Дело № 2-2480/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 17 марта 2021 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре Першиной А.В.,
- представителя истца – адвоката Демченко Д.В., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
- представителя ответчика Власовой Л.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2480/2021 по исковому заявлению Багирова Ш.М. кызы к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области обобязании к включению периода работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости об обязании к перерасчету пенсии с даты обращения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ (отправлено посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ) истец Багирова Ш.М. кызы обратилась в Центральный районный суд г. Тюмени к Государственному учреждению – Управление ПФ РФ в г. Тюмени Тюменской области (далее – ответчик, Управление ПФ РФ в г. Тюмени) с исковыми требованиями, которыми просит в судебном порядке:
- об отмене решения Управления ПФ РФ в г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- обязать включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;
- обязать назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ,
мотивируя доводы иска тем, что истец осуществляла трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ и с учетом спорного периода общий трудовой стаж истца составляет более 25ти лет. По мнению истца, спорный период трудовой деятельности последней, не включен ответчиком в общий страховой стаж истца, неправомерно.
Истец Багирова Ш.М. кызы, надлежащим образом уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в связи с чем, дело рассмотрено в её отсутствие в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель истца – адвокат Демченко Д.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ поддержал доводы иска, просил о его удовлетворении в полном объёме.
Ответчик Управление ПФ РФ в г. Тюмени, в лице представителя Власовой Л.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просил отказать истцу в удовлетворении иска, с учётом доводов, изложенных в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, спорный период трудовой деятельности истца не засчитан в общий страховой стаж последней правомерно., поскольку указанный период является периодов работы за границей. К тому же, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилась.
Заслушав представителей сторон,исследовав имеющиеся доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.3Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из представленных материалов дела следует, трудовая книжка колхозника серии №, заведенная ДД.ММ.ГГГГ, содержит сведения об осуществлении трудовой деятельности истцом в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Истец просит признать подлежащим включению в общий страховой стаж период вышеуказанной трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовая книжка колхозника серии №, заведенная ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения лишь о трудовой деятельности в ДД.ММ.ГГГГ
Тем не менее, решением Управления ПФ РФ в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права Багировой Ш.М. кызы в назначении страховой пенсии по старости отказано.
Настоящий спор возник из-за непризнания страховым стажем указанного в трудовой книжке спорного периода трудовой деятельности истца.
Так, из оспариваемого истцом решения следует, дата регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета – ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение о пенсионном обеспечении между Правительском Российской Федерации и Правительском Азербайджана отсутствует. Периоды работы на территории Азербайджана до ДД.ММ.ГГГГ рассматривается как стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. Периоды работы в Азербайджане после ДД.ММ.ГГГГ – как периоды работы за границей, и они не могут быть учтены в страховом и общем трудовой стаже из-за отсутствия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Общий страховой стаж истца составил 07 лет 10 мес. 08 дн, при требуемом 9 лет.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.
Какие-либо международные соглашения между Азербайджаном и Россией в настоящее время в области пенсионного обеспечения отсутствуют, СССР существовал до декабря 1991г., все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального обеспечения, в связи с чем оснований для невключения истице указанного периода работы не имеется.
Вышеприведенные выводы согласуются с требованиями ст.19, ч.1 ст.39, ст.55 Конституции РФ, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина, в частности, и в области социального обеспечения.
Не противоречат указанные выводы и положениям ст.10, п.2 ст.29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, в соответствии со ст.10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п.2 ст.29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, указанные правовые нормы сами по себе не устанавливают, что лицам, работавшим на территории союзных республик бывшего СССР, с которыми отсутствуют международные соглашения в области пенсионного обеспечения, в трудовой стаж должен включаться лишь период до 1 января 1991г.
Суд принимает во внимание, из информационного письма Сумгаитского государственного университета Министерства образования Азербайджанской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, Багирова Ш.М. кызы действительно приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты> и на основании ст. 38п.4 КТ Азербайджанской Республики приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от занимаемой должности.
Справкой Сумгаитского государственного университета Министерства образования Азербайджанской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается получение Багировой Ш.М. кызы заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ
Факт неуплаты работодателем страховых взносов за Багирову Ш.М. кызы в Пенсионный фонд России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не может являться основанием для невключения указанного промежутка времени в пенсионный стаж, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 № положения п.1 ст.10 признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Разрешая требование истца о включении указанных периодов в страховой стаж истца, суд принимает во внимание следующее.
Согласно п.4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда № от 20.06.1974, и действовавшей на момент заполнения спорного периода, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или отдела кадров. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении в день увольнения должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний свидетелей.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.
В силу ст.3Федерального закона №400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из изложенного следует, что необходимость в представлении документов, подтверждающих факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, возникает при определении продолжительности страхового стажа для права на назначении пенсии.
Вместе с тем, как следует из п.9 Распоряжения, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, из вышеназванного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р усматривается, что порядок включения трудового стажа, протекавшего на территориях республик бывшего СССР в страховой стаж для определения права на пенсию и в общий стаж в целях оценки пенсионных прав различен.
Как следует из п.3 и п. 4 ст.30Федерального закона № 173-ФЗ, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности подлежащие включению в общий стаж в целях оценки пенсионных прав по п.3 либо п. 4 также различны и применяется в зависимости от выбранного (наиболее выгодного для гражданина) варианта расчёта начального пенсионного капитала.
Следовательно, порядок подсчёта страхового стажа, указанный в п. 8 Распоряжения № 99р, может применяться только при определении права на трудовую пенсию, а не для оценки пенсионных прав, поскольку последнее предусмотрено п.9.
По смыслу п.9 Распоряжения № 99р, в целях оценки пенсионных прав в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения, в данном случае Азербайджан, в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года. При этом условие об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ после 01.01.1991 отсутствует.
Это означает, что периоды работы в перечисленных государствах как до распада, так и после распада СССР могут быть засчитаны в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц без дополнительных условий об уплате страховых взносов.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения из общего стажа в целях оценки пенсионных прав периода работы на территории республики Азербайджан по причине неуплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, поскольку соблюдение данного условия необходимо для включения в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию.
Далее.
Согласно ст.22Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.
При этом, пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии, за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении страховой пенсии, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 обращено внимание, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (статьи18и19Федерального закона №173-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при наличии установленного факта выполнения истцом в спорный период трудовойдеятельности, истец вправе рассчитывать на включение периода его работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые трбования Багировой Ш.М. кызы к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области об обязании к включению периода работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости об обязании к перерасчету пенсии с даты обращения удовлетворить.
Отменить решениеГосударственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области включить Багировой Ш.М. кызы стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области назначить Багировой Ш.М. кызы страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта2021 г.
Председательствующий: Н.А. Малишевская