Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1446/2015 ~ М-1910/2015 от 03.07.2015

КОПИЯ

Дело № 2-1446/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2015 года г. Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием заявителя Беляева В.К., представителя заинтересованного лица Османовой М.Е., действующей по доверенности №1 от 01.01.2015 сроком действия до 31.12.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляева В.К. о признании незаконным решения администрации Ленинского района г. Томска от 11.03.2015 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, возложении обязанности включить в список нуждающихся в жилом помещении,

                  УСТАНОВИЛ:

Беляев В.К. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 24.02.2015 он обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о включении его в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 13.03.2015 им был получен ответ об отказе в удовлетворении заявления, в связи с тем, что им предоставлен неполный пакет документов, удостоверяющих личность членов его семьи, а также документы, подтверждающие их доход, справку из БТИ. С данным отказом он не согласен, поскольку при подаче заявления им были приложены все необходимые документы, в том числе справка с места жительства о составе семьи от 12.02.2015, согласно которой вместе с ним проживают его бывшая супруга ФИО1 и дочь ФИО2 Однако с указанными лицами у него раздельный бюджет, совместно хозяйство не ведется, отношения с ними сложились неприязненные. Он является инвалидом второй группы в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. В настоящий момент он зарегистрирован и проживает в квартире <номер обезличен> по адресу <адрес обезличен>, принадлежащей ему на праве общей долевой собственности (<данные изъяты> доли), другого жилья в собственности не имеет. Обязанность предоставить пакет документов на лиц, которые не являются членами семьи, действующим законодательством не предусмотрена.

Просил суд признать незаконным решение администрации Ленинского района г. Томска от 11.03.2015 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить на администрацию Ленинского района г.Томска обязанность включить его в список нуждающихся в жилом помещении вне очереди по пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

Заявитель Беляев В.К. в судебном заседании поддержал доводы заявления по основаниям, в нем изложенным, пояснил, что получить документы от членов семьи он не смог.

Представитель заинтересованного лица Османова М.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что без предоставления необходимой информации администрация Ленинского района г. Томска не имела возможности рассмотреть заявление Беляева. Для постановки на учет надо подтвердить наличие оснований для принятия на учет, материальное положение, что невозможно установить в отсутствие сведений о членах семьи.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения решений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления) (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2).

Поскольку из характера заявленных Беляевым В.К. требований следует, что им оспаривается решение органа местного самоуправления, в результате которого, по его мнению, нарушены его права быть принятым на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не смотря на избранную гражданином форму обращения в суд с исковым заявлением, в связи с характером возникших правоотношений суд рассматривает спор по правилам главы 25 ГПК РФ.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <номер обезличен> от 16.11.2009 Беляев В.К. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу <адрес обезличен>.

Из врачебной справки №35 от 10.02.2015 Беляев В.К. по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.

В судебном заседании установлено, что Беляев В.К. 24.02.2015 обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав состав семьи: ФИО1, ФИО2 Просил принять его на учет в связи с наличием в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Из сообщения администрации ленинского района г. Томска №106/04 от 13.03.2015 следует, что заявление Беляева В.К. о включении в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам от 11.03.2015. Беляеву В.К. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как был представлен неполный пакет документов - не представлены документы удостоверяющие личность и подтверждающие полученный доход на членов семьи – ФИО1, ФИО2

Из материалов дела следует, что при подаче документов Беляевым В.К. представлены документы: справка с места жительства о составе семьи, паспорт, справка об инвалидности, справка о наличии тяжелой формы хронического заболевания, справка об инвентаризационной стоимости имущества, справка ТФ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», свидетельство о праве собственности, свидетельство о расторжении брака, уведомление о принадлежности имущества.

Из справок о составе семьи от 12.02.2015 и от 03.07.2015 следует, что Беляев В.К. зарегистрирован по адресу <адрес обезличен>, совместно с ним зарегистрированы ФИО1 (бывшая жена) и ФИО2, (дочь).

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Постановлением администрации г. Томска №747 от 29.06.2012 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

В силу п. 5 Регламента за предоставлением муниципальной услуги заявитель обращается в администрацию соответствующего района Города Томска по месту жительства (в соответствии с отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства или в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства – в соответствии со свидетельством о регистрации по месту жительства, выданным соответствующим органом регистрационного учета).

Результатом предоставления услуги является получение заявителем одного из следующих документов: информационного письма о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением муниципального правового акта главы администрации района Города Томска о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении; информационного письма об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением муниципального правового акта главы администрации района Города Томска об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении; информационного письма об отказе в представлении муниципальной услуги (п. 6 регламента).

Пунктом 9 указанного Регламента определен перечень документов, предоставляемых заявителем и необходимых для представления муниципальной услуги: заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (далее - заявление); копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копии документов, подтверждающих полномочия представителя (при обращении представителя заявителя); справка о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста); следующие документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в соответствии с Законом Томской области от 11.08.2005 N 130-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда": а) уведомление о доходах физического лица по форме, которая содержится в приложении 4 к настоящему Административному регламенту (предоставляется в том случае, если заявитель в соответствии с законодательством не обязан представлять налоговую декларацию); б) копии налоговых деклараций за расчетный период, заверенные налоговыми органами (предоставляется индивидуальными предпринимателями, использующими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход); в) копии деклараций по налогу на доходы физических лиц, заверенные налоговыми органами (предоставляются в том случае, если в соответствии с законодательством гражданин обязан представлять указанную декларацию). Документы, указанные в подпунктах "а", "б", "в" подпункта 9.1.5 пункта 9.1 настоящего Административного регламента, не обязательны для предоставления отдельными категориями граждан, которые в соответствии с федеральным или региональным законодательством не обязаны представлять документы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; г) паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства (в случае если имеются транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах);

Также заявителю необходимо представить копию договора социального найма (для заявителей, являющихся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма). В случае отсутствия договора социального найма гражданин представляет ордер, копию финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (для гражданина, являющегося собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения); медицинскую справку (для гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, или гражданина, имеющего в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378); копию трудовой книжки, если гражданин состоит не менее 5 лет в трудовых отношениях с организацией, расположенной на территории соответствующего района Города Томска (в случае регистрации заявителя в ином муниципальном образовании) (п.п. 9.1.6-9.1.9 Регламента).

Одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги – постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях является несоответствие заявления и прилагаемых документов требованиям, установленным пунктом 9 Административного регламента (п. 11.3 Регламента).

В соответствии со ст. 7 Закона Томской области от 11.08.2005 N 130-ОЗ (ред. от 19.06.2012) "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, осуществляют органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Методикой, утверждаемой Администрацией Томской области.

При этом членами семьи в целях настоящего Закона признаются совместно проживающие супруги, дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные гражданином (нанимателем, собственником) в качестве членов семьи, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке (ст.1 Закона).

Таким образом, у Беляева В.К. отсутствует обязанность предоставлять документы на ФИО1, бывшую супругу, поскольку в соответствии с вышеназванными требованиями закона она членом семьи заявителя не является. Однако, на Беляеве В.К. лежит обязанность представлять при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сведения и документы в отношении его дочери ФИО2

Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, гражданин представляет: копии деклараций по налогу на доходы физических лиц, заверенные налоговыми органами, если в соответствии с законодательством гражданин обязан представлять указанную декларацию; копии налоговых деклараций за расчетный период, заверенные налоговыми органами, - для индивидуальных предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; документы о доходах физического лица в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону, если гражданин в соответствии с законодательством не обязан представлять налоговую декларацию.

В обоснование заявления Беляев В.К. указывает, что между ним и совместно проживающими с ним ФИО1 и ФИО2 сложились неприязненные отношения, в связи с чем указанные лица отказываются предоставлять ему сведения о своих доходах, в связи с чем он не имел возможности представить данные документы в администрацию Ленинского района г. Томска.

Из заявления в УУП ОП №2 от 17.02.2015 следует, что Беляев В.К. обратился в отдел полиции с просьбой оказать помощь в получении документов от ФИО1, ФИО2

Согласно ответу №3826/Б-4 от 16.03.2015 заявление о непредоставлении документов рассмотрено. В компетенцию органов внутренних дел принуждение граждан к получению документов из различных учреждений не входит.

Однако указанные документы не подтверждают невозможность получить и предоставить в администрацию Ленинского района соответствующие сведения и документы.

Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Суд полагает, что администрацией Ленинского района был обоснованно отказано в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с непредоставлением в полном объеме предусмотренных законом документов, обязанность предоставления которых возложена на заявителя.

При этом Беляев В.К. не лишен права обратиться в администрацию Ленинского района г. Томска для постановки на учет при условии предоставления всех необходимых документов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Беляева В.К. о признании незаконным решения администрации Ленинского района г. Томска, оформленного письмом от 13.03.2015 за №106/04, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию Ленинского района г. Томска обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилом помещении не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися п.п. 22, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия). Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Из текста заявления следует, что ответ администрации Ленинского района г. Томска об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях был получен Беляевым В.К. 13.03.2015.

Таким образом, срок для оспаривания указанного решения истек 13.06.2015.

Обращение Беляева В.К. последовало 03.07.2015, то есть за пределами установленного законом срока. Каких-либо доказательств в обоснование уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено, обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности для заявителя обратиться в суд в установленный законом срок, в судебном заседании не установлено, основания для восстановления пропущенного заявителем срока отсутствуют. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд был заявителем пропущен без уважительных причин.

В связи с тем, что нарушений закона, влекущих отмену решения Администрации Ленинского района г. Томска, оформленного письмом от 13.03.2015 за №106/04, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в судебном заседании не установлено, срок на обращение в суд заявителем пропущен без уважительных причин, основания для удовлетворения заявленных Беляевым В.К. требований о признании данного решения незаконным и возложения на администрацию Ленинского района г. Томска обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилом помещении отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 256 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Беляева В.К. о признании незаконным решения Администрации Ленинского района г. Томска, оформленного письмом от 13.03.2015 за №106/04, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию Ленинского района г. Томска обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилом помещении отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судьей в окончательной форме в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска.

Судья И.А.Федорова      

2-1446/2015 ~ М-1910/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беляев Владимир Константинович
Ответчики
Администрация Ленинского района г. Томска
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Фёдорова И. А.
Дело на странице суда
leninsky--tms.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2015Передача материалов судье
08.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2015Подготовка дела (собеседование)
13.07.2015Подготовка дела (собеседование)
13.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2015Судебное заседание
05.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2015Дело оформлено
16.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее