Дело № 2-2731 (2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2017 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при секретаре Якимовой Л.Е.,
с участием представителя заявителя Нечаева В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пермской строительной компании» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Пермская строительная компания» о возложении обязанности, указав в заявлении, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе плановой проверки выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Пермская строительная компания». Основным видом деятельности ООО «ПСК» в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а также объяснениями представителя Общества Лаптевой Н.Н. является эксплуатация котельных. На основании концессионного соглашения от 01.11.2016 г. и договора аренды недвижимого имущества от 15.09.2016 г. ООО «ПСК» осуществляет теплоснабжение населения Краснобережского сельского поселения Соликамского муниципального района посредством эксплуатации котельных. В ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности, в период с 2016 года по настоящее время, ООО «ПСК» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляет эксплуатацию 2 стационарных источников выбросов - промышленных площадок: котельная общей площадью 38,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> котельная общей площадью 63,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. При эксплуатации указанных промышленных площадок осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ - бенз(а)пирена, взвешенных веществ, сажи, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Региональный государственный экологический контроль на территории Пермского края осуществляет Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, являющаяся уполномоченным органом, выдающим разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По информации Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 13.02.2017 г. № СЭД-36-03-02-1, ООО «ПСК» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал. Вместе с тем, у ООО «ПСК» до настоящего времени отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам. Кроме того, согласно объяснениям представителя ООО «ПСК» Лаптевой Н.Н. от 05.04.2017 г. при эксплуатации котельных не ведется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с выбросами вредных веществ в атмосферу, не имеет разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отсутствие разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как документов, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. Эксплуатация ООО «ПСК» указанных выше промышленных площадок в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит возложить на ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Пермская строительная компания» (ИНН 5906077940, ОГРН 1075906007220, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.11.2007 г.) обязанность получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; организовать учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Установить ответчику - обществу с ограниченной ответственностью «Пермская строительная компания» срок исполнения обязанностей шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела отсутствие представителя ООО «ПСК».
Третье лицо в судебное заседание представителя не направил, извещен, согласно телефонограмме просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Инспекции.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» бенз(а)пирен, взвешенные вещества и сажа отнесены к категории загрязняющих веществ.
На основании ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет предельно допустимый выброс как норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 12 и ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей среды.
В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Одними из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» определено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В судебном заседании установлено, что ООО «Пермская Строительная Компания» осуществляет деятельность в качестве юридического лица с 22.11.2007 г. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.45-58), Уставом (л.д.34-44), основным видом деятельности является эксплуатация котельных.
15.09.2016 г. между МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Соликамского муниципального района Пермского края» и ООО «Пермская Строительная Компания» заключен Договор аренды недвижимого имущества муниципальной казенной собственности Соликамского муниципального района, согласно которого ООО «ПСК» принял во временное пользование нежилое здание котельной площадью 38,9 кв.м, количество этажей 1, расположенное по адресу: <адрес> с тепловыми сетями, протяженностью 74 м, для осуществления деятельности по постановке тепловой энергии и обеспечении необходимого теплового режима (необходимой температуры воздуха) в здании (помещениях) МБОУ «Симская средняя общеобразовательная школа» (л.д.14-18), и составлен Акт приема-передачи объекта от 15.09.2016 г. (л.д.19).
01.11.2016 г. между МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Соликамского муниципального района Пермского края» и ООО «Пермская Строительная Компания» заключено Концессионное соглашение в отношении муниципального имущества Соликамского муниципального района Пермского края, по которому ООО «ПСК» обязуется за свой счет выполнить работы по реконструкции, содержанию, ремонту и техническому обслуживанию объекта – муниципальное имущество здание котельной, площадью 63,2 кв.м, с кадастровым номером 59:34:0910101:864, расположенное по адресу: <адрес>, с оборудованием и тепловыми сетями, и осуществлять деятельность по поставке тепловой энергии и обеспечению необходимого тепловой режима в зданиях МБДОУ «Краснобережский детский сад» и МБУК «Краснобережский сельский дом культуры» (л.д.20-29, 31-32), и составлен Акт приема-передачи муниципального имущества (л.д.30).
Согласно доводов искового заявления и пояснений представителя заявителя, при эксплуатации ООО «ПКС» промышленных площадок осуществляются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ - бенз(а)пирена, взвешенных веществ, сажи, то есть оказывается негативное воздействие на окружающую среду. ООО «ПСК» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал, до настоящего времени отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ПДВ санитарным правилам.
Как следует из ответа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 13.02.2017 г. № СЭД-36-03-02-1, ООО «ПСК» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал.
Согласно объяснений представителя ООО «ПСК» Лаптевой Н.Н., данных в ходе проведения прокуратурой проверки, ООО «ПСК» является теплоснабжающей организацией Краснобережского сельского поселения Соликамского муниципального района с 2016 г. (договор аренды котельной от 15.09.2016 г. и концессионное соглашение от 01.11.2016 г.). Общество эксплуатирует одну котельную на дровах в <адрес> берег <адрес> и одну котельную в <адрес>, теплоснабжение осуществляет самостоятельно, третьим лицам в целях эксплуатации котельные не передавались. Проекты санитарно-защитных зон котельных и нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ не утверждены, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, однако ООО «ПСК» заключило договоры от 20.02.2017 г. № 8, 9 на разработку данной проектной документации с ИП ФИО1 Срок выполнения работ в договорах не обозначен. Программа производственного контроля также не разработана (л.д.9-10).
По результатам проверки ООО «ПСК» по исполнению законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации котельных, прокуратурой составлена справка о выявлении отсутствия у ООО «ПСК» разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (пункт 4).
На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Приложением № 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 г. № 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию. В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, углерода оксид, сажа.
Вредные (загрязняющие вещества), в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне, и включение веществ в данный Перечень, то есть признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.
Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) индивидуального предпринимателя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 12, 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» нормативы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются для каждого конкретного стационарного источника выбросов субъекта хозяйственной и иной деятельности в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положению о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183, в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливается, в том числе, предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатывает и утверждает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 2).
Таким образом, из смысла Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Положения о нормативах выбросов, следует, что хозяйствующие субъекты на основании соответствующих методик и расчетов обеспечивают разработку нормативов выбросов, обозначенные в пунктах 6, 8 Положения документы, в том числе проект нормативов предельно допустимых выбросов являются обязательными для осуществления процедуры получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представленными по делу доказательствами, материалами проведенной в отношении ответчика прокурорской проверки достоверно установлен факт нарушения ООО «ПСК» требований законодательства об охране атмосферного воздуха в части эксплуатации котельных, являющихся источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения на производство указанных выбросов, исходя из утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов.
Кроме того, ответчиком ООО «ПСК» не оспаривалось, что им не исполнена обязанность по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие проекта нормативном предельно допустимых выбросов и отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения, и организации учета выбросов вредных веществ.
Действия ответчика по несоблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
В отсутствие количественных и качественных характеристик выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Выброс вредных веществ без соответствующего на то разрешения ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанностей по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам, организации учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежит удовлетворению.
Поскольку, являясь участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха», ответчик, используя в своей хозяйственной деятельности источник воздействия на окружающую среду, в нарушение требований закона не получил разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд полагает, что на ответчику следует возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить обязанности по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам, организации учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пермской строительной компании» - удовлетворить.
Обязать ООО «Пермскую строительную компанию» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: получить разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; организовать учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись копия верна Судья