Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-147/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи С.А. Топильской, с участием прокурора <адрес> района Оренбургской области Ацыховского Д.В., при секретаре Колюпановой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> района Оренбургской области в интересах Родин Е.П. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> района Оренбургской области об обязании обеспечения гражданина по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> района Оренбургской области, действуя в интересах Родина Е.П., обратился в суд с иском, к администрации МО «<адрес>» <адрес> района Оренбургской области, об обязании обеспечения гражданина по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных норм. В исковом заявлении указано, что прокуратурой <адрес> района по заявлению Родина Е.П. проведена проверка соблюдения его жилищных прав. Родителями Родина Е.П. являются Р.П.В. и Р.Р.С., что подтверждается свидетельством о рождении выданным повторно администрацией <адрес> сельского совета <адрес> района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки установлено, что Родин Е.П. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – З.Р.Р.С. решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – Р.П.В., решением Александровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.
Собственного жилья на праве собственности Родин Е.П. не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Далее в исковом заявлении указано, что в соответствии с действующим законодательством дети сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждений социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ст. 1, ст. 2 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области, наделяются органы местного самоуправления.
В нарушении требований вышеуказанных положений, а так же ст.2 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области», ст. 44 Конституции РФ, Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы исполнительной власти в данном случае администрация <адрес> не исполняет.
Родин Е.П. относится к категории детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Просит исковые требования удовлетворить, и обязать администрацию МО «<адрес>», предоставить Родин Е.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета по месту проживания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании прокурор прокуратуры <адрес> Ацыховский Д.В., исковые требования в части срока предоставления Родину Е.П. благоустроенного жилого помещения уточнил, просил суд установить срок до ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования с учетом уточнений поддержал, по существу дал пояснения, аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Родин Е.П. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> предъявленные в его интересах с учетом уточнения поддержал, суду пояснил, что проживает по адресу: <адрес>, собственного жилья у него нет. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации МО «<адрес>» <адрес> района Оренбургской области – Гаврилова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. № в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что Родин Е.П. действительно состоит на учете как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица – Правительства Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в суд не явился, в возражениях просил в исковых требованиях отказать.
Участники процесса не возражали против рассмотрения дела в отсутствии представителя третьего лица, в связи с чем, суд в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска это согласие ответчика с материально правовыми требованиями истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме.
В соответствии со статьей 173 ч.3, 198 ч.4 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для удовлетворения судом требований истца. Ответчик исковые требования признал. Признание ответчиком иска, не нарушает, чьих либо законных прав и интересов, а потому исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность, создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацем 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № абз. 2 п. 1 ст. 8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (в ред.Закона № ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1, 2, Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N № "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления, наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N № "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" предоставляются для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 33 кв.м. общей площади жилья.
Исходя из пункта п.5 ст. 3 указанного Закона, по договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области предоставляются: жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.4 ст.3, ст. 6 вышеназванного Закона Оренбургской области, по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по не зависящим от них причинам право на получение жилого помещения, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста.
Согласно ст. 19.1 указанного Закона Оренбургской области специализированные жилые помещения предоставляются однократно по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений и должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 процентов. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, составляет пять лет. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Родин Е.П., родился ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о рождении серия <данные изъяты> № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ а также паспортом гражданина РФ <данные изъяты> выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Оренбургской области в <адрес>.
Как следует из представленного решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, З.Р.С. (Родин) лишена родительских прав в отношении Родина Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из представленного суду решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, Р.П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан безвестно отсутствующим.
Заявление от ДД.ММ.ГГГГ поданное в администрацию МО «<адрес>» <адрес>, подтверждает, что Родин Е.П. обратился в орган местного самоуправления по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в виду отсутствия собственного жилья.
Постановление администрации МО «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Родин Е.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г., справка отдела образования администрации <адрес> района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., справка ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что Родин Е.П. не имеет в собственности жилья.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Родин Е.П. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, имеет право (в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N № "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда <адрес>", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, на получение жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Собственного, либо какого-либо закрепленного жилья, пригодного для проживания он не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ, он состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, имеются все необходимые условия для признания права Родина Е.П. на предоставление социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Родина Е.П. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> поданного в интересах Родина Е.П. - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> района Оренбургской области, предоставить Родину Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес> являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета по месту проживания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через <адрес> районный суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Топильская С.А.