УИД 63RS0030-01-2022-001818-15
№ 2а-1048/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 19 апреля 2022 года
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Морозова Н.Ю.,
при секретаре Зубовой Ю.М.,
с участием:
помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Муслинова В.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Ерофеева И.В., действующего на основании доверенности № 64/ТО/74/11-1498 от 17.03.2021 года,
административного ответчика Тихонова В.В. посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области к Тихонову В.В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Тихонову В.В. на срок 8 лет, со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 2-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на разлив.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Тихонов В.В. осужденный 18.07.2019 года Отрадненским городским судом Самарской области (с учетом определения Шестого кассационного суда от 08.12.2020 года) по п.«г» ч.2 ст. 161, ст.74 ч.5, ст.70 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Конец срока отбывания наказания наступает 08.05.2022 года.
Тихонов В.В. прибыл в ФКУ ИК-16 16.02.2021 года из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, где зарекомендовал себя следующим образом: поощрений и взысканий не имел; не обучался, трудоустроен не был; мероприятия воспитательного характера посещает. По прибытию в ФКУ ИК-16 был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. За время отбывания наказания: установленный порядок отбывания наказания не нарушал; поощрений не имеет; участие в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий согласно ст.106 УИК РФ принимает; лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает; в ИК-16 не трудоустроен, к труду относится удовлетворительно; на мероприятия воспитательного характера реагирует удовлетворительно; .... Обучается в школе и ПУ-117 по специальности «оператор швейного оборудования», пропуски занятий не допускает. Взаимоотношения поддерживает с осужденными положительной направленности. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. 25.02.2021 поставлен на профилактический учет как склонный к суициду и членовредительству.
После освобождения следует к месту жительства по адресу: ....
Административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в судебном заседании поддержал административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Муслинов В.А., поддержал заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Тихонову В.В.
Административный ответчик Тихонов В.В. в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указал, что оснований установленных законом для установления в отношении него административного надзора не имеется. Не согласен с количеством явок указанных в иске, а также сроком административного надзора.
Суд, выслушав участников процесса в режиме видеоконференц-связи, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обозрев личное дело осужденного, полагает административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Тихонова В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Приговором Отрадненского городского суда Самарской области от 18.07.2019 года (с учетом определения Шестого кассационного суда от 08.12.2020 года) Тихонов В.В. осужден по п.«г» ч.2 ст. 161, ст.74 ч.5, ст.70 УК РФ (частично присоединена неотбытая часть наказания по приговорам Отрадненского городского суда Самарской области от 27.03.2018 года и 23.05.2018 года) к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве.
В силу ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, в отношении совершеннолетнего гражданина, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывающего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу ч. 2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Приговором Отрадненского городского суда Самарской области от 18.07.2019 года (с учетом определения Шестого кассационного суда от 08.12.2020 года) Тихонов В.В. осужден по п.«г» ч.2 ст. 161, ст.74 ч.5, ст.70 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, в действиях административного ответчика установлен опасный рецидив преступлений.
При определении административных ограничений для Тихонова В.В. суд учитывает, что за время отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области Тихонов В.В. зарекомендовал себя следующим образом: поощрений и взысканий не имел; не обучался, трудоустроен не был; мероприятия воспитательного характера посещал.
За время отбывания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с 16.02.2021 года административный ответчик установленный порядок отбывания наказания не нарушал, поощрений и взысканий не имеет, на мероприятия воспитательного характера реагирует удовлетворительно, взаимоотношения поддерживает с осужденными положительной направленности. Участие в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий согласно ст.106 УИК РФ принимает. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Тихонов В.В. в исправительном учреждении не трудоустроен, к труду относится удовлетворительно. Обучается в школе и ПУ-117 по специальности «оператор швейного оборудования», пропуски занятий не допускает. Административный ответчик .... 25.02.2021 года Тихонов В.В. поставлен на профилактический учет как склонный к суициду и членовредительству.
В связи с этим, суд считает, что для контроля за поведением Тихонова В.В. после освобождения последнему следует установить административный надзор на срок 8 лет, обязав его находиться по месту своего жительства в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц в установленные этим органом дни; запретить пребывание в увеселительных запретить пребывание в увеселительных заведениях (барах, клубах, магазинах), торгующих спиртными напитками на розлив.
Применительно к установленным ограничениям суд полагает, что они не носят произвольный характер, основаны на характере ранее имевших место противоправных действий Тихонова В.В., направлены на недопущение антиобщественного поведения и оказание воспитательного воздействия.
Вопреки доводам административного ответчика в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Доводы административного ответчика о том, что количество явок в ОВД является чрезмерным, явки необходимо уменьшить, суд находит неубедительными по вышеуказанным мотивам.
Указание Тихонова В.В. в связи с тем, что он имеет ..., ему не может быть установлен административный надзор, не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку это противоречит пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ. Действующее в Российской Федерации законодательство, устанавливающее порядок административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не выделяет из данной категории лиц ... и не предусматривает для них особого порядка установления такого надзора.
Установление административного надзора и возложение в связи с этим на Тихонова В.В. ограничений, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения Тихоновым В.В. преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
В то же время, административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить в отношении Тихонова В.В., ..., ...: .... административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями:
обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой;
запретить пребывание в увеселительных запретить пребывание в увеселительных заведениях (барах, клубах, магазинах), торгующих спиртными напитками на розлив.
Разъяснить Тихонову В.В., что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Исчислять срок административного надзора со дня постановки Тихонова В.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Ю. Морозова
Мотивированная часть решения изготовлена 19.04.2022 г. в единственном экземпляре и является подлинником.
Судья: Н.Ю. Морозова