№2-403/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2017 года п. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Емельяновой С.Н.,
с участием прокурора Кощеева А.Г.,
при секретаре Плотниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Игринский район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с указанным иском. Требования прокурора мотивированы следующим. В ходе проведенной прокуратурой Игринского района Удмуртской Республики проверкиисполнения органами местного самоуправления законодательства по надлежащему снабжению населения холодным водоснабжением было установлено, что на территории п.Игра МО «Игринский район» имеются действующие сети холодного водоснабжения, с помощью которых жители п.Игра частично обеспечены указанной услугой. Право собственности на часть водопроводных сетей п.Игра зарегистрировано Игринским отделом Управления Росреестра поУР за МО «Игринский район» и ЗАО «<данные изъяты>». Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия в части обеспечения населения п.Игра холодным водоснабжением на 2016 год были переданы из МО «Игринское» в МО «Игринский район». Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части обеспечения населения п.Игра холодным водоснабжением на 2017 год также переданы из МО «Игринское» в МО «Игринский район». Наряду с этим, исполнение полномочий в части обеспечения населения п.Игра холодным водоснабжением осуществляется путем передачи на обслуживание сетей холодного водоснабжения. Частично, сети водоснабжения, находящиеся на территории п.Игра переданы в соответствии с концессионным соглашением №№ от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» в ООО «<данные изъяты> Таким образом, полномочия по обеспечению жителей п.Игра холодным водоснабжением возлагаются на Администрацию МО «Игринский район». Между тем, в ходе проверки установлено, что на улицах Левитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина (массив «Валамазский) п.ИграИгринского района система водоснабжения отсутствует. Непринятие мер по обеспечению жителей п.Игра холодным водоснабжением влечет нарушение принципов государственной политики в сфере водоснабжения, установленных ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ. Согласно предоставленных Администрацией МО «Игринский район» сведениям, центральная водопроводная сеть по указанным улицам отсутствует ввиду отсутствия достаточных денежных средств. Избюджета МО «Игринский район» на 2015 год, плановый период 2016-2017 гг. следует, что денежные средства на обеспечение водоснабжения жителей п.Игра не предусмотрены, при этом их отсутствие не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от выполнения возложенной на них законом соответствующей обязанности. Отсутствием централизованного или нецентрализованных систем водоснабжения создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории п.Игра Игринского района, по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения, нарушает их права на благоприятные и безопасные условия использования жилых, нежилых помещений, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Кроме того, отсутствие круглосуточного и бесперебойного водоснабжения влечет нарушение прав граждан, в том числе социально незащищенных, на которых, согласно п.15 Правил противопожарного режима в РФ, возлагается обязанность к началу пожароопасного периода обеспечить наличие на земельных участках, где расположены жилые дома индивидуальной застройки, емкости (бочки) с водой или огнетушители. Поселок Игра МО «Игрринское» отнесен к населенным пунктам, подверженным угрозе распространения лесных пожаров. Таким образом, создается опасность причинения вреда здоровью жителей, в том числе п.Игра, которые пользуются водой с помощью централизованной системой холодного водоснабжения и не обеспечены безопасным водоснабжением. Согласно информации ОНД Игринского, Якшур-Бодьинского, Красногорского районов, территория п.Игра по указанным улицам не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, поскольку имеющиеся источники противопожарного водоснабжения находятся на расстоянии более 200 метров от крайних домов. Организация водоснабжения населения является обязанностью Администрации МО «Игринский район». Данная обязанность ею не выполняется, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и действующего федерального законодательства. Прокурор просит обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до 01.10.2017 года организовать холодное водоснабжение населения, проживающего на улицах Левтина, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина п.Игра Игринского района Удмуртской Республики. Также просит обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до 01.10.2017 года при проектировании водопроводных сетей по улицам Левитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина п.Игра Игринского района Удмуртской Республики предусмотреть установку пожарных гидрантов в соответствии с п.8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 25.02.2009 №178.
В судебном заседании помощник прокурора Кощеев А.Г. уточнил срок для организации холодного водоснабжения населения – до 15сентября 2018 года.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Игринский район» ШКА, действующий на основании доверенности,с требованиями прокурора с учетом их уточнения согласился, при этом пояснил, что заявка на привлечение средств из бюджета Удмуртской Республики на реализацию мероприятий по обеспечению водоснабжением жителей улиц Васнецова, Левитана, Шишкина, Репина п. Игра, а именно выполнение проектно-изыскательских работ, направлялась ранее в Министерство энергетики и ЖКХ УП, но в выделение средств было отказано. На 2018 год указанные улицы вновь будут включены в заявку от Игринского района.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Игринское» АНИ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных уточненных исковых требований.
Представитель третьего лица ОНД и профилактической работы Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов,будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ), вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений, в связи с чем решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с центральной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Из материалов дела видно, что на территории <адрес> МО «<адрес>» имеются действующие сети холодного водоснабжения, с помощью которых жители <адрес> частично обеспечены указанной услугой.
Право собственности на часть водопроводных сетей <адрес> зарегистрировано Игринским отделом Управления Росреестра по УР за МО «<адрес>» и ЗАО «Стройактив».
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением на 2016 год были переданы из МО «Игринское» в МО «<адрес>».
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением на 2017 год также переданы из МО «Игринское» в МО «<адрес>».
В соответствии с концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<адрес>» частично сети водоснабжения, находящиеся на территории <адрес> переданы в ООО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГв прокуратуру <адрес> УР поступило обращение от КОД, проживающей по <адрес> УР, по вопросу отсутствия водоснабжения жилого массива «Валамазский».
В ходе прокурорской проверки было установлено, что на улицах Левитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина (массив Валамазский) п.ИграИгринского района УР система водоснабжения отсутствует.
Таким образом, в суде исследованными письменными доказательствами, пояснениями сторон, бесспорно установлено, что жители указанных улиц п.Игра централизованной или нецентрализованной системой холодного водоснабжения, обеспечивающих бесперебойное и круглогодичное обеспечение их холодной водой, не обеспечены, и что полномочия по обеспечению жителей п.Игра холодным водоснабжением возлагаются на Администрацию МО «Игринский район».
Кроме того, непринятие мер по обеспечению жителей п.Игра холодным водоснабжением влечет нарушение принципов государственной политики в сфере водоснабжения, установленных ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, к которым относится охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды, обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно предоставленным Администрацией МО «Игринский район» сведениям, центральная водопроводная сеть по указанным улицам отсутствует ввиду отсутствия достаточных денежных средств.
Из бюджета МО «Игринский район» на 2015 год, плановый период 2016-2017 г.г. следует, что денежные средства на обеспечение водоснабжением жителей п.Игра не предусмотрены, при этом их отсутствие не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от выполнения возложенных на них законом соответствующей обязанности.
Согласно п.8.1 и 11.19 Свода Правил 31.13330.2012 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», утвержденные приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 года №635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Согласно п.п.9.10, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178, количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п.9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Пунктом 9.11 СП 8.13130.2009 предусмотрено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов – 200 метров;
при наличии мотопомп – 100-150 метров в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200м с учетом требований п.9.9 настоящего свода правил.
Согласно предоставленным Администрацией МО «Игринский район» сведениям, расстояние от домов, расположенных на указанных улицах до ближайшей общедоступной водозаборной колонки составляет более 100 метров, что влечет нарушение прав лиц, в том числе преклонного возраста.
МО «Игринское» Генеральный план принят, и указанные улицы включены в данный план.
Решением Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема водоснабжения и водоотведения МО «Игринское», согласно которой целью развития систем является 100% обеспечение населения водоснабжением питьевого качества.
Таким образом, данные улицы планируются для дальнейшего развития инфраструктуры.
В соответствии с Законом УР от 09.10.2009 №40-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» строительство водопроводной сети в п.Игра не предусмотрено.
Отсутствием централизованного или нецентрализованных систем водоснабжения создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории п.Игра Игринского района, по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения, нарушает их права на благоприятные и безопасные условия использования жилых, нежилых помещений, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Кроме того, отсутствие круглосуточного и бесперебойного водоснабжения влечет нарушение прав граждан, в том числе социально незащищенных, на которых, согласно п.15 правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390), возлагается обязанность к началу пожароопасного периода обеспечить наличие на земельных участках, где расположены жилые дома индивидуальной застройки, емкости (бочки) с водой или огнетушители.
Поселок Игра МО «Игринское» отнесен к населенным пунктам, подверженным угрозе распространения лесных пожаров.
В силу ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, в также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии со ст.68 указанного Закона на территориях сельских поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединить с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В силу п.4.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (СП 8.13130.2009), утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №178 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно п.8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного – при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п.9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТу 8220.
Таким образом, из вышеназванных норм следует возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем оборудования наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами и оборудования противопожарного водопровода, путем его объединения с хозяйственно-питьевым водопроводом.
Согласно информации ОНД Игринского, Якшур-Бодьинского и Красногорского районов, территория п.Игра по улицам Левитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина (массив Валамазский) не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, поскольку имеющиеся источники противопожарного водоснабжения находятся на расстоянии более 200 метров от крайних домов указанных улиц.
Таким образом, организация водоснабжения населения является обязанностью Администрации муниципального образования «Игринский район», данная обязанность ею не выполняется, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по выполнению мероприятий по организации холодного водоснабжения населениянеобходимо время, по мнению суда, запрашиваемый прокурором срок является разумным для исполнения.
С учетом требований ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать холодное водоснабжение населения, проживающего на улицах Левитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина п.Игра Игринского района Удмуртской Республики.
Обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ при проектировании водопроводных сетей по улицамЛевитана, Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина п.Игра Игринского района Удмуртской Республики предусмотреть установку пожарных гидрантов в соответствии с п.8.6 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>