Решение по делу № 2-3296/2017 ~ М-3487/2017 от 04.10.2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2017 года                            город Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи                         Д.В. Широковой,

при секретаре                                 Н.Р. Ажгельдиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3296/17 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской к Арюкову А.В. о возмещении вреда, причинённого водному объекту,

у с т а н о в и л:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области обратился с иском в суд к Арюкову А.В. о возмещении вреда, причинённого водному объекту, указав в обоснование своих требований, что Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области <дата обезличена> в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут на основании приказа от <дата обезличена> <№> проведен рейдовый осмотр водного объекта <адрес> и его водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в границах <адрес>, в ходе осмотра установлено, что на акватории <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, обнаружено захламление отходами производства и потребления: пластиковыми бутылками, бумажными и полиэтиленовыми пакетами, пластмассовой тарой и т.п. Площадь захламления акватории составила 24 кв.м. Учитывая, что на основании договора водопользования от <дата обезличена>, заключённого с Арюковым А.А., указанное лицо несёт ответственность за водный объект по указанному адресу, просили суд взыскать с ответчика в федеральный бюджет 61 724, 16 рублей в счёт возмещения вреда, причинённого водному объекту <адрес>, как объекту охраны окружающей среды, в результате захламления отходами производства и потребления акватории водного объекта <адрес> по адресному ориентиру: <адрес> соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 г. № 87, предоставив соответствующий расчёт.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области Дубинина В.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик Арюков А.В. в судебном заседании не присутствовал. Судом извещен надлежащим образом, причина неявки в суд не известна. Ходатайств об отложении дела не поступало. Доказательств уважительности причин неявки в суд в материалах дела не имеется.

Суд отмечает, что ответчик извещался о рассмотрении дела в соответствии с положениями, предусмотренными главой 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежащим образом, кроме того, информация о рассмотрении дела своевременно размещена на официальном сайте суда leninsky.ast@sudrf.ru и свободна в доступе гражданам. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о злоупотреблении правом со стороны ответчика, поскольку, в силу статьи 35 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Таким образом, нежелание ответчика являться в суд для участия в судебном заседании по делу, свидетельствует об их уклонении от участия в состязательном процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия, не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию и рассмотрение дела в разумные сроки.

Руководствуясь положениями ст. ст. 167, 233, Гражданского процессуального кодекса РФ, с учётом положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд установив, что ответчики уведомлены о возникшем споре и предъявлении к ним иска надлежащим образом, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика, определив рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, представленные на обозрение материалы дела об административном правонарушении в отношении Арюкова А.В. о привлечении лица к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, приходит к следующему.

В силу ст.1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток ибо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «е» п.3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Правительством РФ от 5 февраля 2016 № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с пп. «б» п. 4 вышеуказанных Правил, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения.

Статьёй 1 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

В силу ст. 4 ФЗ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Пунктом 1 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для Окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьёй 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании ч.1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть Безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п.1 ст. 56 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.

Частями 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ разъяснено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствием с постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 640 « О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2015 № 216-П «О перечне объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» протока Серебряная Воложка относится к водным объектам, подлежащим федеральному государственному надзору.

Согласно письму Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области <№> от <дата обезличена>, протяженность водного объекта <адрес> составляет около 5 км. Ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 50 м от береговой линии. Ширина прибрежной защитной полосы данного водного объекта устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Ширина береговой полосы общего пользования составляет 5 м.

Положениями ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Судом из представленных доказательств установлено, что <дата обезличена> между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и Арюковым А.В. заключён договор водопользования согласно условиям которого Водопользователь принял в пользование водный объект: участок акватории протоки <адрес>ю 0,0139977 кв.м. для размещения плавательных средств. со сроком действия договора до <дата обезличена> (привязка к точкам координат <данные изъяты>).

В соответствии с пп. «р, у, х» п. 19 заключённого договора, водопользователь обязан исключить засорение и загрязнение водного объекта и его водоохранной (рыбоохранной) зоны с целью сохранения среды обитания водных биологических ресурсов, не допускать загрязнения и засорения водного объекта при осуществлении водопользования сточными водами, мусором, образующимися в процессе эксплуатации плавсредств, не допускать загрязнения и засорения прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, предоставленного в пользование.

В соответствии с пп. ф п. 19 гл. III Договора, в случае обнаружения загрязнения водного объекта при осуществлении водопользования на предоставленной акватории локализация и ликвидация загрязнения возлагается на водопользователя.

Согласно п.21 гл. IV Договора, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор подписан сторонами, зарегистрирован в государственном водном реестре за <№> от <дата обезличена>.

Как установлено в судебном заседании, Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области <дата обезличена> в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут на основании приказа о проведении рейдового осмотра от <дата обезличена> <№> проведен рейдовый осмотр водного объекта <адрес> и его водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в границах <адрес>, в ходе осмотра установлено, что на акватории <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, обнаружено захламление отходами производства и потребления: пластиковыми бутылками, бумажными и полиэтиленовыми пакетами, пластмассовой тарой и т.п. Площадь захламления акватории составила <данные изъяты> кв.м.

Согласно п. 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Статьёй 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст.69 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016) лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Положениями статьи 77 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного водным объектам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 г. № 87.

Согласно представленному истцом расчёту размера вреда, причинённого водному объекту <адрес>, в результате захламления отходами производства и потребления акватории водного объекта сумма размера вреда составляет 61 724,16 рублей.

Расчёт проверен судом и является арифметически верным. Ответчиком контррасчёт не представлен.

Управлением в адрес ответчика направлялся расчёт размера вреда, причиненного водному объекту <адрес> для оплаты в добровольном порядке (исх. <№> от <дата обезличена>), однако доказательств добровольной оплаты вреда суду не представлено.

Учитывая, что истцом доказан факт причинения вреда компоненту природной среды — водному объекту, вследствие нарушения Арюковым А.В., наделённым обязанностями по организации мероприятий по охране водного объекта <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, природоохранного законодательства, а также отказ физического лица от возмещения вреда в добровольном порядке, с ответчика в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 № 87, подлежит взысканию вред, причинённый водному объекту <адрес> в результате захламления отходами производства и потребления акватории водного объекта <адрес> по адресному ориентиру: <адрес>, в размере 61 724 (шестьдесят одна тысяча семьсот двадцать четыре) рубля 16 (шестнадцать) копеек.

Учитывая положения ч.1 ст.88, ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 2 051,73 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 234, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской к Арюкову А.В. о возмещении вреда, причинённого водному объекту, удовлетворить.

Взыскать с Арюкову А.В. в федеральный бюджет в счёт возмещения вреда, причинённого водному объекту 61 724, 16 рублей, судебные расходы в размере 2 051,73 рублей.

На заочное решение ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения им копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате в день принятия

Судья:                                        Д.В. Широкова

2-3296/2017 ~ М-3487/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по АО
Ответчики
Арюков Андрей Вячеславович
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Широкова Дина Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--ast.sudrf.ru
04.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2017Передача материалов судье
09.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017Подготовка дела (собеседование)
25.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
30.11.2017Копия заочного решения возвратилась невручённой
21.06.2020Дело оформлено
21.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее