Дело №
РЕШЕНИЕ
22.10.2019г. <адрес> МО
Федеральный судья Балашихинского городского суда <адрес> Беседина Е.А., рассмотрев жалобу ФИО9 Яны ФИО4 на постановление от 02.07.2019г. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г/о Балашиха по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ,
установил:
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г/о Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
ФИО1 не согласилась с данным постановлением, просит отменить его как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что в случае возбужденного исполнительного производства, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, вправе составить только судебный пристав-исполнитель. На составление протокола сотрудником полиции она не вызывалась. Административные правонарушения, предусмотренные ч.2 ст. 5.35 КоАП, характеризуется умышленной формой вины и выражается в деяниях, достоверно свидетельствующих в лишении несовершеннолетних права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит их интересам. В ходе рассмотрения дела не доказана её вина и не оценены доказательства с её стороны. Извещение на рассмотрение дела 18.06.2019г. поступило в почтовое отделение по месту жительства ФИО1 в этот же день – 18.06.2019г. 02.07.2019г. без законных оснований не было удовлетворено её ходатайство об отложении рассмотрении дела в связи с болезнью. КДН не были созданы условия для объективного и всестороннего рассмотрения дела, допущены процессуальные нарушения.
В судебном заседании защитник ФИО1 адвокат ФИО6 доводы жалобы поддержала.
Представитель потерпевшего ФИО3 адвокат ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить постановление КДН без изменения.
Выслушав доводы участников судебного процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по части 2 статьи 5.35 КоАП РФ наступает за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно требованиям, ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, событие административного правонарушения, наличие такового и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливаются доказательствами, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные выше положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Как следует из материалов дела, ФИО1, 25.07.1980г.р., проживающая по адресу: <адрес>, имеет на иждивении малолетнюю дочь ФИО2, 25.02.2011г.р.
Ранее, до 01.12.2016г., состояла в браке с ФИО3, 15.04.1968г.р., проживающим по адресу: <адрес>, мкр. Авиационный, пр. ак. Туполева, <адрес>А, <адрес>.
Согласно решению Домодедовского городского суда от 01.12.2016г. и апелляционному определению Московского областного суда от 29.03.2017г. определен порядок общения ФИО3 с 01.01.2018г. с ребенком - ФИО2, 25.02.2011г.р., два раза в месяц - первые и третьи выходные месяца с 10:00 субботы до 16:00 воскресенья в пределах РФ, а так же ежегодно проводить две недели отпуска с дочерью на территории РФ в период школьных каникул ребенка.
В отношении ФИО1 неоднократно поступали заявления ФИО3 по фактам неисполнения ФИО1 решения Домодедовского городского суда от 01.12.2016г., аппеляционного определения Московского областного суда от 29.03.2017г., в частности 02.12.018г., 03.12.2018г., 05.01.2019г., 06.03.2019г., 06.04.2019г., 04.05.2019г., 18.05.2019г., 01.06.2019г.
Нормами КоАП РФ закреплено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата (число, месяц, год) и место его составления (как правило, указывается наименование субъекта Российской Федерации, наименование населенного пункта, если имеется возможность, указывается точный адрес совершения правонарушения), должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (указываются сведения, необходимые для идентификации конкретного лица), фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (для несовершеннолетних рекомендуется указать дату рождения), если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение (полностью часть и номер статьи), объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Такое лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному ИПДН ОП по г/о Балашиха ФИО8 от 06.06.2019г. № в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, ей в вину вменяется, что она 01.06.2019г. в 10 часов 00 мин. по адресу: <адрес> период времени с 04.05.2019г. по 01.06.2019г. в нарушение ч.1 ст. 61 СК РФ не исполнила решение Домодедовского городского суда от 01.12.2016г. об установлении порядка общения ФИО3 и малолетней дочери ФИО2, 25.02.2011г.р., чем нарушила права и интересы дочери ФИО2, лишив её возможности общаться с отцом ФИО3
При этом, КДН оставлено без внимания то обстоятельство, что в протоколе не указано, в чем конкретно с 04.05.1019г. по 01.06.2019г. выражалось не исполнение ФИО1 решение Домодедовского городского суда от 01.12.2016г.
Согласно п.4.1, ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
На составление протокола ФИО1 должностным лицом заблаговременно не вызывалась, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ ей не разъяснялись. Доказательств обратного в материалах дела не имеется. Протокол составлен в отсутствие привлекаемого лица и сведений о его надлежащем извещении.
Кроме того, в протоколе указаны два свидетеля, ФИО и адреса которых указаны не разборчиво, при этом права и обязанности свидетеля им не разъяснены, они не предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложные показания по ст.17.9 КоАП РФ, в соответствующей граф отсутствует подпись. Кроме того, несмотря на указание в протоколе, их показания не приобщены к материалам дела.
Все эти нарушения в совокупности лишили возможности и КДН, суд, иных заинтересованных лиц вызвать свидетелей для выяснения необходимых обстоятельств дела.
ФИО3 в качестве потерпевшего в протоколе не указан.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Оспариваемое постановление было принято Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г.о.Балашиха также в отсутствие ФИО1
01.07.2019г. ФИО1 подано в Комиссию заявление о переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении по состоянию здоровья.
Комиссия оставила данное заявление без удовлетворения, поскольку, по мнению членов комиссии, заявитель намерено затягивал рассмотрение дела.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 послужили следующие обстоятельства: на предыдущее заседание Комиссии от 18.06.2019г. ФИО1 не явилась без объяснения причин неявки; не предоставила в Комиссию документы, свидетельствующие о ее тяжелом состоянии здоровья или нахождении в стационаре; предоставленные медицинские документы об амбулаторном лечении не свидетельствуют о невозможности ФИО1 участвовать в заседании Комиссии. Указанный в справке охранительный режим применяется только в условиях стационара; интересы ФИО1 в Комиссии может предоставлять доверенное лицо.
При этом, ФИО1 надлежащим образом о рассмотрении дела 18.06.2019г. уведомлена не была. Согласно почтовому штампу на конверте, вызов на Комиссию поступил в почтовое отделение связи по месту жительства ФИО1 18.06.2019г., т.е. в день заседании Комиссии.
Таким образом, суд соглашается с доводами жалобы, что отсутствие ФИО1 на заседании Комиссии, назначенном на 18.06.2019г., не является с ее стороны нарушением действующего административного процессуального законодательства.
К заявлению о переносе заседания комиссии, назначенного на 02.07.2019г., заявителем были приложены подтверждающие уважительность причин невозможности явки, однако КДН они объективно оценены не были, что лишило лицо, привлекаемое к административной ответственности на непосредственное участие в рассмотрении дела, полное и всестороннее его рассмотрение.
Кроме того, учитывая, что в настоящее время возбуждено исполнительное производство для принудительного исполнения решения суда, установившего порядок общения отца с дочерью, для всестороннего и объективного рассмотрения дела, для выяснения события правонарушения (с учетом изначальной неполноты протокола об административном правонарушении) КДН надлежало обсудить вопрос о вызове и допросе судебного пристава-исполнителя, в чьем производстве находится на исполнении вышеуказанный судебный акт.
В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п. 4 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием к отмене постановления и к возвращению дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Поскольку установленные при рассмотрении жалобы ФИО1 процессуальные нарушения являются существенными, вынесенное в отношении неё постановление подлежит отмене.
Датой вмененного правонарушения, согласно протоколу является – 01.06.2019г., то есть на момент рассмотрения жалобы сроки, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности истекли, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Вместе с тем доводы жалобы о том, что составлять протоколы по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, полномочиями наделены только должностные лица ССП основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление от 02.07.2019г. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г/о Балашиха по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении ФИО9 Яны ФИО4 отменить ввиду существенного нарушения процессуальных требований, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Федеральный судья Е.А. Беседина
УИД 50RS0№-65
Решение не вступило в законную силу
Подлинное определение в деле №
в производстве Балашихинского городского суда
Судья
Помощник судьи