Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Куршевой Н.Г.,
при секретаре Огановой А.А.,
с участием административного истца Мануйлова В.В.,
представителя административных ответчиков Шагаловой Е.А., действующей на основании доверенности, участвующей посредствам видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1160/2020 по исковому заявлениюМануйлова Валерия Владиславовичак Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России, Государственному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области, Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии-11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области о признании незаконным бездействия административных ответчиков, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждение,
УСТАНОВИЛ:
Мануйлов В.В. обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России Нижегородской области, в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждение ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, приведшим к нарушению права административного истца не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении), и присудить ему за счёт средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 500 000 рублей с перечислением указанной суммы на его банковский счёт, реквизиты которого имеются в материалах дела.
В обоснование иска указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. По жалобе № «Мануйлов против России» Европейский Суд по правам человека признал нарушение статей Конвенции в период содержания истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 10 месяцев 26 дней) в ФКУ ИК-11. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 8 месяцев 24 дня) истец продолжал содержаться в ФКУ ИК-11 в отряде №. Общая жилая площадь отряда № составляла около 150 кв.м., где одновременно проживало от 80 до 90 человек, то есть на каждого осужденного приходилось от 1,7 до 1,9 кв.м., что значительно меньше установленного Европейским Комитетом по предотвращению пыток и унижающего и бесчеловечного отношения и наказания стандарта в 2 кв.м на одного заключенного, что создает невыносимую скученность и лишает личного пространства. По своему функциональному назначению помещения отряда № разделены следующим образом: спальное помещение № площадью 65 кв.м, спальное помещение № площадью 55 кв.м, спальное помещение № площадью 30 кв.м, комната начальника отряда 9 кв.м, комната приема пищи 16 кв.м, комната воспитательной работы 30 кв.м, комната хранения личных вещей 12 кв.м, раздевалка 8 кв.м, умывальник 13 кв.м, туалет 13 кв.м. Истец проживал в секции № площадью 65 кв.м, где одновременно с ним находилось от 40 до 44 человек при наличии 44 спальных мест (22 – 2-х ярусных кроватей). Из-за дефицита пространства в секции № кровати и тумбочки были установлены в 2 яруса и даже около окон, тем самым заслоняя доступ естественного освещения. Проход между кроватями составлял 0,6 м вместо 1 метра – нормы противопожарной безопасности, что ставило под угрозу жизнь и здоровье осужденных в чрезвычайных ситуациях. В комнатах приема пищи, площадью 16 кв.м, вдоль стен установлены шкафы, ящики для хранения посуды и продуктов питания, а также 3 обеденных стола и 8 стульев, электроплита и розетка для электрочайника. По причине явного несоответствия размера «пищевки» количеству осужденных в комнате приема пищи постоянно наблюдаются очереди. Столы всегда заняты, поэтому подавляющее большинство осужденных вынуждены принимать пищу стоя, предварительно выждав длинную очередь на кипятильник, так как электророзетка одна. Условий для нормального приготовления и приема пищи в отряде № нет. Мест для хранения посуды и продуктов питания не хватает, поэтому осужденные вынуждены хранить их с нарушениями, где придется. Из-за этого комната приема пищи сильно захламлена и поэтому в ней водятся тараканы и мыши. После приема пищи помыть посуду тоже проблематично, так как для этой цели выделены всего 2 раковины. В умывальнике площадью 13 кв.м установлены 8 рабочих раковин, из которых 2 для мытья посуды, 1 – для отдельных осужденных и 5 – для водных процедур и стирки белья всего отряда. Из-за чего создаются длинные очереди в умывальнике, особенно утром после подъема и вечером во время отбоя. Также неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в туалете, площадью 13 кв.м, который из-за перегруженности отряда по численности осужденных не успевает проветриваться от запаха нечистот. Помимо 6 унитазов, из которых 2 для малой нужды, в туалете установлены открытые мешки для сбора пищевых и бытовых отходов. Переполненные мешки с отходами выносятся из отряда 1-2 раза в сутки и являются постоянным источником загрязнения, источают неприятный запах, привлекают тараканов и мышей. В связи с перегруженностью отряда №, нехваткой раковин и унитазов, истец и другие осужденные ежедневно вынуждены простаивать в очередях, чтобы своевременно сходить в туалет, почистить зубы, умыться и постирать личные вещи. Все это вызывает большие неудобства, создает нервозную и конфликтную обстановку. В раздевалке площадью всего 8 кв.м. осужденные отряда хранят свою верхнюю одежду, головные уборы и повседневную обувь. Площадь раздевалки столь мала, что в ней с трудом вмещается как повседневная, так и спортивная одежда и обувь. Свободного пространства, чтобы одеться, обуться и наоборот, практически нет. Поэтому при каждом массовом выходе осужденных из отряда на просчет или в столовую, а также при возвращении в отряд, перед входом в раздевалку выстраивается длинная очередь на лестнице подъезда. В комнате хранения личных вещей на стеллажах и на полу стоят сумки и баулы с личными вещами осужденных. Комната сильно переполнена, в ней водятся тараканы и мыши, которые постоянно прогрызают сумки и находящиеся в них личные вещи. Практически во всех помещениях отряда водятся тараканы и мыши, больше всего их в комнате приема пищи, в комнате хранения личных вещей, в туалете и умывальнике. Периодически принимаемые меры по борьбе с насекомыми и грызунами неэффективны.
Питание в столовой ФКУ ИК-11 очень плохое. Пища однообразная, качество ее приготовления очень низкое, нередко используются испорченные продукты, из-за чего еда бывает непригодна к употреблению. Фрукты или свежие овощи не выдают, капуста, лук, картофель, морковь, свекла и другие предоставляются в минимальных количествах и только в супах.
Размер изолированного локального участка возле общежития всего 160 кв.м. на 5 и 6 отряд, что в совокупности 170-180 человек. Кроме этого, в локальном участке под окнами столовой складируются мешки с пищевыми и бытовыми отходами 5 и 6 отрядов, которые источают зловонный запах, так как вывозятся только один раз в неделю.
Медицинское обслуживание в ФКУ ИК-11 ненадлежащее. Лекарства выдаются без упаковки, поэтому осужденные, в том числе и истец не знают названия, срок их хранения и противопоказания, что может отразиться на здоровье осужденных. По вине работников медчасти ФКУ ИК-11 на протяжении 5 лет при наличии заболевания истца не направляли на обследование к врачу специалисту для проведения необходимых мероприятий и назначения квалифицированного лечения, в результате у истца развилась болезнь органов слуха, и он стал инвалидом.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в бесчеловечных и невыносимых условиях содержания, которые вызывали у истца унижение и страдания, когда администрацией колонии регулярно нарушались его права, гарантированные Европейской конвенцией.
В секции № отряда №, в которой находился истец, на каждого осужденного приходилось 1,5-1,6 кв.м., что значительно меньше установленной Европейской конвенцией нормы 2 кв.м на одного заключенного. Все это создавало постоянную невыносимость скученность и лишало истца личного пространства, порождало напряженность и конфликтные ситуации между заключенными, не позволяло своевременно и в полной мере пользоваться туалетом, осуществлять гигиенические процедуры, более того данные условия были ухудшены другими негативными факторами: из-за перелимита осужденных в отряде № не соблюдались элементарные нормы противопожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и личную безопасность заключенного; не соблюдаются установленные Правительством РФ нормы питания; локальный участок площадью 160 кв.м. не соответствует норме; ненадлежащее медицинское обслуживание.
Редкие обходы начальника ФКУ ИК-11 и прокурора по надзору за соблюдением законности в ИУ, позволяющие им лично убедиться в массовом и систематическом нарушении прав заключенных не могут привести к устранению нарушений, так как среди сотрудников администрации колонии допускается множество дисциплинарных нарушений, а также совершения уголовных преступлений. Формально для зашиты своих прав не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, вызванному ненадлежащими условиями содержания под стражей, истец не мог обратиться с соответствующими жалобами к начальнику колонии, прокурору по надзору за соблюдением законности в ИУ, так как он находился в довольно уязвимом, незащищенном положении и на него могло быть оказано давление со стороны администрации ФКУ ИК-11 и созданы еще более невыносимые условия содержания – выдворение в ШИЗО, ПКТ, ОСУС.
Административный истец Мануйлов В.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, по указанным в нем, письменных дополнениях и возражениях на позицию, изложенную представителем административных ответчиков, основаниям. Суду пояснил, что нарушения подтверждаются представлениями, вынесенными по результатам прокурорских проверок. В то же время представленные административным ответчиком справки, согласно которым нарушений условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не имеется, не заслуживают доверия, поскольку противоречат результатам прокурорских проверок, составлены заинтересованным в исходе дела лицом. Проведение в колонии дезинфекции не способствовало снижению распространения тараканов и крыс, поскольку в колонии имело место неправильное хранение продуктов, а перенаселенность колонии влияла на все сферы быта и нахождения в ней, остро ощущалась нехватка жизненного пространства, необходимых санитарных принадлежностей, недоставало пространства для нормального приема пищи, недостаточным было материальное вещевое довольствие.
Представитель административных ответчиков ФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Шагалова Е.А. в судебном заседании посредствам ВКС с исковыми требованиями административного истца не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что нарушений при содержании осужденного Мануйлова В.В. в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области допущено не было, он был обеспечен всем необходимым для отдыха, питания и досуга, в колонии ежемесячно проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации помещений, насекомых и грызунов не имелось. В колонии имеется комната для приема пищи, оборудованная всем необходимым, в данной комнате осужденным разрешено принимать пищу, в том числе приобретенную в магазине. Все осужденные, включая заявителя, обеспечиваются необходимым количеством питьевой воды, в комнатах для приема пищи установлены бачки для воды, замена воды производится ежедневно и каждый осужденный имеет возможность получить ее в достаточном количестве. Норма санитарного оборудования соответствует установленным требованиям. Санитарная обработка осужденных проводится два раза в неделю в соответствии с графиком. Душевой зал оборудован надлежащим образом. В жилом отряде, где проживал Мануйлов В.В., имеется не запираемое помещение для переодевания осужденных, в котором хранится верхняя одежда, имеются комнаты для хранения личных вещей осужденных. Во всех жилых помещениях имеются комнаты для воспитательной работы с осужденными, в которых осужденные имеют возможность организовать соответствующий досуг, посмотреть фильмы, воспользоваться библиотекой. Поскольку осужденные работали в три смены, отряд был разгружен, поэтому была возможность уединиться. В помещении жилого отряда, где проживал истец, имеется искусственное освещение и естественное освещение, что обеспечивает возможное чтения и письма в любое время. В учреждении оборудованы прогулочные дворы, в которых имеются скамейки. Прием пищи осуществляется по распорядку дня, утвержденному начальником упреждения в столовой колонии. Осужденный Мануйлов В.В. за период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области был обеспечен всеми видами довольствия, постельными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону, индивидуальными средствами гигиены, предусмотренными действующим уголовно-исполнительным законодательством, о чем свидетельствует соответствующая справка. Медицинское обслуживание осуществлялось на необходимом уровне. Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи ежедневно с <данные изъяты> до <данные изъяты>, с <данные изъяты> до <данные изъяты>. Медицинским персоналом оказывается помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр). Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. Относительно развития болезни органов слуха, настоящее уже было предметом судебного разбирательства, соответственно не является основанием для дачи повторной оценки судом настоящего довода. Довод административного истца о том, что он испытывал нравственные и физические страдания, обусловленные чувством унижения его достоинства в связи с нарушениями норм содержания в условиях изоляции, голословен. Представитель административных ответчиков полагал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения содержания в исправительном учреждение. С учетом изложенного, административные ответчики просят в удовлетворение заявленных требований Манулова В.В. отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, данному требованию корреспондирует статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № от ДД.ММ.ГГГГ и № (LXII) от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10).
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно положениям части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Исходя из положений части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно пункту 1 которого данный порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.
К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья; на получение юридической помощи; на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии; на доступ к правосудию; на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питания и прогулок; право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3 Постановления).
В данном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пункту 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Мануйлов В.В. приговором Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного поч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 69 УК РФ, и ему назначено уголовное наказание в виде12 лет 6 месяцевлишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. отменено кассационное определение Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ. кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда приговор от ДД.ММ.ГГГГ изменен, срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, зачет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда от 28.11.2018г., считать осужденным по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 69 УК РФ на срок 12 лет лишения свободы в ИК строго режима.
Согласно справке по личному делу осужденного отДД.ММ.ГГГГ № Мануйлов В.В. ранее судим не был, прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской ДД.ММ.ГГГГ из № г. Краснодар ГУФСИН России по Краснодарскому краю, освобожденДД.ММ.ГГГГ по постановлению Борского городского суда Нижегородской области отДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 80 УК РФ по замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы в ИК строго режима на ограничение свободы на 3 года 1 месяц 20 дней.
Мануйлов В.В. отбывал наказание в отряде№ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела, не оспаривалось сторонами.
Представлениями Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,вынесенным в адрес начальника ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, достоверно подтверждается, что в отряде №ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на человека <данные изъяты> кв.м. на человека,что является нарушением требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в исправительном учреждении в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных. В нарушение требований приведенного приказа, численность осужденных в отряде№ превышала100 человек, что отражено в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представлениями Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подтверждаются доводы административного истца Мануйлова В.В. о нарушении условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, а именно в нарушение части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установленные нормы материально-бытового обеспечения в учреждении не выполняются.
В отрядах № общей сложности 1236 человек, что составляет 92% от общего числа осужденных, таким образом не обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных. По факту на 100 осужденных всего 9 умывальников. Установлено превышение численности осужденных в отряде №ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, установленная Положением об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № (представление прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В нарушение статьи 99, части 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года № 259, во всех отрядах колонии помещения для проведения воспитательной работы используются не по назначению - для проживания осужденных.
В нарушении статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пунктов 43, 44 Приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», ежегодный профилактический осмотр проводился не всем осужденным, флюорографическое исследование некоторых осужденных проводилось реже, чем один раз в 6 месяцев, ЭКГ в плановом порядке не проводилось. В помещениях стационара филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России имелись дефекты в отделке стен, потолка и напольного покрытия, что затрудняло уборку, не обеспечивало необходимых условий содержания пациентов.
Выявлены многочисленные нарушения статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и изданные в целях его исполнения СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В магазине для осужденных, расположенном на территории жилой зоны, установлено, что в нарушение требований ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 6.4, 7.5, 13.4. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 при наличии психрометра, показания температуры и влажности не снимаются, осуществляется совместное хранение верхней и санитарной одежды, продавцы осуществляют торговлю в личной одежде. Кроме того, продукты с регламентируемым сроком хранения не более + 20°С хранятся при температуре +24С. В нарушение требований п. 5.4 СП 2.1.2.2844-11, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 N 23, на уборочном инвентаре отсутствует маркировка, уборочный инвентарь для помещений хранится совместно с уборочным инвентарем для туалета. При проверке организации питания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, не было выявлено нарушений законов при ведении документации, в то же время были выявлены многочисленные факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Так, в нарушение статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 5.4 СП 2.1.2.2844-11 и пунктов 5.9, 9.1, 2.1, 13.4 СП 2.3.6.1079-01 в раздевалке столовой жилой зоны на потолочном покрытии имеются дефекты, препятствующие проведению генеральной уборки и дезинфекции, часть работников столовой работали без головных уборов. В моечном и варочном цехе имеются синантропные насекомые, в варочном цехе столовой отсутствует бактерицидная лампа над окнами выдачи готовых блюд. Контроль за качеством приготовления пищи не всегда осуществляется надлежащим образом.
В нарушение статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.5, 7.6, 7.13, 10.1, 10.2, 13.5 СП 2.3.6.1066-01, пунктов 5.6, 6.5, 7.11, 7.14, 7.24 СП 2.3.6.1079-01 в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, с несоблюдением требований товарного соседства и температурного режима, в овощном цехе в баке для заготовки и закваски капусты хранились котлеты, а также сырое и вареное мясо. В помещении варочного цеха мясные туши хранились навалом на полу, при этом на нем имеются повреждения плитки, в которых скапливается жир и грязь, затрудняющие проведение дезинфекции и влажной уборки помещения. В мясорыбном цехе в холодильной камере для рыбы хранились совместно сырая и готовая продукция (масло сливочное). Частично отсутствовала маркировка кухонной посуды.
В нарушении ст. 101 УИК РФ, п. 7.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» на продовольственном складе, этикетки (ярлыки) на таре поставщика (крупы, сахарный песок, сухофрукты) не сохраняются до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов. В продовольственном складе (теплом складе), уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, пол грязный, имеет выбоины, требуется проведение генеральной уборки (представление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Представлению, в помещении банно-прачечного комплекса камерная дезинфекция одежды осуждённых осуществлялась с нарушением установленного температурного режима. Во всех отрядах исправительного учреждения помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению - для проживания осужденных. В комнате длительных свиданий отсутствует игровая детская комната.
ДД.ММ.ГГГГ годув ходе проведения Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении отДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
В нарушение части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при общей жилой площади 2611,9 кв.м., установленный лимит наполнения колонии в 1319 человек фактически не соответствует реальным возможностям учреждения по размещению осужденных. В отряде №на 100 осужденных приходится 197,3 кв.м, то есть 1,79 кв.м на человека. В общей сложности 34,9% осужденных размещены в отрядах с нарушением установленной законом нормы жилой площади.
В нарушение части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приложения 1 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, это требование не соблюдается.
Так, в нарушение части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» в учреждении отсутствует необходимое количество унитазов, писсуаров, ножных ванн; осужденные отряда № исправительного учреждения на момент проверки не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами). Во всех отрядах ИК - 11 помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных. В холодильной установке цеха фактически использовалась в производстве печенья сметанная паста с заменителем молочного жира, не являющаяся продуктом, произведенным из молока. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Технического Регламента Таможенного Союза ТР № «О безопасности пищевой продукции» в производственном цехе отсутствует оборудование (моечные ванны), которое дает возможность производить мойку и дезинфекцию производственного инвентаря. Дезинфекция столовой посуды проводится с нарушением инструкции применяемого дезинфицирующего средства по концентрации, раствор готовится не по инструкции. В нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации часть работников столовой, жилой зоны работали без головных уборов.
В нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в помещении и мясорыбного цеха в холодильной камере для хранения рыбы не соблюдается товарное соседство: хранится совместно сырая и готовая продукция (творог).
В помещениях стационара филиала «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России имеются дефекты в отделке, в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, на продовольственном складе, овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, режим мытья торгового инвентаря (ножи, совки, доски) ручным способом не соблюдается, режим дезинфекции торгового инвентаря не проводится, моечные ванны для мытья торгового инвентаря отсутствуют, инструктивный материал применяемых средств для мытья и дезинфекции торгового инвентаря отсутствует, хранение круп осуществляется в не оборудованном складском помещении с отсутствием полового покрытия (засыпной), под подтоварниками много рассыпанного зерна и крупы, нет условий для проведения качественной уборки. На складе хранения муки не исправно искусственное освещение, что так же нарушает положения ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ годупри проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении отДД.ММ.ГГГГ №. Осужденные отрядов №№, 2, 3, 4, 5, 6, в общей сложности 915 человек на момент проверки не обеспечены по установленной норме рукомойниками, что составляет 76,3 % от общего числа осужденных, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных.
В нарушение положений статей 101, 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительном учреждении ненадлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора отмечается скопление отходов производства. В колонии не соблюдается требования санитарии при приготовлении пищи для осужденных. В продовольственном складе уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, пол грязный, имеет выбоины. Руководством ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по итогам проведенных проверок были вынесены приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, представления, вынесенные Нижегородской прокуратурой не обжалованы, суд принимает данные представления, как надлежащие, допустимые и достоверные доказательства существования выявленных нарушений, какой-либо заинтересованности при вынесении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях представлений и изложении в них фактов выявленных нарушений не установлено.
Доводы представителя административных ответчиков об отсутствии нарушений в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области относятся к настоящему времени, при этом факты нарушений на момент содержания осужденного Мануйлова В.В. и доводы осужденного о нарушениях, приведенные в исковом заявлении, не опровергнуты и доказательств надлежащих условий содержания осужденного Мануйлова В.В. административными ответчиками не представлены.
Таким образом, суд, в отсутствие достоверных доказательств, опровергающих выше установленные обстоятельства, приходит к выводу о нарушении прав Мануйлова В.В. на соблюдение надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, при этом данные нарушения характеризуются бездействием административных ответчиков, в связи с чем требование о признании такого бездействия незаконным обосновано и подлежит удовлетворению. Существование нарушений содержания осужденных в рассматриваемый период так же подтверждаются Декларациями Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГпо заявке№; ДД.ММ.ГГГГ заявке №, в которых российскими властями признается допущение ненадлежащих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Доводы представителя административных ответчиков о не подтверждении ненадлежащих условий содержания осужденного Мануйлова В.В. в отряде №ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, не основаны на фактических обстоятельствах дела, дополнительно подтвержденных достаточной совокупностью доказательств, свидетельствующих о допущении таких нарушений, в том числе и в отношении Мануйлова В.В., отбывающего наказание в пятом отряде данного исправительного учреждения.
Все доводы представителя административных ответчиков о соблюдении в отношении Мануйлова В.В. условий содержания в отряде №ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области нашли опровержение в ходе рассмотрения дела, суд полагает, что не опротестованные представления Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях являются наиболее достоверными доказательствами, поскольку они получены незаинтересованным в исходе дела органом контроля за соблюдением требований законности в деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Указанные представления Нижегородской прокуратуры, наряду с решениями ЕСПЧ («Дело «Мануйлов и других против Российской Федерации» (жалоба№ и 6 других жалоб), Декларациями Правительства Российской Федерации, являются наиболее достоверными и объективными доказательствами допущения ненадлежащих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Достоверных доказательств обеспечения ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области надлежащих условий содержания Мануйлова В.В. на протяжении всего срока отбывания наказания административными ответчиками не представлено, но наличие таких нарушений и их характер, подтверждены представлениями Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях, вынесенных в адрес исправительного учреждения.
Административный истец Мануйлов В.В. ДД.ММ.ГГГГ годуобратился с жалобой№в Европейский Суд по правам человека, о чем указано в исковом заявлении и подтверждается материалами дела, что также не оспаривалось административными ответчиками. ДД.ММ.ГГГГЕвропейский суд коммуницировал жалобу административного истца Правительству РФ, при этом суд полагал, что Мануйлов В.В. имеет эффективные средства защиты в Российской Федерации в отношении допущения ненадлежащих условий его содержания в исправительной колонии в соответствии со статьей 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем оснований для рассмотрении его заявления суд не усматривает.
Суд полагает заслуживающим внимание довод административного истца о том, что превышение численности осужденных крайне негативно влияло на все сферы жизни в исправительном учреждении, а нарушение санитарных норм и правил унижали человеческое достоинство Мануйлова В.В. Доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, содержание описания условий жизни в исправительной колонии, его ощущения, которые он испытывал при нахождении в исправительном учреждении в ходе рассмотрения дела административными ответчиками не опровергнуты, но подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которых достаточно для принятия решения по делу.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности требований Мануйлова В.В. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания и, определяя ее размер, суд учитывает длительность отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях – 2 года 8 месяцев 26 дней (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания связанных с постоянной нехваткой личного пространства, невозможностью пребывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях; принимать пищу, приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил; отправлять в нормальных условиях естественные человеческие потребности; получать надлежащего качества медицинские услуги; получать нормальный отдых ночью, имея достаточное личное пространство для сна, так же суд учитывает, вынужденную адаптацию Мануйлова В.В. в начальный период приспособления к неудовлетворительным условиям содержания в исправительном учреждении.
С учетом установленных фактов нарушений прав осужденного Мануйлова В.В. суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации, подлежащей взысканию за счет средств казны Российской Федерации в сумме 200 000 рублей, данная сумма, по мнению суда, является оправданной. Компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не приведет к безосновательному обогащению заявителя.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требованияМануйлова В.В., удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания в исправительном учреждении Мануйлова В.В..
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Мануйлова В.В. компенсацию за нарушением условий содержания в исправительном учреждении в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей.
В удовлетворение остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кинельский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Решение изготовлено в окончательной форме 10 декабря 2020 года.
Председательствующий судья -