Дело № 2-1513/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 23 мая 2017 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Комаровой С.А.,
с участием в деле:
истца Конаковой П. Н., ее представителя адвоката Фадеевой Н. Н., действующей на основании ордера №221 от 16 мая 2017 г.,
ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, в лице представителя Лопатникова А. Н., действующего по доверенности от 21 декабря 2016 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конаковой П. Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа на получении социальных выплат, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство или приобретение жилья,
у с т а н о в и л:
Конакова П.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа на получении социальных выплат, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство или приобретение жилья.
В обоснование требований указано, что в апреле 2017г. подано заявление в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с приложением соответствующих документов, необходимых для принятия Министерством решения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 12 апреля 2017 г. №10-2549-Г ей отказано в предоставлении социальной выплаты, в котором сообщалось, что согласно справки Военного комиссариата Болынеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов Республики Мордовия от 13 марта 2017 г. №581 ФИО2 является ветераном-участником ВОВ 1941-1945 г.г. согласно ФЗ «О ветеранах» и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, или награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
С заявлением о предоставлении социальной выплаты в Министерство были представлены справка Военного комиссариата по Болышеберезниковскому и Кочкуровскому районам Республики Мордовия от 28 октября 2016 г. № 1917 и архивные справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» которые свидетельствуют о том, что ФИО2, <данные изъяты> проходил службу в составе 130 отдельной зенитной артиллерийской бригады (до мая 1944 года 513 зенитный артиллерийский полк) в период с 12 декабря 1943 года по 25 января 1945 года.
Согласно удостоверения Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» серии B-II № 314454 выданного 28 февраля 2017 г. истец является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
На основании изложенного и руководствуясь частью второй статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФК «О ветеранах» и положениями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», просит признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и обязать выдать Конаковой П.Н. свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
В судебное заседание истец Конакова П.Н. не явилась, по не известной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Фадеева Н.Н. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. исковые требования не признал по основаниям изложенным в возражениях.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
<данные изъяты>
Конакова П.Н. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, что подтверждается копией удостоверения серии В-II № 314454, выданному ГКУ «Социальная защита населения Республики Мордовия» 28 февраля 2017 г.
Постановлением Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия от 24 марта 2017 г. №182-П Конакова П.Н. и член её семьи сын ФИО1, проживающие по адресу: <адрес>, признаны нуждающимися и приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» установлены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 части первой статьи 2 данного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, обеспечение жилыми помещениями.
При этом данный закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов (в том числе по обеспечению жильем) в зависимости от особенностей их правового статуса.
Подпунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 названного закона семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно подпункту 3 пункту 2 статьи 21 указанного закона супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно пункту 11 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок).
Пунктом 4 данного Порядка предусмотрено, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о получении субсидии граждане (в том числе законные представители детей-инвалидов) представляют в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия следующие документы, в том числе заявление о предоставлении субсидии, копии документов, подтверждающих принадлежность претендента на получение субсидии к категориям граждан, указанным в пункте 4 настоящего Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка документы граждан на получение социальной выплаты регистрируются в день их поступления.
Министерство рассматривает поступившие документы и направляет ответы о результатах их рассмотрения в 30-дневный срок со дня регистрации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат (далее - свидетельство).
Решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты оформляется приказом Министра(пункт 14).
При принятии решения о необоснованности предоставления социальной выплаты составляется мотивированный отказ в удовлетворении заявления, который не позднее десяти дней со дня принятия решения направляется лицу, представившему документы. Гражданин вправе обжаловать решение Министерства в суде (пункт 9).
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что граждане, использовавшие субсидию, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 N 7 (редакции от 01 декабря 2016г.) утверждено Положение о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия.
При этом в пункте 7 данного Положения предусмотрено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты имеют, в том числе инвалиды I и II групп инвалидности от общего заболевания, с детства и семьи, имеющие детей-инвалидов, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2005 г.
Для получения социальной выплаты граждане предоставляют в государственные казенные учреждения социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства, подведомственные уполномоченному органу документы согласно перечню, в том числе и заявление.
Уполномоченный орган регистрирует полученные документы и по результатам их рассмотрения претенденты на получение социальной выплаты включаются в книгу учета претендентов на получение социальных выплат (далее - книга учета (пункт 16).
Проанализировав в системном единстве приведенные законоположения, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством Республики Мордовия установлены различные меры социальной поддержки, что не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право на их получение.
Из объяснений представителя ответчика Лопатникова А.Н. следует, что истец Конакова П.Н. в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как член семьи участника Великой Отечественной войны не обращалась. С указанным заявлением обращался ФИО1, которому даны разъяснения письмом от 12 апреля 2017 г.
Из письма Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 12 апреля 2017 г. №10-2549-Г следует, что оно направлено в адрес ФИО1, которому разъяснен вопрос улучшения жилищных условий его матери Конаковой П.Н., поставленной на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия от 24 марта 2017 г. №182-П.
Представителем истца Фадеевой Н.Н. данные обстоятельства не оспаривались.
<данные изъяты>.
Письмом ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» №1708 от 15 ноября 2016 г. Конаковой П.Н. ей разъяснено, что она имеет право на получение социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. №7 «О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия».
28 марта 2017 г. Конакова П.Н. обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» с заявлением направить документы в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия для принятия решения о включении в Книгу учета претендентов на получение социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. №7 «О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия».
Таким образом, обратившись с соответствующим заявлением государственные казенные учреждения социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства и указав о включении в Книгу учета претендентов на получение социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. №7 «О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия», она по своему выбору реализовала свое право на получение социальных выплат, предусмотренных данным нормативным актом.
Письмом ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» №681 от 17 апреля 2017 г. Конаковой П.Н. сообщено, что 04 апреля 2017 г. документы направлены в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия и зарегистрированы с указанной даты в Книге учета претендентов на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды 1 и 2 групп инвалидности об общего заболевания, с детства и семьи, имеющие детей –инвалидов, признанные нуждающимися в жилищных помещениях после 1 января 2005 г.
Принимая во внимание изложенное, истец Конакова П.Н. не обращалась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в установленном нормативным актом субъекта Российской Федерации порядке с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как супруге умершего участника Великой Отечественной войны, в соответствии Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. № 155, а следовательно не были соблюдены обязательные условия реализации права на получение данное социальной выплаты., в связи с чем суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Конаковой П. Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа на получении социальных выплат, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство или приобретение жилья.
Исходя из изложенного, оценивая, в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, их достаточность, совокупность и взаимную связь, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Конаковой П. Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа на получении социальных выплат, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство или приобретение жилья, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2017 г.