Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-74/2016 от 11.08.2016

Дело № 12-74/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

09 сентября 2016 года                       г. Колпашево

Судья Колпашевского городского суда Томской области Ольховская Е.В.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности Гришаевой Л.Е., ее представителя Гришаева Д.Ю.,

рассмотрев жалобу Гришаевой Л.Е. на постановление о назначении административного наказания от д.м.г. по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Н.

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Н. от д.м.г. Гришаева Л.Е. привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Гришаева Л.Е. обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с жалобой о его отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы Гришаевой Л.Е. указано, что решением от д.м.г. исполнительного комитета <адрес> городского совета народных депутатов ее мужу В. был выделен земельный участок для строительства гаража по адресу: <адрес>. То есть земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ. После смерти В. решением <адрес> городского суда от д.м.г. в состав наследственного имущества включен гараж по вышеуказанному адресу. д.м.г. заявитель получила свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанный гараж. На основании абз. 3 статьи 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» заявитель считает, что режим использования земельного участка возможен как на основании права собственности, так и на основании аренды земельного участка у владельца соответствующих земель населенного пункта. Позицию должностного лица об использовании земельного участка Гришаевой Л.Е., как лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, заявитель считает не законной. Кроме того, в описательной части постановления должностное лицо использует термин «самовольное занятие земельного участка» в абзаце, определяющем размер административного штрафа. Однако самовольного занятия земельного участка не было, права на указанный земельный участок в соответствии с действующим законодательством у заявителя имеются. Кроме того, действующим законодательством сроков, устанавливающих обязанность лица приобрести земельный участок в собственность или в аренду, не предусмотрено.

Гришаева Л.Е. в судебном заседании жалобу поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнительно пояснив, что в случае признания ее виновной в совершении правонарушения, при вынесении решения просила учесть, что она ранее к административной ответственности не привлекалась, является пенсионером, инвалидом второй группы, на основании ч. 2.2. ст.4.1 КоАП РФ просила назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей кодекса.

В судебном заседании защитник Гришаевой Л.Е. – Гришаев Д.Ю. жалобу Гришаевой Л.Е. поддержал в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить, дополнительно указав, что в момент рассмотрения протокола должностным лицом Гришаева Л.Е. вину в совершенном правонарушении признала, однако впоследствии они стали изучать законодательство и пришли к выводу, что Гришаева Л.Е. привлечена к ответственности неправомерно, по основаниям, изложенным в жалобе.

Опрошенная в судебном заседании заместитель главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Н. пояснила, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о том, что Гришаева Л.Е. является собственником гаража по адресу: <адрес> однако права на земельный участок под этим гаражом у нее отсутствуют. Более того, Гришаева Л.Е. в Администрацию поселения с заявлением о выделении ей земельного участка не обращалась. Кроме того, и за момент выявления обстоятельств административного правонарушения обращение в Администрацию поселения не последовало, а потому при рассмотрении дела об административном правонарушении было принято решение о назначении Гришаевой Л.Е. наказания в виде штрафа.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, будучи не связанным доводами жалобы, проверил дело в полном объёме, при этом приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что оно вынесено д.м.г., в этот же день было получено Гришаевой Л.Е., жалоба заявителем датирована д.м.г., в тот же день поступила в Колпашевский городской суд. Срок обжалования Гришаевой Л.Е. пропущен не был.

Постановлением о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Н. от д.м.г. Гришаева Л.Е. признана виновной в использовании земельного участка из состава земель населенных пунктов, местоположением: <адрес> на котором находится гараж общей площадью ... кв.м., не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Статьей 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Исходя из положений статей 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на эти земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

    Как следует из административного материала, а именно, из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от д.м.г. Гришаева Л.Е. с д.м.г. является собственником гаража - нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В то же время, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от д.м.г. сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по указанному адресу отсутствуют.

Аналогично, согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по <адрес> от д.м.г., в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке по адресу: <адрес>

По данным Администрации <адрес> городского поселения от д.м.г. обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок по адресу: <адрес> не поступали.

Таким образом, из представленного административного материала с очевидностью следует вывод о том, что Гришаева Л.Е. использует земельный участок из состава земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен гараж, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Утверждение должностного лица о наличии в действиях Гришаевой Л.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, является обоснованным.

Факт правонарушения зафиксирован соответствующим актом от д.м.г., составленным главным специалистом-экспертом <адрес> межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Н., имеется фототаблица.

Следовательно, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Гришаевой Л.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса.

Каких-либо нарушений при проведении проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Гришаевой Л.Е. должностным лицом допущено не было.

В то же время, судьей не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что земельный участок под гаражом был предоставлен мужу заявителя В. до введения в действие Земельного кодекса РФ, после смерти которого она наследовала гараж, построенный на данном земельном участке и действующим законодательством не предусмотрено сроков, в течение которых лицо обязано приобрести земельный участок в собственность или в аренду.

Действительно, решением исполнительного комитета <адрес> городского совета народных депутатов от д.м.г. «Об отводе земельных участков под строительство» В. разрешено строительство гаража размером ... кв.м. из несгораемого материала в районе .... Решением <адрес> городского суда от д.м.г. Гришаевой Л.Е. включено в наследственную массу недвижимое имущество – гараж по адресу: <адрес>, который остался после смерти В., умершего д.м.г..

Так, на момент предоставления наследодателю заявителя земельного участка под строительство гаражей действовал Земельный кодекс РСФСР.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.

В соответствии с абзацем 3 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на который ссылается заявитель, граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ч. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, как ранее действовавшим законодательством, так и действующим на момент выявления административного правонарушения законодательством, предусматривается заключение договора аренды между сторонами в письменном виде. Документом, подтверждающим заключение договора аренды земельных участков, является письменный договор.

Либо, согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из приведенных выше положений закона следует, что лицо, имеющее право пользования земельным участком, в том числе и в результате приобретения прав на объект недвижимости, расположенный на нем, в целях осуществления платности пользования землей обязано оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю.

Однако ни договора аренды, ни документов, предусмотренных ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящей жалобы Гришаевой Л.Е. представлено не было. Более того, доказательств обращения Гришаевой Л.Е. в органы местного самоуправления для оформления права на земельный участок под объектом недвижимости после вступления в права наследования в отношении гаража, расположенного на данном земельном участке, суду не представлено.

А потому, оценивая представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода должностного лица о доказанности вины Гришаевой Л.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, учитывая также то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Гришаева Л.Е. вину в совершенном правонарушении признала.

Постановление о привлечении Гришаевой Л.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Таким образом, в судебном заседании обстоятельства, на которых Гришаева Л.Е. и ее защитник Гришаев Д.Ю. основывали жалобу, не нашли своего подтверждения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая, что правонарушение, совершенное Гришаевой Л.Е. нарушает общественные отношения в сфере использования и охраны земель, длящийся характер правонарушения и длительное (более 5 лет) непринятие мер к оформлению прав на земельный участок, принимая во внимание, что использование Гришаевой Л.Е. земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на него влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, связанных со свободным использованием данного участка, а также то, что одним из принципов земельного законодательства является приоритет использования земель общего пользования, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 Земельного кодекса РФ), судья полагает, что признаки малозначительности в действиях Гришаевой Л.Е. отсутствуют.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по настоящему делу решения, не установлено.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом были устранены неточности в протоколе об административном правонарушении в виде ошибочного указания в описательно-мотивировочной его части фамилии П. вместо Гришаевой Л.Е., что, по мнению судьи, является опиской, не влияет на законность принятого решения, поскольку административный материал содержит бесспорные доказательства вины Гришаевой Л.Е. в совершенном правонарушении, права, предусмотренные, в том числе ст. 25.1 КоАП РФ Гришаевой Л.Е. были разъяснены, о чем имеется ее подпись.

Административное наказание Гришаевой Л.Е. назначено в виде штрафа минимальное, с учётом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 7.1 названного Кодекса, принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка не определена.

Вместе с тем, вид административного наказания, назначенного Гришаевой Л.Е., не соответствует положениям ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ.

Пункт 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция ст. 7.1 КоАП РФ, как указано выше, предусматривает наказание в виде административного штрафа.

Между тем, в нарушение указанных требований закона, должностное лицо, привлекая Гришаеву Л.Е. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, назначило ей административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, то есть наказание, не предусмотренное КоАП РФ, в связи с чем, постановление в данной части подлежит изменению.

Кроме того, Гришаевой Л.Е. заявлено ходатайство о применении положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2. настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая личность Гришаевой Л.Е., ее имущественное положение, а именно, то что она является пенсионером, иных доходов кроме пенсии не имеет, ранее к административной ответственности не привлекалась, судья полагает возможным снизить сумму административного штрафа в отношении Гришаевой Л.Е. до 2500 рублей. Изменение постановления в данном случае не ухудшит положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 7.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2500 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░:     ░.░. ░░░░░░░░░░

12-74/2016

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Гришаева Людмила Евгеньевна
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Ольховская Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
11.08.2016Материалы переданы в производство судье
31.08.2016Судебное заседание
09.09.2016Судебное заседание
15.09.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2016Дело оформлено
27.09.2016Вступило в законную силу
27.09.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее