Судья – Коблев С.А. Дело № 33а-20470/2020
(№ 2а-1396/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» июля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.,
судей Суслова К.К., Ефименко Е.В.,
по докладу судьи Суслова К.К.,
при ведении протокола
помощником судьи Маркиной И.С.,
слушала в закрытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе адвоката Дегтярева А.А. – Григоряна А.С. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 4 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе обратился в суд с административным иском к Дегтяреву А.А. о возложении обязанности в недобровольном порядке проследовать в обсерватор по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <...> и находиться в режиме изоляции в течение 14 календарных дней с момента прибытия на территорию Краснодарского края под непрерывным медицинским наблюдением.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 31 мая 2020 года авиарейсом Дегтярев А.А. из Нью-Йорка прибыл на территорию Краснодарского края. По прибытию административного ответчика должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе ему вручено постановление <№..>-Р от 31 мая 2020 г. о направлении в обсерватор на 14 дней со дня прибытия, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>
Дегтярев А.А. не согласился с указанным постановлением, отказался от направления в обсерватор, о чем свидетельствует личная подпись.
Учитывая, что административный ответчик ставит под угрозу, как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих, административный истец обратился в суд с данным административным иском.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 4 июня 2020 года административный иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе к Дегтяреву А.А. об изоляции гражданина в недобровольном порядке – удовлетворен, суд указал на необходимость госпитализации Дегтярева А.А. в недобровольном порядке в обсерватор, находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>», для нахождения в режиме изоляции в течение 14 дней.
С указанным решением суда не согласился адвокат Дегтярева А.А. – Григорян А.С. и подал апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что законных оснований для помещения Дегтярева А.А. в недобровольном порядке в обсерватор не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле - Цормутян Х.Г. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 31 мая 2020 года авиарейсом Дегтярев А.А. из Нью-Йорка прибыл на территорию Краснодарского края. По прибытию административного ответчика должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе ему вручено постановление <№..>-Р от 31 мая 2020 г. о направлении в обсерватор на 14 дней со дня прибытия, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>
Дегтярев А.А. не согласился с указанным постановлением, отказался от заселения в обсерватор, что подтверждается письмом ГБУЗ «Темрюкская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края от 3 июня 2020 г.
Положением ст. 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Одним из таких случаев является наличие или подозрение у лица инфекционного заболевания, представляющего непосредственную опасность для окружающих.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия. Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства, что предполагает необходимость применения к гражданам, представляющим опасность для окружающих, и не соблюдающим правила, позволяющие предоставлять возникновение заболеваний у других лиц, мер государственного принуждения.
В случае отказа от исполнения соответствующего постановления, должностные лица органов Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с иском о принудительном совершении вышеуказанных мероприятий. Иск подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства с применением в силу ч. 4 ст. 2 КАС РФ правил глав 30 и 31 Кодекса, регулирующих сходные процессуальные отношения. Особенности производства по административным делам о госпитализации гражданина в недобровольном порядке установлены главами 30 и 31 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с пунктами 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 322.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи имеют право предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидации, ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных, инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
Новая коронавирусная инфекция COVID-19 (2019-nCoV) является потенциально тяжёлой острой респираторной инфекцией, которая 31.01.2020г. Правительством Российской Федерации внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Как следует из преамбулы и ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является (установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также: лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из таких случаев является подозрение наличия у лица заразной формы инфекционного заболевания или факт уклонения от обследования в целях выявления опасного инфекционного заболевания.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCOV, внесена в список в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Код болезни по МКБ-10-В34.2.
В соответствии с п. 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19» при выявлении проб, содержащих возбудитель необходимо организовать немедленную госпитализацию больного в медицинские организации, осуществляющие стационарную помощь инфекционным больным, с соблюдением всех правил биологической безопасности, направление материала от соответствующего лица в лаборатории подведомственных учреждений Роспотребнадзора и немедленную передачу информации об указанном случае в территориальные органы Роспотребнадзора.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», все граждане, прибывшие из стран Европы, после прибытия в обязательном порядке изолируются, госпитализируются и обследуются лабораторно на весь перечень возможных возбудителей ОРВИ, включая новую коронавирусную инфекцию.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 21.11.2011г. № 23-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Статья 46 указанного закона устанавливает, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Видами медицинских осмотров является, в том числе профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
В связи с отсутствием механизма принудительной госпитализации лица с подозрением на коронавирусную инфекцию, представляющую опасность для окружающих, вопрос о принудительной госпитализации может быть разрешен только судом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 06.04.2020г. № 8 «Об организации дополнительных мер по снижению рисков распространения COVID-19 в Краснодарском крае» также определено, что при подозрении у пациента новой коронавирусной инфекции COVID-19 необходимо обеспечить незамедлительный перевод в стационар и проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятия.
Согласно пункту 8 (10) Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 129 от 13.03.2020г. (с изменениями от 21.05.2020г. № 287) установлено, что на территории Краснодарского края меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) реализуются путем:
- обеспечения изоляции и медицинского наблюдения в условиях обсерватора всех лиц, прибывающих из иностранных государств, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия;
- обеспечения изоляции и медицинского наблюдения всех лиц, прибывающих на территорию Краснодарского края всеми видами транспорта из других субъектов Российской Федерации, за исключением Республики Адыгея, на срок 14 дней со дня их прибытия:
лиц, зарегистрированных по месту пребывания или месту жительства в Краснодарском крае и (или) имеющих в собственности жилые помещения и (или) нежилые помещения (апартаменты, эллинги, дачные и садовые дома) на территории Краснодарского края, - в домашних условиях;
лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или месту жительства в Краснодарском крае и (или) не имеющих в собственности жилые помещения и (или) нежилые помещения (апартаменты, эллинги, дачные и садовые дома) на территории Краснодарского края, - в условиях обсерватора.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.05.2020г. № 287 «О продлении режима «Повышенная готовность» и срока ограничительных мероприятий (карантина) на; территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края» в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введены ограничительные мероприятия (карантин) на период до 6.06.2020г.
Также установлено, что на территории Краснодарского края меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) реализуются путем обеспечения изоляции и медицинского наблюдения в условиях обсерватора всех лиц, прибывающих из иностранных государств, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия.
Судом первой инстанции установлено, что уважительность причин необходимости обследования Дегтярева А.А. в стационарных условиях не опровергнута, поскольку сведений об отсутствии у него положительного анализа на коронавирусную инфекцию, выданных специализированным медицинским учреждением, имеющим лицензию на проведение подобного рода медицинских исследований, не представлено.
Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что административный ответчик может самостоятельно, а равно иные лица, обеспечить его самоизоляцию и соблюдение санитарно- эпидемиологического режима и обследования без помещения в стационарные условия, не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе, так как уважительность причин необходимости обследования Дегтярева А.А. в стационарных условиях не опровергнута.
При этом, допустимых доказательств того, что Дегтярев А.А. либо иные лица могут обеспечить его самоизоляцию и соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и обследования без помещения в стационарные условия, в материалы дела не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для помещения Дегтярева А.А. в недобровольном порядке в обсерватор по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 4 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Дегтярева А.А. – Григоряна А.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий Анянова О.П.
Судья Суслов К.К.
Судья Ефименко Е.В.