РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2013 г. |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Золотавина А.В., при секретаре судебного заседания Гладкой О.М., с участием военнослужащей войсковой части № <иные данные> Лавреновой <иные данные>, а также представителя начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – «Востокрегионжилье») Дедело Е.Н., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Лавреновой И.В. об оспаривании решения <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Лавренова И.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № о снятии её и членов её семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанный орган принять её и членов её семьи на данный учет.
В обоснование своего заявления заявительница указала, что решением № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № она была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при составе семьи из 3 человек, однако решением № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № она необоснованно снята с данного учета, поскольку ранее её бывшему супругу-военнослужащему был выдан государственный жилищный сертификат (далее – ГЖС) на 4 членов семьи, в том числе и на неё, на ГЖС ими было приобретено в общую долевую собственность жилое помещение в <адрес> (общей площадью <иные данные> кв. м), её доля составляла 1/4. В дальнейшем, после расторжения брака и заключения нового брака, она подарила свою долю бывшему супругу, который убедил её в том, что она как военнослужащая при увольнении снова будет обеспечена жильем. Данной квартирой она не пользовалась и там не проживала, поэтому решила подарить свою долю бывшему супругу, который подлежал увольнению с должности командира воинской части. Поскольку она получала ГЖС в качестве члена семьи военнослужащего, как военнослужащая она не была обеспечена жильем, в настоящее время она проживает с новой семьей в служебном жилом помещении, поэтому решение № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № о снятии с учета является незаконным.
Представитель начальника № отдела «Востокрегионжилье» Дедело Е.Н., возражая против обоснованности заявления, указал, что решением № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № Лавренова И.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с учетом ранее имевшейся в собственности 1/4 доли жилого помещения в <адрес> (общей площадью <иные данные> кв. м). Однако в дальнейшем при проверке указанных заявительницей сведений было установлено, что данное жилое помещение было приобретено заявительницей и её бывшим супругом-военнослужащим за счет ГЖС, выданного <дата>, в том числе, на заявительницу. На основании подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», подп. «д» п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, Лавренова снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с предоставлением недостоверных сведений об её участии в подпрограмме на получение ГЖС в качестве члена семьи военнослужащего и приобретенного в собственность жилого помещения по установленным нормам.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Лавреновой И.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам, что также предусмотрено ст. 49 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Таким образом, нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» возлагают на Министерство обороны РФ обязанность по обеспечению жильем военнослужащих указанной категории только один раз за все время военной службы.
Из анализа указанных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным от Министерства обороны РФ жильем по своему усмотрению, то он не вправе требовать повторного обеспечения жильем в порядке, определенном ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
При этом военный суд считает необходимым отметить, что последующее обеспечение таких военнослужащих-граждан жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения), а не Министерством обороны РФ.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье ими должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете в соответствующий орган. Таким уполномоченным органом в данном случае является «Востокрегионжилье».
Порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма предусмотрен одноименной Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 (приложение № 1).
Согласно подп. «д» п. 10 данной Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета, в том числе, в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из копии решения № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № Лавренова И.В. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при составе семьи из 3 человек.
Согласно выписке из решения № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № Лавренова И.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ – в связи с выявлением в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из заявления Лавреновой И.В. от <дата> о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, заявительница просила обеспечить её и членов семьи жилым помещением (квартирой) в городах <адрес> или <адрес>.
Согласно предоставленных Лавреновой И.В. сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений (приложение № 2 к п. 1 Инструкции) заявительница указала о том, что ГЖС она и члены её семьи ранее не получали и жилое помещение на праве собственности она не имела.
Вместе с тем, из справки № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № следует, что ранее заявительница была обеспечена жильем от Министерства обороны РФ в качестве члена семьи супруга-военнослужащего ФИО5, посредством ГЖС серия №, выданного <дата>, на основании этого военный суд приходит к выводу, что Лавренова И.В. ранее получала ГЖС в качестве члена семьи супруга-военнослужащего, поэтому указанные ею сведения о неполучении ранее ГЖС не соответствуют действительности.
Кроме этого, согласно копии свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>, копии договора дарения от <дата> и копии свидетельства о расторжении брака заявительница ранее имела в собственности 1/4 доли жилого помещения в <адрес> (общей площадью <иные данные> кв. м), которую подарила своему бывшему супругу ФИО5, поэтому военный суд приходит к выводу, что указанные заявительницей при принятии на учет сведения об отсутствии у нее ранее в собственности жилого помещения (1/4 доли) также не соответствуют действительности.
Как следует из разъяснений врио начальника № отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № заявительница снята с учета нуждающихся в связи с предоставлением недостоверных сведений об участии в подпрограмме на получение ГЖС в качестве члена семьи военнослужащего и наличии у нее ранее в собственности жилого помещения по установленным нормам.
По указанным основаниям принятое № отделом «Востокрегионжилье» решение от <дата> № о снятии заявительницы с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ является законным, доводы об обратном являются ошибочными.
При этом, военный суд полагает необходимым отметить, что заявительница добровольно избрала способ обеспечения жильем в качестве члена семьи супруга-военнослужащего путем получения ГЖС в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 522, в результате чего приобрела в собственность часть жилого помещения по норме обеспечения свыше 18 кв. м, что не предполагает возложение на Министерство обороны РФ обязанности повторного обеспечения заявительницы жилым помещением в избранном месте жительства по договору социального найма.
Доводы заявительницы о том, что она подарила свою часть жилого помещения бывшему супругу после расторжения брака, в связи с тем, что он ввел её в заблуждение относительно повторного обеспечения её жильем от Министерства обороны РФ как военнослужащей, военный суд считает неубедительными и полагает необходимым отметить, что в системе действующего правового регулирования жилищного законодательства во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, что в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О.
Поэтому военный суд приходит к выводу, что заявительница, распорядившись своей долей принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения (<иные данные> кв. м, то есть свыше нормы обеспечения жильем), подарив долю своему бывшему супругу, действовала разумно и добросовестно, распорядилась указанным жилым помещением по своему усмотрению.
Доводы заявительницы о том, что она фактически не пользовалась данной квартирой, там не проживала, поэтому была вынуждена подарить бывшему супругу свою часть жилого помещения являются голословными, поскольку это не исключало возможность разрешения жилищного спора в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Лавреновой <иные данные> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 12 ноября 2013 года.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин