранная сигнализации и средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской, Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; помещения объекта не оборудованы техническими средствами охраны. В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, при смотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. На основании ч. 2 ст. 41 Закона об образовании в РФ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании в РФ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу п. 2, 15 ч. 3 ст;28 Закона об образовании в РФ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Кроме того, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании в РФ устанавливает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер противодействия терроризму. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (ст. 5.2.Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии терроризму»). На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ; 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции). Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной, власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения). Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить про ведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия" терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и, органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит про ведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", и от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в силу п. 5 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, в силу п. п. 24, 25 Требований, помимо прочего, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); Кроме того, исходя из требований пункта 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Согласно «СН 441-72*. Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений» утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N2 99 для общеобразовательных школ рекомендуется ограждение в виде стальной сетки не ниже 1,2 метра. Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности. Отсутствие охраны образовательного учреждения и не оборудование объекта видеокамерами, ограждением здания отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, указанное не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Шимановского района в адрес директора МОАУ СОШ № 2 внесено представление, с требованием устранить допущенные нарушения закона, их причин и условий, им способствующих. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления нарушения в части создания безопасных условий обучения не устранены. Несмотря на сохраняющуюся угрозу безопасности и необходимость усиления антитеррористической и противодиверсионной безопасности образовательных объектов, принимая во внимание, что указанный объект является уязвимым для террористической деятельности, правообладателем администрацией г. Шимановск не принимается необходимый комплекс мер, направленный на обеспечение безопасности обучающихся, работников и иных лиц находящихся на объекте (территории). Просит обязать МОАУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: обеспечить целостность ограждения по периметру образовательного учреждения; обеспечить непрерывное видеонаблюдение со всех сторон территории и здания, в том числе уязвимых мест (окна, входные двери, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации); установить в помещении для охраны, оборудованном на 1-м этаже школы систему охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать техническими средствами охраны все помещения с постоянным или временным пребыванием работников, обучающихся и иных лиц, места хранения материальных ценностей, а также все указанные места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты и короба и другие проемы), через которые возможно несанкционированное проникновение на объект. Здание охраняемого объекта рекомендуется оборудовать много рубежной системой охранной сигнализацией, обязать администрацию города Шимановска Амурской области профинансировать расходы на выполнение возложенных на МОАУ «СОШ № 2 г. Шимановска» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищённости объектов образования, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На исковое заявление прокурора от ответчика МОАУ «СОШ №2» в суд поступил отзыв, из которого следует, что по существу заявленных требований администрации МОАУ СОШ № 2 сообщает следующее. Согласно подпункта б пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" МОАУ СОШ № 2 обязано обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. На сегодняшний день физическая охрана в МОАУ СОШ N~2 не осуществляется. Днем пропускной режим обеспечивают вахтеры, ночью сторожа. Направлено письмо начальнику Шимановского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой рассмотреть возможность обеспечения образовательных организаций города Шимановска третьей категории опасности физической охраной силами отдела. Однако в штатном расписании Шимановского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» не предусмотрены сотрудники для физической охраны объектов (письмо Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №). Прорабатывается вопрос об охране образовательных учреждений сотрудниками частных охранных организаций. Направлены письма в ООО Частное охранное агентство «Регул-норд» (от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «ЧОП «Росбезопасность» (от ДД.ММ.ГГГГ), ООО ОЛ Титан (от ДД.ММ.ГГГГ). Получены коммерческие предложения. Просчитаны финансовые затраты. На обеспечение физической охраны МОАУ СОШ N~2 необходимо 433500, 00 рублей в год. Проведен анализ потребностей в финансовых средствах, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объектов в соответствии с исковыми требованиями прокурора Шимановского района И.С. Щетинина. Полученные расчеты направлены в министерство образования и науки Амурской области ДД.ММ.ГГГГ (копия письма). В 2020 году из бюджета области бюджету муниципального образования г. Шимановск выделено 7709635,00 на мероприятия по антитеррористической и пожарной безопасности. Деньги направлены на устранение в том числе предписаний надзорных органов: проведена модернизация системы видеонаблюдения в МОАУ СОШ № 2 (дошкольный уровень); проведена модернизация автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ в МОАУ СОШ № 2. В соответствии с актом комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности образовательного учреждения МОЛУ СОШ № 2 недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности объекта приведены в соответствие: В системе видеонаблюдения используются цифровые камеры, всего 15 видеокамер и 1 видеорегистратор. Система видеонаблюдения включает в себя видеокамеры: внешние - 7 шт., внутренние - 8 шт. Необходима доустановка камер. Места установки видеокамер законом не урегулированы, определяются образовательной организацией самостоятельно; Имеется один металлодетектор Блокпост PSX + 1 00, Установлена электронная система контроля и управления доступом (СКУД), установлен пост охраны, система видеонаблюдения выведена на 1 этаж и установлена на посту охраны. Так как сумма затрат на исполнение требований прокуратуры Шимановского района. не просчитана, в виду невозможности составить смету на установку тревожной и охранной сигнализации, работы по монтажу охранной сигнализации во всем здании образовательного учреждения затратны по времени и финансовым средствам, МОАУ СОШ № 2 г. Шимановска просит увеличить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
От ответчика администрации города Шимановска на исковое заявление прокурора поступил отзыв, из которого следует, что статьёй 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено,. что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. При формировании бюджета муниципального образования город Шимановск на очередной 2022 год будут включены расходные обязательства на выполнение возложенные на МОАУ СОШ N2 2 обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов образования. Так как имеется аналогичное решение суда к администрации г. Шимановска, просит суд увеличить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исполняющего обязанности прокурора Шимановского района Шаталова Н. И. о возложении к администрации г. Шимановска обязанности по финансированию расходов на выполнение возложенных на МОАУ СОШ № 2 обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов образования, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ в Шимановский районный суд Амурской области от прокурора Шимановского района Щетинина И. С. поступили уточнения исковых требований, согласно которых о просит обязать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: привести в соответствие с требованиями «СН 441-72*, Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий. зданий и сооружений» утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ограждение образовательного учреждения со стороны <адрес>, то есть не ниже 1.2 метра; обеспечить непрерывное видеонаблюдение со всех сторон территории и здания, в том числе уязвимых мест (окна, входные двери, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации); установить в помещении для охраны, оборудованном на 1-м этаже школы систему охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обязать администрацию города Шимановска Амурской области профинансировать расходы на выполнение возложенных на МОАУ «СОШ № 2 г. Шимановска» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищённости объектов образования, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Амурской области Жир Ю. А. исковые требования изложенные в уточнениях от ДД.ММ.ГГГГ поддержала в полном объеме по основания указанным в исковом заявлении и уточнениях к исковому заявлению. Просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» директор учреждения Бусавикова Л. И. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна, с учетом позиции высказанной в отзыве, который был подан в суд ранее.
Представителя ответчика администрации города Шимановска Амурской области Гришечко О. А., суду пояснила, что с требованиями истца не согласна по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления образования администрации города Шимановска Гуркова В. А., пояснила, что с требованиями истца согласна частично, просит предоставить более длительный срок, для исполнения обязанностей возложенных на МОАУ СОШ №2 г. Шимановска и администрацию г. Шимановска, а именно, до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что органами прокуратуры при проведении проверки выявлено несоответствие образовательного учреждения МОАУ СОШ № 2 г. Шимановска требованиям законодательства об обеспечения антитеррористической защищенности, что способствует созданию угрозы жизни и здоровью детей и персонала и эксплуатации здания учреждения.
В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 2 ст. 41 Закона об образовании в РФ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании в РФ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании в РФ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании в РФ устанавливает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер противодействия терроризму.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 данного Закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения). Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", и от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), в силу п. 5 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, в силу п. п. 24, 25 Требований, помимо прочего, осуществляются следующие мероприятия: - оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; - оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; - оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; - обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; - оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); - оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); - оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии с п. 1.3 Устава Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» является некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, созданной Учредителем для оказания муниципальных услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан на образование.
В соответствии с п. 1.12 Устава учредителем и собственником имущества Школы является муниципальное образование город Шимановск в лице администрации города Шимановска. Адрес: <адрес>. Функции и полномочия учредителя Школы осуществляет Управление образования администрации города Шимановска в соответствии с муниципальными правовыми актами.
В силу п.п. 1.6, 1.7, 1.9 Устава Школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и план финансово - хозяйственной деятельности, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
В нарушение требований законодательства ответчики - учредитель образовательного учреждения - администрацию города Шимановска Амурской области и муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» не исполнили возложенную на них обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения, защиты права воспитанников учреждения на охрану их жизни и здоровья.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Поскольку отсутствие охраны образовательного учреждения и не оборудование объекта видеокамерами, ограждением отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, в связи с чем не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, указанное не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, постольку суд находит исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области подлежащими удовлетворению и возлагает на муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» обязанности привести в соответствие с требованиями «СН 441-72*, Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий. зданий и сооружений» утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ограждение образовательного учреждения со стороны <адрес>, то есть не ниже 1.2 метра; обеспечить непрерывное видеонаблюдение со всех сторон территории и здания, в том числе уязвимых мест (окна, входные двери, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации); установить в помещении для охраны, оборудованном на 1-м этаже школы систему охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, на администрацию города Шимановска Амурской области обязанность профинансировать расходы на выполнение возложенных на МОАУ «СОШ № 2 г. Шимановска» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищённости объектов образования.
Исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ сроки исполнения решения суда, указанные прокурором: на администрацию города Шимановска Амурской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда на муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- привести в соответствие с требованиями «СН 441-72*, Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий. зданий и сооружений» утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ограждение образовательного учреждения со стороны <адрес>, то есть не ниже 1.2 метра;
- обеспечить непрерывное видеонаблюдение со всех сторон территории и здания, в том числе уязвимых мест (окна, входные двери, запасные двери, ворота, калитки) и критических элементов объекта (территории) (электрощит, подвальное помещение в т.ч. коммуникации);
- установить в помещении для охраны, оборудованном на 1-м этаже школы систему охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию города Шимановска Амурской области профинансировать расходы на выполнение возложенных на муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска имени Петра Георгиевича Эпова» обязанностей в целях устранения нарушений требований к антитеррористической защищённости объектов образования, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: