Дело № 2-5472\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.
с участием представителя истца Быстрова М.Ю., представителя ответчика Кизикиной О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А. В. к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периоды работы, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов,
Установил:
Соколов А.В. обратился в суд с настоящим иском, указав, что решением УПФР в городе Благовещенске Амурской области N 122204/17 от 13 апреля 2017 года отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при исчислении которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, учебно-тренировочных сборах, периоды работы в должностях начальника поисково-спасательного отряда профессиональной аварийно-спасательной службы. Считает отказ незаконным, поскольку согласно действующего на момент вынесения решения законодательства, п.п. 16 п.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 выше указанного закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Пункт 2 этой же статьи закона указывает на то, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается ранее установленного срока, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Пункт 3 ст. 30 ФЗ-400 устанавливает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). Позиция Верховного Суда РФ, изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.2012 года - при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты. Таким образом, к периоду работы с 28.03.1997 года по 01.01.2002 г. должна быть применена норма закона, предусмотренная п. «л» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. №340- 1, то есть до вступления в силу 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно этой норме пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно вышеуказанных Перечней, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации пользуются: спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса, начальник поисково-спасательного отряда. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в ст.1 устанавливает, что аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Согласно подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся: силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных формирований, подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 1 июля 2006 года по настоящее время работает в должности начальника Амурского поисково-спасательного отряда - филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. Непрерывный стаж работы в этой должности на дату обращения в Пенсионный фонд 5 апреля 2017 года с заявлением о назначении пенсии, составляет 10 лет 09 месяцев 04 дня. Отказывая во включении в специальный стаж периодов нахождения в командировках, на курсах повышения квалификации и сборах, УПФР в городе Благовещенске сослалось на п.5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, согласно которому право пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Считает, что данный довод противоречит положениям ст.187 ТК РФ, согласно которых в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата. Нахождение работника на курсах повышения квалификации и в командировках не освобождает работодателя от обязанности производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поскольку заработная плата за работником сохраняется, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Подлежат зачету в специальный стаж, требующийся для назначение досрочной трудовой пенсии, также периоды нахождения в командировках, так как в данные периоды за работником, аналогично курсам повышения квалификации, на основании ст.167 ТК РФ сохраняется место работы, должность, средний заработок, работодатель также отчисляет взносы в Пенсионный Фонд РФ. Указанные периоды командировок относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, являются обязательной частью трудовой деятельности. Табели учета рабочего времени подтверждают, что в командировках был постоянно занят выполнением работ в течение полного рабочего дня. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.12. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также в п.1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99г. К 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
На основании изложенного просит признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 13 апреля 2017 года № 122204\17 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периодов работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 11 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года. Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж для назначении пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периоды работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 11 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года, назначить пенсию с 5 апреля 2017 года. Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей, расходы по оплате оформления нотариальной доверенности в сумме 1200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 30000 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование привел те же доводы, что указаны в иске.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснив, что истец обратился в УПФР в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении пенсии 5 апреля 2017 года, на дату подачи заявления специальный стаж составил 10 лет 01 месяц 15 дней, при требуемом стаже 15 лет. Оспариваемые периоды не были включены в специальный стаж, поскольку п.16 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России, учреждения в которых работал истец входят в систему субъекта Российской Федерации. Периоды курсов повышения квалификации, командировок и сборов не включены в подсчет специального стажа в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 516, разъяснений Минтруда № 5 от 22 мая 1996 года. Не согласны с требование истца о взыскании расходов по уплате услуг представителя в сумме 30000 рублей, поскольку бюджет учреждения является федеральным и такие расходы не предусмотрены данным бюджетом.
Истец в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что 5 апреля 2017 года Соколов А.В. обратился в УПФР в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 13 апреля за № 122204\17 Соколову А.В. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения с заявлением на 5 апреля 2017 года.
Согласно данному решению в специальный стаж для назначении пенсии не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периоды работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности спасателя поисково-спасательной группы Штаба по делам ГО и ЧС Амурской области, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года в должности спасателя поисково-спасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС Амурской области, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года в должности начальника поисково-спасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС Амурской области, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года в должности спасателя-заместителя начальника поисково-спасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС Амурской области, с 11 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности спасателя поисково-спасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС Амурской области.
Страховой стаж истца на момент обращения на 5 апреля 2017 года составляет 39 лет 04 месяца 05 дней, специальный стаж 10 лет 01 месяц 15 дней.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд учитывает, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п.п. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу пп. "д" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
При определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). Позиция Верховного Суда РФ, изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.2012 года - при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты. Таким образом, к периоду работы с 28.03.1997 года по 01.01.2002 г. должна быть применена норма закона, предусмотренная п. «л» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. №340- 1, то есть до вступления в силу 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно этой норме пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно указанных Перечней, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации пользуются: спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса, начальник поисково-спасательного отряда. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в ст.1 устанавливает, что аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Согласно подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся: силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных формирований, подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно трудовой книжке Соколов А.В. с 1 июля 2006 года по настоящее время работает в должности начальника Амурского поисково-спасательного отряда - филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы, не зачтенные в специальный стаж, должны быть включены в подсчет времени для назначения пенсии с учетом дня вступления в законную силу ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Отказывая во включении в специальный стаж периодов нахождения в командировках, на курсах повышения квалификации и сборах, УПФР в городе Благовещенске сослалось на п.5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, согласно которому право пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Данный довод противоречит положениям ст.187 ТК РФ, согласно которых в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата.
Нахождение работника на курсах повышения квалификации и в командировках не освобождает работодателя от обязанности производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поскольку заработная плата за работником сохраняется, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Подлежат зачету в специальный стаж, требующийся для назначение досрочной трудовой пенсии, также периоды нахождения в командировках, так как в данные периоды за работником, аналогично курсам повышения квалификации, на основании ст.167 ТК РФ сохраняется место работы, должность, средний заработок, работодатель также отчисляет взносы в Пенсионный Фонд РФ. Указанные периоды командировок относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, являются обязательной частью трудовой деятельности. Табели учета рабочего времени подтверждают, что в командировках был постоянно занят выполнением работ в течение полного рабочего дня. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.12. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также в п.1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99г. К 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Факт прохождения истцом курсов повышения квалификации подтверждается материалами дела и ответчиком не отрицается.
Согласно представленным приказам о направлении на курсы, командировки за истцом сохранялся размер заработной платы.
Следовательно, в указанные периоды работодателем производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает, что указанные периоды, подлежат зачёту в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости в календарном исчислении.
На ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в его специальный стаж для назначения пенсии.
Поскольку на момент обращения истца 5 апреля 2017 года в УПФР в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении пенсии, с учетом включения указанных периодов, достаточно специального стажа, суд полагает возможным признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 13 апреля 2017 года № 122204\17 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Соколову А. В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периодов работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 11 сентября 2001 года по 16 декабря 2001 года.
Также подлежит удовлетворению и требование об обязании ответчика назначить истцу пенсию с 5 апреля 2017 года, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Факт обращения истца в УПФР в г. Благовещенске с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии 5 апреля 2017 года подтверждается отказным пенсионным (выплатным) делом № 1213
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 900 рублей, однако, оплате подлежало 300 рублей по правилам ч. 1 ст. 333.19 НК РФ. Указанная сумма в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Из представленного в материалы дела Договора возмездного оказания услуг от 21 апреля 2017 года, следует, что истцу юридические услуги и услуги по представлению интересов в суде оказывал Быстров М.Ю., за работу, согласно расписке от 29 мая 2017 года получил 30000 рублей.
Кроме того, согласно квитанции от 25 мая 2017 года истец оплатил оформление нотариальной доверенности на оказание юридических услуг и представления интересов суде 28 АА 0865053 от 25 мая 2017 года в сумме 1200 рублей.
Исходя из критерия разумности пределов возмещения, конкретных обстоятельств дела в соотношении с объектом судебной защиты по данному гражданскому делу, участия представителя в судебных заседаниях, суд полагает необходимым признать судебные расходы, понесенные истцом на оплату юридических услуг, услуг представителя в размере 1500 рублей, которые подлежат возмещению с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области от 13 апреля 2017 года № 122204\17 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Соколову А. В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периодов работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 11 сентября 2001 года по 16 декабря 2001 года.
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж для назначении пенсии Соколову А. В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, сборах с 17 мая 2009 года по 20 июня 2009 года, с 18 марта 2007 года по 9 апреля 2007 года, с 10 января 2008 года по 14 января 2008 года, с 4 февраля 2010 года по 5 февраля 2010 года, с 1 июня 2010 года по 3 июня 2010 года, с 12 декабря 2010 года по 18 декабря 2010 года, с 25 декабря 2011 года по 30 декабря 2011 года, с 15 февраля 2012 года по 16 февраля 2012 года, с 11 августа 2012 года по 28 августа 2012 года, с 26 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года, с 23 октября 2014 года по 24 октября 2014 года, с 12 декабря 2015 года по 19 декабря 2015 года, с 10 декабря 2016 года по 17 декабря 2016 года, с 15 сентября 2008 года по 19 сентября 2008 года, с 13 декабря 2008 года по 20 декабря 2008 года, с 22 ноября 2009 года по 29 ноября 2009 года, с 25 февраля 2010 года по 7 марта 2010 года, с 21 марта 2010 года по 27 марта 2010 года, с 24 мая 2010 года по 27 мая 2010 года, с 2 декабря 2010 года по 6 декабря 2010 года, с 21 августа 2011 года по 25 августа 2011 года, с 25 сентября 2011 года по 28 сентября 2011 года, с 10 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года, с 10 декабря 2012 года по 14 декабря 2012 года, с 17 декабря 2012 года по 22 декабря 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 23 апреля 2013 года, с 4 июня 2013 года по 5 июня 2013 года, с 19 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 14 декабря 2013 года по 21 декабря 2013 года, с 17 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 13 марта 2015 года по 13 марта 2015 года, с 31 августа 2015 года по 10 сентября 2015 года, периоды работы с 28 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 1 октября 1998 года по 23 января 2000 года, с 24 января 2000 года по 10 сентября 2001 года, с 11 сентября 2001 года по 16 декабря 2001 года, назначить пенсию с 5 апреля 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области в пользу Соколова А. В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате оформления нотариальной доверенности в сумме 1200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 27 июня 2017 года.
Судья Н. Н. Матюханова