Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 26 мая 2020 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Шалаботиной А.В, с участием представителя истца – Куставлетовой ФИО7, Рязановой ФИО8, представителя ответчика и третьего лица – Заплеевичко ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-383/20 по исковому заявлению начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в г.о.Чапаевск к ООО «Водоканал» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,-
У С Т А Н О В И Л:
Начальник территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Водоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца - Куставлетова Ж.Б., исковое заявление поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что <Дата обезличена> при проведении плановых мероприятий по контролю ООО «Водоканал» г<Адрес обезличен> были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: нарушения качества подаваемой населению г.о.<Адрес обезличен> питьевой воды. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, лабораторно-инструментальных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>» вода, отобранная на водозаборе <Данные изъяты>» из источника централизованного водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям по показателям: общей минерализации (сухой остаток), содержание при норме 1.000 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; жесткость общая, содержание при норме 7,0 мг-экв./л, фактически <Данные изъяты> мг-экв./л. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторно - инструментальных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>» вода, отобранная на водозаборе <Адрес обезличен>, из источника централизованного водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям: общей минерализации (сухой остаток), содержание при норме 1.000 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; жесткость, общая содержание при норме 7,0 мг-экв./л, фактически - <Данные изъяты> мг-экв./л; сульфаты, содержание при норме 500 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты>/дм?. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторно-инструментальных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>» вода, отобранная на водозаборе «<Данные изъяты>» из источника централизованного водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям по показателям: общая минерализация (сухой остаток), содержание при норме 1.000 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; жесткость общая содержание при норме 7,0 мг-экв./л, фактически <Данные изъяты> мг-экв./л; сульфаты содержание при норме 500 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторно - инструментальных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>» вода на водозаборе «<Данные изъяты>» из источника централизованного водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям по показателям: общей минерализации (сухой остаток), содержание при норме 1.000 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; жесткость, общая содержание при норме 7,0 мг-экв./л, фактически - <Данные изъяты> мг-экв./л; сульфаты, содержание при норме 500 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторно-инструментальных исследований <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>», вода, отобранная на водозаборе «<Данные изъяты>» из источника централизованного водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям по показателям: общей минерализации (сухой остаток), содержание при норме 1.000 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; жесткость, общая содержание при норме 7,0 мг-экв./л, фактически - <Данные изъяты> мг-экв./л; сульфаты, содержание при норме 500 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?; хлориды, содержание при норме 350 мг/дм?, фактически - <Данные изъяты> мг/дм?. Это является нарушением требований ст.11, п.1 ст.19 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1, п. 3.2, п.3.4.3.СанПиН 2.1..4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
По результатам проведения проверки <Дата обезличена> были составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.6.5 КоАП РФ, а в последующем постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
С <Дата обезличена> г.г. питьевая вода в <Адрес обезличен> не улучшилась, мероприятия по улучшению качества питьевой воды не исполнены. Согласно информации ООО «Водоканал» на <Дата обезличена> г.г., отсутствуют сведдения об эффективности проведенных мероприятий и улучшения качества питьевой воды в <Адрес обезличен>. ООО «Водоканал» предоставляет потребителям услугу по поставке питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям. С учётом уточнения исковых требований просила обязать ООО «Водоканал» разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды с обоснованием эффективности данных мероприятий в соответствие с требованиями Федерального закона №416-ФЗ от <Дата обезличена> «О водоснабжении и водоотведении» и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обязать ответчика прекратить нарушения положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: обеспечить подачу питьевого водоснабжения в границах городского округа в соответствии с требованиями СанПиН 2,<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), по показателям общей жесткости, общей минерализации, сульфатам, хлоридам.
Представитель истца - Рязанова А.А., в судебном заседании выскзала аналогичное мнение.
Представитель ответчика и третьего лица - администрации г.о.Чапаевск – Заплеевичко А.А., в судебном заседании исе не признал. Он пояснил, что в соответствии с Планом на <Дата обезличена> г.г. выполнены мероприятия за счет средств финансирования из различных источников: модернизация насосного оборудования на водозаборах подземных вод, что позволило снизить нагрузку по добыче воды на водозаборах, снизить жесткость и минерализацию воды на несколько единиц. Кроме того, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г. ООО «Водоканал» на водозаборах подземных вод было заменено <Данные изъяты> единиц насосного оборудования. Была произведена установка частотных преобразователей на насосных станциях водозаборов подземных вод, позволившая регулировать работу скважин (уменьшилось поступление менее качественной воды из нижних слоев подземных горизонтов), сократились непроизводственные потери воды на насосных станциях.
С <Дата обезличена> г.г. ООО «Водоканал» модернизировал хлораторные установки для дезинфекции воды на водозаборах «<Данные изъяты>», «<Данные изъяты>», «<Данные изъяты>». В <Дата обезличена> году были приобретены электролизные установки, заменены ветхие водопроводные сети общей протяженностью <Данные изъяты> п.м. Осуществлено внедрение автоматической системы мониторинга работы распределительной сети, к задачам которой относится: сбор информации, запись в базе данных, вывод на панель дисплея мнемосхемы объекта, отображающих технологическое оборудование с контрольно-измерительными приборами, визуализацию значений измерительных величин в реальном времени, генерацию отчета. Он сообщил, что выполнены иные мероприятия.
Кроме того, сообщил, что ООО «Водоканал» было получено Постановление администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об утверждении, технических заданий на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения <Данные изъяты> на <Дата обезличена> гг.» вместе с техническим заданием на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию объектов централизованных систем водоснабжения г<Данные изъяты> на <Дата обезличена> г.г. и техническим заданием на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию объектов централизованных систем водоотведения <Данные изъяты> на <Дата обезличена> г.г., на основании и в соответствии с которым ООО «Водоканал» разработал план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Пояснил, что по состоянию на <Дата обезличена> План мероприятий неоднократно безуспешно направлялся на согласование истцу. <Дата обезличена> План мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории г<Данные изъяты> в соответствии с п.43 Постановления <Номер обезличен> был в очередной раз направлен в территориальный отдел Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в <Данные изъяты>, то есть иск в этой части добровольно ответчиком удовлетворен.
Он также сообщил, что для выполнения требований истца необходимы значительные материальные вложения в размере <Данные изъяты>, что для муниципального образования Чапаевск являются невозможными, поскольку такие денежные средства могут быть выделены только по федеральной программе. Затруднения в улучшении качества питьевой воды в г.о.Чапаевск вызваны отсутствием надлежащего финансирования.
Третьи лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Министерства Энергетики и ЖКХ <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, уважительность причин неявки не известна. Суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив представленные документы, суд считает, что исковое заявление начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в <Данные изъяты> к ООО «Водоканал» об устранении нарушений требований санитарного законодательства подлежит частичному удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, в соответствии с распоряжением начальника Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> о проведении плановой/выездной проверки в отношении юридического лица ООО «Водоканал» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что проверка проводится с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на <Дата обезличена> год, размещенного на сайте <Данные изъяты> Срок проведения проверки: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
По результатам проверки <Дата обезличена> составлен Акт проверки <Номер обезличен>, согласно которому при проведении плановой выездной проверки ООО «Водоканал» выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: в нарушении ст.ст.11,19 Федерального Закона от <Дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.2 п.п.2.5 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - не подается информация в территориальный отдел Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> об аварийных ситуациях, технических нарушениях на объектах и сооружениях системы водоснабжения, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения. В нарушение ст.ст.11,19 Федерального Закона от <Дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.3 п.п.3.1, п.п.3.2, п.п.3.3 таблица 1, п. 3.4, п.п.3.4.3 таблица 2 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - холодная питьевая вода, отобранная из распределительной сети <Адрес обезличен>, в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по микробиологическим показателям ОКБ -0,3 КОЕ в 100 мл (величина допустимого уровня отсутствие ОКБ в 100 мл); холодная питьевая вода, отобранная из распределительной сети <Адрес обезличен>, в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по микробиологическим показателям ОКБ-0,3 КОЕ в 100мл (величина допустимого уровня отсутствие ОКБ в 100 мл); холодная питьевая вода, отобранная из водоразборной колонки <Адрес обезличен>, в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по санитарно гигиеническим нормативам по показателю: общей минерализации (сухой остаток) - <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 1000,0 мг/дм?); холодная питьевая вода, отобранная из источника водозабор «<Данные изъяты>», в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по санитарно гигиеническим нормативам по показателю:
- общей минерализации (сухой остаток) - <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 1000 мг/дм?);
- хлориды- <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 350,0 мг/дм?);
- сульфаты - <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 500,0 мг/дм?);
- холодная питьевая вода, отобранная из источника арт. скважина <Адрес обезличен>, в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по санитарно гигиеническим нормативам по показателю:
- сульфаты - <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 500,0 мг/дм?);
- холодная питьевая вода, отобранная из источника водозабор «<Данные изъяты>», в соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, протоколу лабораторных испытаний от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не соответствует по санитарно гигиеническим нормативам по показателю:
- сульфаты - <Данные изъяты> мг/дм? (гигиенический норматив не более 500,0 мг/дм?).
Составлены протоколы об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Водоканал», и должностного лица по ст. 6.5 КоАП РФ.
<Дата обезличена> Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> в отношении юридического лица - ООО «Водоканал», вынесен протокол <Номер обезличен> за нарушение ст.ст.11,19 Федерального Закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.2 п.п.2.5, п.3 п.п.3.1, п.п.3.2, п.п.3.3 таблица 1, п. 3.4, п.п.3.4.3 таблица 2 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> юридическое лицо - ООО «Водоканал», привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <Данные изъяты> рублей.
<Дата обезличена> территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> в отношении ООО «Водоканал» составлен протокол <Номер обезличен> об административном правонарушении, за нарушение ст.ст. 11,19 Федерального Закона от <Дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.2 п.п.2.5, п.3 п.п.3.1, п.п.3.2, п.п.3.3 таблица 1, п. 3.4, п.п.3.4.3 таблица 2 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> юридическое лицо - ООО «Водоканал», привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <Данные изъяты> рублей.
В соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена> вода питьевая из подземного источника централизованного водоснабжения - водозабор «<Данные изъяты>» не соответствует СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Протокол лабораторных испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно Экспертному заключению по результатам испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена> вода питьевая из подземного источника централизованного водоснабжения - артскважина <Адрес обезличен>, не соответствует ГН 2.<Дата обезличена>-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Протокол лабораторных испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
В соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что вода питьевая из подземного источника централизованного водоснабжения - водозабор «<Данные изъяты>», не соответствует ГН 2.<Дата обезличена>-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Протокол лабораторных испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно экспертному заключению по результатам испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что вода питьевая из подземного источника централизованного водоснабжения - водозабор «<Данные изъяты>» не соответствует ГН 2.<Дата обезличена>-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Протокол лабораторных испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
В соответствии с экспертным заключением по результатам испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена> изветсно, что вода питьевая из подземного источника централизованного водоснабжения не соответствует ГН 2.<Дата обезличена>-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Протокол лабораторных испытаний <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> ООО «Водоканал» направил начальнику территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> сообщение о проделанной работе.
<Дата обезличена> Управление Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> <Данные изъяты> направило сообщение о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес обезличен> рассмотрело представленный План мероприятий по улучшению качества хозяйственно-питьевого водоснабжения в <Адрес обезличен> на <Дата обезличена> г.г., отказывает в его согласовании из-за отсутствия в Плане технического задания на разработку инвестиционной программы предприятия в части мероприятий по приведению в срок не более <Данные изъяты> показателей качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, Федеральный закон № 416-ФЗ от <Дата обезличена> «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», в указанных целях и задачах отсутствует информация по обеспечению гарантий населению в питьевой воде нормативного качества. План не обеспечивает доведение качества питьевой воды по показателям общей минерализации, жесткости, сульфатам до гигиенического норматива требований санитарных правил СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в результате чего не представляется возможным оценить достижение требований, в предусмотренный законодательством РФ <Данные изъяты> с начала реализации Плана. Рекомендовано внести соответствующие корректировки в План с учётом требований действующего законодательства.
Согласно Решению Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> «О проблемах питьевого водоснабжения на территории <Адрес обезличен>» известно, что согласно форме федерального статистического наблюдения <Номер обезличен> «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» доля проб воды водопроводных сетей <Адрес обезличен>, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в <Дата обезличена> году составила <Данные изъяты>% (<Данные изъяты>%). Доля проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям из разводящих водопроводных сетей, снизилась с <Данные изъяты>% в <Дата обезличена> до <Данные изъяты>% в <Дата обезличена> году (РФ <Данные изъяты>%). В ряде административных территорий <Адрес обезличен> показатель микробиологического несоответствия питьевой воды гигиеническим нормативам значительно превышает среднеобластные значения. Подземные воды ряда территорий <Адрес обезличен> имеют природное повышенное содержание железа, марганца, сульфатов, жесткости, обшей минерализации, т.е. вода ряда подземных водозаборов требует очистки.
Оценены как подающие недоброкачественную питьевую воду, в связи с существенным ухудшением качества питьевой воды водопроводы некоторых территорий, таких как <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, иные. В <Дата обезличена> году перед органами местного самоуправления стояла задача по проведению инвентаризации объектов водоснабжения и подготовке предложений в федеральную и областную программу «<Данные изъяты>» в рамках национального проекта «<Данные изъяты>». На территории <Адрес обезличен> <Данные изъяты> объект водоснабжения не соответствует санитарным правилам. По всем не соответствующим санитарным правилам объектам Управлением в <Дата обезличена> г.г. в Министерство энергетики и ЖКХ <Адрес обезличен> направлялись предложения с обоснованием необходимости включения в программы мероприятий по улучшению качества воды.
В целях решения ряда изложенных проблем Министерством энергетики и ЖКХ <Адрес обезличен> подготовлена Государственная программа <Адрес обезличен> «Чистая вода» на 2019-2024 г.<Адрес обезличен> внесения корректировок Программа <Дата обезличена> была согласована Управлением и утверждена Постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О внесении изменений в постановление «<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении государственной программы <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» на <Дата обезличена> годы». Программа включает в себя мероприятия по <Данные изъяты> объектам водоснабжения, требующим реконструкции и модернизации.
Однако, в программу не вошли предложения по улучшению водоснабжения по муниципальным образованиям с низким показателем обеспеченности населения качественной водой, среди которых г.<Данные изъяты>. Решение вопроса обеспечения водой надлежащего качества г<Данные изъяты>, по мнению экспертов, возможно путем отказа от эксплуатации действующих водозаборов и освоением новых площадок.
По этой причине еще в конце 70-х г.г. была выполнена разведка месторождения подземных вод на участке «<Данные изъяты>», где были утверждены в достаточном количестве запасы воды питьевого качества. Была разработана проектно-сметная документация и начато строительство. Однако, в <Дата обезличена> г. строительные работы были остановлены из-за прекращения финансирования Федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения <Адрес обезличен>». Для формирования программы «<Данные изъяты>» администрацией <Данные изъяты> были предложены мероприятия, связанные с освоением водозабора«<Данные изъяты>». Площадка водозабора расположена в <Данные изъяты> от жилой застройки, отпромышленных и коммунальных объектов, что существенно снижает риск негативного техногенного воздействия на водоносный слой, но ведет к серьезному удорожанию строительно-монтажных работ. Ориентировочная стоимость строительства составляет <Данные изъяты>. проектно-изыскательные работы - <Данные изъяты>. Органам местного самоуправления главам городских поселений, среди котрых и <Данные изъяты>, предписано проработать план мероприятий по улучшению качества воды с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности, определенных к реализации с привлечением средств вышестоящих бюджетов, которые позволят повысить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем нейтрализованного водоснабжения, в т.ч. в соответствии с требованиями национального проекта «<Данные изъяты>» по направлению «<Данные изъяты>», государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и в рамках иного финансирования.
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости, достоверности и достаточности для принятия судебного решения.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под благоприятной средой согласно статье 8 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое - либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее — водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст.19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.5 ст. 23 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен>- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. (в ред. Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФЭ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены санитарные правила «СанПиН 2.<Дата обезличена>-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в соответствии с которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой воды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п.п.3.4, 3.4.1 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению является одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (ч.2 ст.3 Федерального закона от <Дата обезличена> № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии со ст.19 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу ст.11 Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В судебном заседании установлено, что результатам лабораторных исследований воды <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> вода из подземного источника централизованного водоснабжения – водозабор «<Данные изъяты>», из подземного источника централизованного водоснабжения – артскважина <Адрес обезличен>, из подземного источника централизованного водоснабжения – водозабор «<Данные изъяты>», из подземного источника централизованного водоснабжения – водозабор «<Данные изъяты>», из подземного источника централизованного водоснабжения не соответствует ГН 2.<Дата обезличена>-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В связи с выявленными нарушениями, <Дата обезличена> в отношении юридического лица ООО «Водоканал» были составлены протоколы об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ, должностные лица ООО «Водоканал» привлечены к административной ответственности.
Установлено, <Дата обезличена> территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> генеральному директору ООО «Водоканал» направило сообщение, согласно которому питьевая вода, отобранная в рамках СГМ, не соответствует по показателю сульфаты, уровень превышения среднегодовой концентрации в <Данные изъяты> раза (в <Дата обезличена> году уровень превышения среднегодовой концентрации сульфатов в питьевой воде в <Данные изъяты> составил <Данные изъяты> раза). Предельно допустимая концентрация сульфатов строго регламентируется СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», санитарно-гигиеническая норма содержания сульфатов в питьевой воде не более 500 мг/дм?. Питьевая вода в <Дата обезличена> году оценена как недоброкачественная. В соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ от <Дата обезличена> «О водоснабжении и водоотведении», территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <Адрес обезличен> в г.о.Чапаевске в <Дата обезличена> годк был согласован план мероприятий по улучшению хозяйственно-питьевого водоснабжения и качества питьевой воды в г.о.Чапаевск на <Дата обезличена> г.г.. За период <Дата обезличена> г.г. качество питьевой воды не улучшилась в <Данные изъяты>, мероприятия по улучшению качества питьевой воды не выполняются. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не включен в состав инвестиционной программы. Инвестиционная программа в сфере водоснабжения не разрабатывалась.
Таким образом, ответчиком - ООО «Водоканал», нарушаются требования Федерального закона от <Дата обезличена> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от <Дата обезличена> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
По причине несоответствия воды санитарным нормам ставится под угрозу здоровье населения, в связи с чем бездействие ООО «Водоканал» подлежит признанию незаконным в отношении неопределенного круга лиц и на ответчика ООО «Водоканал» должна быть возложена обязанность по принятию мер по обеспечению качества питьевой воды соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям в <Данные изъяты>.
В соответствии с п.11 ст.40 Федерального закона от <Дата обезличена> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.37 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями разрабатываются регулируемой организацией и подлежат согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с ч.7. ст.23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями согласно ч.9 ст.23 Закона №416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Водоканал» <Дата обезличена> план мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории <Данные изъяты> в соответствии с п. 43 Постановления <Номер обезличен>, был направлен в территориальный отдел Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен>. Однако, установлено, что указанный план мероприятий, разработанный ООО «Водоканал», изготовлен без технического задания адмирнистрации г<Данные изъяты>
Таким образом, в удовлетворении требования истца в части обязывания ООО «Водоканал» по разработке плана мероприятий по приведению качества воды с обоснованием эффективности данных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от <Дата обезличена> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и согласовании его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор надлежит отказать.
В соответствии ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно пунктам 3.4., 3.5. СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О введении в действие санитарных правил», безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям, содержанию вредных химических веществ и благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, определенным СанПиН 2.<Дата обезличена>-01.
Установлено, что по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторно - инструментальных исследований вода на водозаборах «<Данные изъяты>», водозаборе «<Данные изъяты>», водозаборе «<Данные изъяты>», не соответствует санитарным требованиям, хлориды и сульфаты, содержащиеся в воде, превышают предельные нормы. Вода, подаваемая жителям г<Данные изъяты> не соответствует санитарным требованиям п.3.1, п. 3.2., п. 3.4.4 СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Приведенные положения действующего законодательства прямо возлагают обязанность по согласованию программ производственного контроля качества питьевой воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также отбор проб воды в рамках производственного контроля качества воды, по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями законодательства на организации, осуществляющие водоснабжение, в связи с чем суд считает, что исковые требования начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> к ООО «Водоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению в этой части. Суд считает, что ответчик обязан принять меры по приведению качества питьевой воды к законным требованиям.
Таким образом, исковое заявление начальника территориального отдела Управление Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> к ООО «Водоканал» об устранении нарушений требований санитарного законодательства подлежит частичному удовлетоврению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в г.о.Чапаевск к ООО «Водоканал» об устранении нарушений требований санитарного законодательства - удовлетворить частично.
Отказать в удовлетворении искового заявления начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> к ООО «Водоканал» в части обязывания ООО «Водоканал» разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды с обоснованием эффективности данных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от <Дата обезличена> №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и согласовании его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Исковое заявление начальника территориального отдела Управления Рос.потреб.надзор по <Адрес обезличен> в г.о.Чапаевск в части обязывания ООО «Водоканал» обеспечить подачу питьевого водоснабжения в границах городского округа в соответствии с требованиями СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) по показателям общей жесткости, общей минерализации, сульфатам, хлоридам - удовлетворить.
Обязать ООО «Водоканал» обеспечить подачу питьевого водоснабжения в границах городского округа Чапаевск в соответствии с требованиями СанПиН 2.<Дата обезличена>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) по показателям общей жесткости, общей минерализации, сульфатам, хлоридам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда Овсянников С.В.
Мотивированное Решение изготовлено
<Дата обезличена>
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в гражданском деле <Номер обезличен>
<Номер обезличен>