Дело № 2-154/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2015 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Банникова Ю.Э.,
при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,
с участием представителя истца - военного комиссариата <адрес> – Гареева Р.Р., ответчика Зиятдинова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» к бывшему военнослужащему военного комиссариата <адрес> Зиятдинову Р.Р. о взыскании денежных средств полученных в качестве компенсации за наём жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» (далее - ВК <адрес>), через своего представителя Гареева Р.Р., обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Зиятдинова Р.Р. денежные средства полученные в качестве компенсации за наём жилого помещения за период с 1 августа 2012 года по 14 октября 2014 года в размере 95225 рублей.
В судебном заседании представитель истца Гареев Р.Р., поддержав исковые требования, в их обоснование указал, что в связи с отсутствием в ВК <адрес> фонда служебного жилья, в период с 1 августа 2012 года по 14 октября 2014 года Зиятдинову Р.Р. на основании его рапортов производилась выплата денежной компенсации за наём жилого помещения. Полагая, что выплата военнослужащим денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее даты постановки на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях, представитель истца считал выплату Зиятдинову Р.Р. оспариваемой компенсации незаконной, поскольку ответчик нуждающимся в предоставлении служебного жилья признан лишь с 15 октября 2014 года и, ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 136320 рублей.
Ответчик Зиятдинов Р.Р. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что, будучи признанным нуждающимся в жилых помещениях и необеспеченным жильём по месту прохождения военной службы, он добросовестно осуществлял наём жилья, и в установленном порядке обращался с рапортами в ВК <адрес> за предоставлением соответствующей компенсации, которая выплачивалась ему в период с декабря 2008 года по апрель 2015 года надлежащим образом. Полагая, что в оспариваемый период он имел право на получение денежной компенсации за наём жилья, Зиятдинов Р.Р. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации - Суслов К.В., извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, при этом в своих письменных возражениях просил рассмотреть дело без его участия, иск поддержал в полном объёме, пояснив, что компенсация за наём жилого помещения выплачивается гражданам необеспеченным жилыми помещениями и состоящим на учёте нуждающихся. Кроме того, Суслов К.В. указал, что Зиятдинов Р.Р. состоял на учёте в получении служебного жилого помещения с 15 октября 2014 года.
Заслушав объяснения представителя истца, огласив объяснения третьего лица и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ВК <адрес> к Зиятдинову Р.Р. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 15 вышеуказанного федерального закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», в редакции от 3 сентября 2008 года, действующей на момент возникших правоотношений, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров - в городах и районных центрах - 3600 рублей. Указанные размеры повышаются на 50 процентов при условии совместного проживания с военнослужащим 3 и более членов его семьи. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года № 235 утверждена Инструкция о мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, пунктами 11, 12 и 14 которой определено, что денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации). Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании документов, предоставляемых согласно утверждённому перечню.
Анализ указанных законодательных норм позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечение денежной компенсацией за наём жилых помещений не является безусловной социальной гарантией, предоставляемой военнослужащему после подачи им рапорта с приложением необходимых документов, поскольку окончательное решение о её выплате принимается должностными лицами после проверки представленных документов.
При этом условиями выплаты военнослужащему указанной компенсации являются нуждаемость военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы, отсутствие возможности обеспечить его служебным жилым помещением, пригодным для временного проживания или общежитием, и предоставление военнослужащим документов, подтверждающих его право на получение денежной компенсации.
В судебном заседании установлено, что Зиятдинов Р.Р. с 24 декабря 2008 года по 2 апреля 2015 года состоял на учёте нуждающихся в жилых помещениях, а с 15 октября 2014 года по 2 апреля 2015 года - на учёте нуждающихся в получении служебного жилья. В период прохождения военной службы в ВК <адрес> Зиятдинов Р.Р. жильём не обеспечивался, в связи с чем, в период с 1 августа 2012 года по 14 октября 2014 года ответчик осуществлял наём жилого помещения.
Судом также установлено, что Зиятдинов Р.Р. неоднократно обращался к военному комиссару <адрес> с рапортами о выплате ему денежной компенсации за наём жилья с приложением подтверждающих документов, на основании которых по решению должностных лиц ВК <адрес> ему производилась выплата указанной компенсации, в том числе, за период с 1 августа 2012 года по 14 октября 2014 года в размере 95225 рублей.
Перечисленные обстоятельства не опровергаются представителем истца и подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: сообщением начальника территориального отделения (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 28 октября 2015 года <Номер обезличен> (о постановке и снятии с учёта), копиями договоров найма жилого помещения, копиями рапортов Зиятдинова Р.Р. на выплату денежной компенсации, расчётными листами Зиятдинова Р.Р. за период с августа 2012 года по октябрь 2014 года включительно.
Ссылка представителя истца на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса, является несостоятельной.
Напротив, в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. Доказательств факта недобросовестности со стороны ответчика либо выплаты ему денежных средств вследствие счётной ошибки истцом суду не представлено.
Позицию представителя истца Гареева Р.Р. о праве на получение денежной компенсации исключительно военнослужащими, признанными нуждающимися в служебном жилом помещении, суд находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании норм материального права, поскольку выплата денежной компенсации военнослужащему, не обеспеченному по месту прохождения военной службы жильём и признанному в связи с этим нуждающимся в жилых помещениях, не предполагает дополнительного включения в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Исходя из вышеприведённых требований закона и фактических обстоятельств дела, суд считает установленным, что Зиятдинов Р.Р. обоснованно и законно получал денежную компенсацию за наём жилья.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» к бывшему военнослужащему военного комиссариата <адрес> Зиятдинову Р.Р. о взыскании денежных средств полученных в качестве компенсации за наём жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 6 ноября 2015 года.
Судья Ю.Э. Банников