Решение по делу № 2-708/2016 от 10.08.2016

Дело № 2-708/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кетовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

26 октября 2016 года гражданское дело по иску Черепановой Л.Б., Черепанова В.Н., Черепанова В.В., Черепанова А.В. к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Черепановы Л.Б., В.Н., В.В. и А.В. обратились в суд к АМР «Прилузский» с иском об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что по договору социального найма проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 28,7 кв.м., которая признана непригодной для проживания. Дом по вышеуказанному адресу включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013-2017гг., однако жилое помещение, пригодное для проживания, до настоящего времени истцам не предоставлено. При изложенных обстоятельствах, обратились в суд с настоящим иском, в котором просят обязать АМР «Прилузский» предоставить им другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее 28,7 кв.м., с холодным и горячим водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, бытовой электроплитой или газом.

В судебном заседании истцы не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, в иске просили рассмотреть дело в их отсутствие, с участием представителя, адвоката Тоболева В.Е.

Представитель истцов, согласно полученной судом телефонограммы, от согласования даты и времени слушания дела отказался; просив извещать его о месте и времени слушание дела письменно; однако, направленное в его адрес судебное извещение не получает. Будучи извещен о времени и месте слушания дела телефонограммой, просил дело слушанием отложить в связи с занятостью в другом процессе; однако каких-либо доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство не представил.

Представитель ответчика АМР «Прилузский» в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Со ссылкой на судебную практику Верховного Суда РФ, указывает, что поскольку срок, установленный республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы», для переселения истцов из аварийного жилищного фонда не истек; а доказательств, что помещение, в котором последние проживают, представляет реальную опасность для их жизни и здоровья, Овчинниковыми не представлено; полагает, что обращение истцов в суд с настоящим иском является преждевременным.

Представитель третьего лица, АСП «Ношуль», в суде не присутствует, просив о разбирательстве дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве с иском также не согласился, просив в удовлетворении заявленных требований отказать.

Согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 8), Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) под судебной защитой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства, что предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий, результат которых имеет существенное значение для определения прав и обязанностей.

Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При изложенных обстоятельствах, поскольку о времени и месте слушания дела истцы были извещены заблаговременно; их представитель от согласования даты и времени слушания дела отказался, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представил, суд полагает причины, вызвавшие неявку последних в судебное заседание, неуважительными.

Между тем, в силу ст. 6 Конвенции от 04.11.1950г. «О защите прав человека и основных свобод», каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Таким образом, разбирательство дела в течение разумного срока является одним из тех процессуальных требований, которые составляют право на справедливое судебное разбирательство. Что касается критериев разумности, то, как показывает практика Европейского суда, при этом учитываются сложность и многогранность дела, поведение заявителя, поведение властей, потребности тщательной подготовки как истца, так и ответчика.

Отсюда, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих явке истцов и их представителя в судебное разбирательство, не представлено, суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев гражданское дело № 2-709/16, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Установлено, что семья Черепановых зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.

15.09.2006г. между сторонами был заключен договор социального найма жилого помещения , по условиям которого АМР «Прилузский» (наймодатель) передала Черепановой Л.Б. (наниматель) и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, <адрес>, общей площадью 28,7 кв.м., для проживания в нем.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Черепанов В.Н., муж, Черепанов В.В., сын и Черепанов А.В., сын.

Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.), при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом обращено внимание судов на то обстоятельство, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Актом обследования помещения от 03.12.2008г., составленным межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МР «Прилузский» за от 13.02.2008г., установлено, что в ходе обследования находящегося в муниципальной собственности жилого <адрес> выявлено: фундамент поражен гнилью, частичные разрушения забирки и столбов. Искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков здания. Имеется провисание балок чердачного перекрытия. Покрытие кровли потрескалось, протекает. Входные двери в здание не закрываются из-за нарушения геометрии коробок и дверных полотен. Оконные рамы частично прогнили, частично отсутствуют штапики, трещины стекол.

Заключением межведомственной комиссии от 03.12.2008г. жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

16 сентября 2013 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МР «Прилузский» от 14.12.2011г., от 30.08.2013г. проведено обследование <адрес>, по результатам которого установлено: фундамент дома – ленточный, каменный; стены – брусчатые; кровля – асбестоцементные листы волнистые; водопровод – отсутствует; отопление – печное; канализация – люфт-клозет. Имеются: разрушение фундамента. Деформация стен, повреждение венцов гнилью и трещинами. Прогибы и просадки, уклоны пола. Протечки кровли. Прогиб балок и прогонов. Отклонение стенок печи от вертикали, прогары (акт обследования от 16.09.2013г.).

На основании Акта, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия пришла к заключению, согласно которого <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в части пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. и непригодна для постоянного проживания.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ст. 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.

В то же время, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Постановлением Правительства РК от 12.04.2013г. № 120 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы», целью которой является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в т.ч. путем предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма, в построенных многоквартирных домах, приобретенных у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками.

Установлено также, что <адрес>, включен в вышеуказанную Программу с планируемой датой переселения – до 31 декабря 2016 года, снос дома запланирован на 4 квартал 2017 года.

Согласно вышеуказанному постановлению Правительства РК, программа реализуется посредством выделения администрации муниципального района «Прилузский» субсидии на осуществление мероприятий, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», средства фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, на строительство таких домов.

Таким образом, вышеуказанная норма допускает возможность расходования средств Фонда и средств долевого финансирования на приобретение жилых помещений не только у застройщиков домов, но и у лиц, не являющихся застройщиками, то есть на вторичном рынке жилья.

В рамках реализации III этапа вышеуказанной Программы, АМР «Прилузский» было приобретено и оформлено в муниципальную собственность МР «Прилузский» 6 жилых помещений: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Решением Совета МР «Прилузский» от 17 августа 2016 года , АМР «Прилузский» передано в собственность МО СП «Ношуль» 4 квартиры, расположенных на территории сельского поселения «Ношуль».

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что, администрацией МР «Прилузский» проводится плановая работа по переселению граждан, проживающих в домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов, в порядке, установленном адресной программой.

Следовательно, исходя из изложенного, право истцов на предоставление жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, может быть реализовано в рамках вышеуказанной адресной программы.

Более того, как следует из представленных суду документов, жилые помещения, приобретенные МР «Прилузский» в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 – 2017 годы», решением Совета СП «Ношуль» от 05.09.2016г. № IV-11/2 приняты в собственность сельского поселения.

08 октября 2016 года истцам Черепановым направлено официальное уведомление о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью 54,2 кв.м.

Однако, направленное уведомление в адрес администрации в настоящее время не возвращено; договор социального найма не подписан.

При этом, согласно акта обследования помещения от 22.03.2016г., и основанного на нем заключения межведомственной комиссии, предоставляемое истцам по договору социального найма жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для постоянного проживания.

Отсюда, рассмотрев иск в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Черепановой Л.Б., Черепанова В.Н., Черепанова В.В., Черепанова А.В. к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.

Председательствующий

2-708/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Черепанов В.Н.
Черепанов В.В.
Черепанова Л.Б.
Черепанов А.В.
Ответчики
Администрация МР "Прилузский"
Другие
Администрация СП "Ношуль"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
10.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2016Передача материалов судье
10.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2016Судебное заседание
14.09.2016Судебное заседание
25.10.2016Производство по делу возобновлено
26.10.2016Судебное заседание
26.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее