Дело №2-991/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Наумовой Г.Г.,
при секретаре Стёпиной В.И., помощнике судьи Алейниковой А.В.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Шишоркиной Е.А., к Администрации Чажемтовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах Шишоркиной Е.А., обратился в Колпашевский городской суд Томской области с иском к Администрации Чажемтовского сельского поселения о возложении обязанности предоставить Шишоркиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» Томской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указал, что в городскую прокуратуру поступило обращение Шишоркиной Е.А. о том, что ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Шишоркина Е.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления Администрации Чажемтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время Администрацией Чажемтовского сельского поселения жилое помещение Шишоркиной Е.А. не предоставлено. Проверкой установлено, что Шишоркина Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители по решению суда лишены родительских прав. Шишоркина Е.А. не является нанимателем жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не является собственником жилого помещения, закончила образовательное учреждение, в связи с чем должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления, но не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Однако до настоящего времени Администрацией Чажемтовского сельского поселения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Шишоркиной Е.А. не предоставлено.
В судебном заседании старший помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Шишоркина Е.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В представленном заявлении указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Чажемтовского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика – Администрации Чажемтовского сельского поселения не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что Шишоркина Е.А. действительно относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, – Администрации Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Администрации Томской области указал, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление Администрацией Чажемтовского сельского поселения жилого помещения Шишоркиной Е.А. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Шишоркиной Е.А. Считает, что обращение прокурора в защиту интересов Шишоркиной Е.А. необоснованно, так как права и законные интересы материального истца действиями Администрации Чажемтовского сельского поселения фактически не нарушены, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Кроме того указал, что приобретение жилых помещений для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требует значительных временных затрат. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Шишоркиной Е.А., просит учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательством, предоставив отсрочку исполнения решения суда в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя процессуального истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство, в силу п. К ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98.1 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На территории Томской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», которым предусмотрены положения, аналогичные изложенным выше.
В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Томской области.
Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» установлено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом, органы местного самоуправления поселений, городских округов формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года №212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
Однако, ни нормы Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, ни Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ не устанавливают очередность внутри указанного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (Часть 3 ст. 3 Закона от 11.09.2007 года №188-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 2 ст. 6).
Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ.
Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Шишоркина Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, родители Шишоркиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Ш.А. и П.О. решениями Колпашевского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении истца.
Постановлением Администрации Колпашевского района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Шишоркиной Е.А. установлено попечительство, назначен попечитель.
Согласно справке о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ Шишоркина Е.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации Чажемтовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Шишоркина Е.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области Колпашевского района Чажемтовского сельского поселения. Номер очереди в Списке - 9.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шишоркиной Е.А. направлено уведомление с предложением о рассмотрении вопроса о согласии на получение специализированного жилого помещения в случае приобретения Администрацией Чажемтовского сельского поселения жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес> или в <адрес>.
Согласно уведомлениям федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Шишоркиной Е.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Как следует из диплома от ДД.ММ.ГГГГ, Шишоркина Е.А. окончила ОГБПОУ «Томский базовый медицинский колледж» по специальности «Сестринское дело».
Из ч. 5 ст. 15 Закона Томской области №28-ОЗ следует, что жилые помещения вышеуказанной категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения и родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением Администрации Томского области от 29.12.2012 №562а (с учетом последующих изменений).
Согласно п. 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые, в том числе являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченные органы поселений, городских округов), после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 4.1 данного Порядка предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками.
В соответствии с пунктом 6 Порядка специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот.
В случае если проживание лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, специализированные жилые помещения предоставляются в пределах территории муниципального района, городского округа Томской области, на территории которых находится ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По смыслу перечисленных выше норм, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью администрации поселения и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, доказательства, исследованные в судебном заседании, с достоверностью свидетельствует о наличии у Шишоркиной Е.А. права на получение жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области».
Так, в судебном заседании достоверно установлено, что Шишоркина Е.А., имея соответствующий статус как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Чажемтовского сельского поселения, а потому она имеет право на предоставление Администрацией Чажемтовского сельского поселения по договору найма специализированного жилого помещения жилья на территории Чажемтовского сельского поселения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Однако, в нарушение действующего законодательства жилое помещение по договору социального найма Шишоркиной Е.А. предоставлено не было. В связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования Колпашевского городского прокурора, предъявленные в интересах Шишоркиной Е.А., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Шишоркиной Е.А., к Администрации Чажемтовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Чажемтовского сельского поселения Томской области предоставить Шишоркиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» Томской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Г.Г. Наумова
Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2021 года.
Судья: Г.Г. Наумова