Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2014 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Нагиевой К.Р., с участием истца Глебова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № ... г. по иску Глебова С.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Глебов С.В. обратился в суд с иском к ответчику ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти и просил суд признать решение ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской обл. №... от 11.07.2014 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным; Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области включить в его стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха ... «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... ООО «...». Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 04.05. 2014 года.
Истец Глебов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и показал суду, что при достижении возраста 55 лет (04.05.1959 года рождения), проработав на работах с вредными условиями труда не менее 12,5 лет и имея страховой (трудовой) стаж не менее 25 лет в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в «Российской Федерации» №173 - ФЗ от 17.12.2001 г. он обратился в ГУ - УПФР в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области (далее УПФР) с заявлением о назначении им досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением № 338 от 11.07.2014 года отказала ему в назначении досрочной "трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. Комиссия, применив льготный порядок исчисления специального стажа работы, не зачислила в календарном порядке период работы с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, местителя начальника цеха ... «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... ООО «...». По мнению комиссии УПФР у него отсутствует стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за весь период его работы в ТПО «...» и в ООО «...».
Он не согласен с действиями и решением УПФ, считает отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При исчислении его стажа УПФР мотивировали свой отказ тем, что не подтверждается льготный характер работы по списку № 2 утв.Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, раздел X п. 2110А020. ГУ УПФ РФ необоснованно не включены периоды его работы в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха в цехе ... приема, слива, подготовки и отпуска углеводородов ТПО «...», в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... приема, слива, подготовки и отпуска углеводородов ООО «...», применены нормативно - правовые акты по данному вопросу в ином толковании. Периоды его работы с 06.03.1992 г. по 08.07.1999 г. в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха в цехе ... приема, слива, подготовки и отпуска углеводородов ТПО «...» и с 09.07.1999 г. по 12.01.2014 г. в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... приема, слива, подготовки и отпуска углеводородов ООО «...» не были включены по причине того, что старший мастер смены, начальник отделения, заместитель начальника цеха не могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение, так как в цехе производимой продукции нет, и они не заняты на видах работ, предусмотренных Списком №2. Доводы, приведенные специалистами пенсионного Фонда не законны и необоснованны. Работник выполнял работу в неблагоприятных условиях, вид работ поименован в Списке №2 и дает право на назначение досрочной пенсии. Все процессы в химическом производстве, начиная от подготовительного и заканчивая выпуском готовой продукции, связаны с воздействием вредных факторов. В соответствии с постановлением министров СССР от 26.01.1991 № 10 «О порядке применения Списков №1,2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списках №1,2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях. Если в Списках №1,2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемой должности.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти в судебное заседание не явился, представил суду телефонограмму, в которой просил суд рассмотреть дело без его участия, а также просила суд вынести решение по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица ООО «...» в судебное заседание не явился, уважительной причины неявки суду не сообщил.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Глебова С.В. удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 55, 56 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильно рассмотрения и разрешения дела.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсии, предусматриваются для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не любой работой, в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием ряда факторов.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе принципа равенства граждан (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения не может противоречить Конституции РФ, однако, изменения и не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу и являются базой для пенсионного законодательства. В этих условиях особенно важна защита права на социальное обеспечение, и в частности права на пенсионное обеспечение, Конституционным Судом РФ.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.07.2014 г., следует, что ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г. Тольятти отказал Глебову С.В. во включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указав, что в специальный стаж не подлежат включению следующие периоды работы Глебова с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха ... «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... ООО «...», поскольку не подтверждается льготный характер работы по списку № 2 утв.Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, раздел X п. 2110А020, а также не были включены по причине того, что старший мастер смены, начальник отделения, заместитель начальника цеха не могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение, так как в цехе производимой продукции нет, и они не заняты на видах работ, предусмотренных Списком №2.
В соответствии с «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденным Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190 и «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавших на момент заполнения и внесения данной записи.
Согласно п.4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162 при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя или специального уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Судом установлено, что в период с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года Глебов работал в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха ... «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... ООО «...», что подтверждается записью в трудовой книжке.
Работник выполнял работу в неблагоприятных условиях, вид работ поименован в Списке №2 и дает право на назначение досрочной пенсии. Все процессы в химическом производстве, начиная от подготовительного и заканчивая выпуском готовой продукции, связаны с воздействием вредных факторов. Данные обстоятельства подтверждаются: Постоянными технологическими регламентами по приему, подготовке, сливу и наливу углеводородного сырья, метанола, сжиженного этилена и аммиака в отделениях ... товарно-сырьевого цеха ..., утверждённым 05.04.2013г., ... утвержденным 20.04.2008г., ...02, утвержденным 17.05.2002г., ..., утвержденным 04.10.1996г.; Выпиской из технологического регламента ..., утверждённого 30.04.2008г.; Должностной инструкцией заместителя начальника товарно-сырьевого цеха ... утв. 07.05.2010 г.; Должностной инструкцией начальника цеха № ..., утв. 17.06.2013 г.; Положением о структурном подразделении на предприятии ОАО «...» товарно-сырьевого цеха «ПП-ТСЦ-2813»; Положением о подразделении ООО «...» ПП 75-07 о цехе ... (прием, подготовка, отпуск углеводородов), утвержденного 19.12.2007 г.; Выпиской из штатного расписания товарно-сырьевого цеха ООО «...» (отделение ИП-20-30) на период с 09.08.2013г. согласно которого работа начальника отделения дает право согласно перечня производств, цехов, профессий, и должностей с вредными условиями труда, на дополнительный отпуск; Выпиской из штатного расписания товарно-сырьевого цеха ... (прием, подготовка, отпуск углеводородов) на период с 01.04.2010 г. по 08.01.2013 г.; Выпиской из штатного расписания товарно-сырьевого цеха ООО «...» на период с 25.11.2013 г.; Выпиской из штатного расписания цеха ... (прием, подготовка, отпуск углеводородов) на период с 01.07.1999 г.; Приказом о приеме на работу Глебова С.В. от 01.07.1999 г.; Приказом ООО ТК о переводе Глебова С.В. на другую работу от 09.01.2013 г. 14.04.2010 г.; Приказом о приеме на работу от 18.02.1992 г.; Приказами о переводе на другую работу от 01.12.1992 г. и от 01.09.1995 г.; Архивной справкой на предоставление справок о трудовом стаже на работников ООО «...»; Справкой с ЗАО «...» о принятии, переводах, увольнении и очередных отпусках Глебова С.В. в ТПО «...» за период с марта 1992 г. по июль 1999 г.; Справкой ООО ТК о принятии переводах и очередных отпусках Глебова С.В. за период с 09.07.1999 г. по настоящее время; Трудовой книжкой; Картами аттестации рабочего места; Протоколами оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса, оценки уровней шума, параметров световой среды, параметров электромагнитных полей; Справками уточняющими характер работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
В соответствии с постановлением министров СССР от 26.01.1991 № 10 «О порядке применения Списков №1,2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списках №1,2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях. Если в Списках №1,2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемой должности.
В разделе X «Химическое производство» Списка №2 по коду 2110А020 п.2 указано «рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической промышленности, занятые полный рабочий день в ниже перечисленных производствах и работах: на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке и т.д. химпродуктов, перечисленных в Списке №1». (изопрен, аммиак, метанол, изобутилен, сжиженный этилен, тетрахлорид титана). Выполнение работ с вредными условиями труда Глебова С.В. подтверждается выписками из архивных справок, записями в трудовой книжке, уточняющей справкой, выданной работодателем.
Как следует из пояснений истцу в соответствии с требованиями трудового законодательства, ему работодателем производились доплаты к тарифной ставке согласно Типовому перечню производств, профессий рабочих и работ предприятий химической и нефтехимической промышленности, утвержденному Госкомтруда СССР и ВЦСПС 03.11.1986. года №442/26-41, Перечень №1, раздел «А», подраздел XIV, предоставлялся дополнительный отпуск согласно Перечню производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда Совмина СССР и ВЦСПС от 05.11.1987 года №670/11-11, раздел X, пункт 434), выдавалось молоко согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №45н от 16.02.2009 года.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное право будет уважаться властями и будет реализовано.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о том, требования Глебова С.В. подлежат удовлетворению и подлежит включению в его стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха ... ТПО «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ИП-20-30 цеха ... ООО «...».
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются со дня обращения гражданина за пенсией с момента возникновения права на ее получение. То есть у Глебова С.В.. возникло право на получение досрочной трудовой пенсии с 04.05.2014 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глебова С.В. - удовлетворить.
Включить в общий специальный стаж Глебова С.В. периоды работы с 06.03.1992 года по 08.07.1999 года в должностях старшего мастера смены, начальника отделения, заместителя начальника цеха ... ТПО «...», с 09.07.1999 года по 12.01.2014 года в должностях заместителя начальника цеха по производству, начальника отделения ... ООО «...».
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области назначить Глебову С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 04.05. 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Комсомольский райсуд г. Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Емельяненко Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2014г.
Судья Емельяненко Л.А.