<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Исаевой В.В. к Министерству строительства <адрес> о преобразовании земельного участка, установлении его границ,
установил:
Исаева В.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Министерству строительства <адрес> о преобразовании земельного участка, установлении его границ. В обоснование иска указывает, что является собственницей квартир №,7 и 8 в многоквартирном <адрес> строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован земельный участок и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу. Она не имеет возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с тем, что сформированный земельный участок полностью накладывается на земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет под номером № и предназначенный под строительство метрополитена. Её безусловное право Исаевой В.В. на получение в собственность земельного участка под многоквартирным домом зависит от преобразования земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство строительства <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства <адрес> отказало ей, мотивируя тем, что на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р земельный участок площадью 181 490,70 м2 с кадастровым номером № предоставлен Министерству строительства <адрес> в постоянное (бессрочное) пользование для строительства метрополитена в городе Самаре. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство строительства <адрес> с заявлением о наделении ее правом на обращение в органы государственного кадастра недвижимости с заявлением о проведении кадастрового учета земельных участков, с целью раздела земельного участка №. Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства <адрес> отказало ей в связи с тем, что земельный участок уже имеет правообладателя в лице министерства, вследствие чего, образование земельных участков из состава единого землепользования кадастровым номером № не представляется возможным. В соответствие с п.68 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории, а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д. В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Просит образовать путем раздела земельного участка площадью 181 490,7 м2 с кадастровым номером №, земельный участок площадью 1 359,0 м2 под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, установить его границы согласно приложению № к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2011 г. по точкам 1-2-3-4- 5-6-7-8-910-11-12-13-14-15-16-17-18-19-1.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Леонова О.Л. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Иванова М.В. иск не признала, ранее представила письменный отзыв (т.2, л.д. 7-9). Также пояснила, что по имеющимся данным на месте, где в настоящее время расположен <адрес>, при строительстве метрополитена предполагается устройство дизельной фильтровентиляционной установки для вентиляции метрополитена, соответственно, дом подлежит сносу. В то же время, проект строительства метрополитена получил отрицательное заключение государственной вневедомственной экспертизы. Резервирование земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд не производилось.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Шувалов Р.М. в судебном заседании полагал разрешение иска на усмотрение суда. Ранее пояснил, что Исаева В.В. обращалась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес>. В рамках муниципального контракта ООО «Поволжье» подготовило графическую схему. Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара проверил ей соответствие материалу на планшете, сопоставил подготовленную схему с материалами БТИ. Было установлено, что существует исторически сложившееся домовладение, имеющее собственный дво<адрес> границ земельного участка под домовладением по данным БТИ совпадал с контуром границ земельного участка по схеме, подготовленной ООО «Поволжье». В связи с этим было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте на основе материалов ООО «Поволжье».
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, ранее представило письменный отзыв (т.1, л.д. 36-39), в котором полагало разрешение иска на рассмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третьи лица Викулин Е.Ю., Закржевская А.Н., Зуева В.И., Мартынов В.С., Попкова О.Г., Рагимова Е.В., Сахно В.Ф., Суздальцева В.В., Хайретдинов Р.М., Цветаев О.А., Шведов О.Ю., Шведова Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истица является собственницей квартир №, 8 и участницей общей долевой собственности на <адрес> в <адрес> (т.1, л.д. 7-15, т.2, л.д. 20).
На указанное здание распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку жилые помещения в данном здании принадлежат на праве собственности более чем одному лицу. Другими собственниками помещений в здании являются Суздальцева В.В., Зуева В.И., Сахно В.Ф., Рагимова Е.В., Шведов О.Ю., Шведова Т.И., Мартынов В.С., Викулин Е.Ю., Цветаев О.А., Хайретдинов Р.М. и Закржевская А.Н. (т.2, л.д. 10-25).
В соответствии со ст.36 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П с таким заявлением может обратиться и любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила ст.36 ЗК РФ о порядке формирования земельного участка по заявлению собственника расположенного на нем объекта капитального строительства. В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.1 ст.28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков под многоквартирными домами.
Судом установлено, что истица обращалась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с целью формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> с прилегающей территорией.
В рамках муниципального контракта схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была подготовлена ООО «Поволжье» (т.1, л.д. 17).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№ была утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> с прилегающей территорией на кадастровом плане территории (т.1, л.д. 16-18).
Процедура формирования земельного участка под многоквартирными жилыми домами считается завершенной после постановки земельного участка на кадастровый учет на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> с прилегающей территорией в границах, утвержденных распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№, полностью попадает в границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, который, в свою очередь, является частью единого землепользования с кадастровым номером № (т.2, л.д. 54).
В силу пп.2 п.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» пересечение границ вновь образуемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков является безусловным препятствием для осуществления кадастрового учета такого земельного участка.
Как усматривается из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером № (т.1, л.д. 40-273), постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1, л.д. 43) был утвержден проект границ земельного участка площадью 181490,70 м2 для проектирования и строительства метрополитена в <адрес>. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (т.1, л.д. 44-45) осуществлено предварительное согласование места размещения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> метрополитена (первая очередь станций «Алабинская», «Самарская», «Театральная») на земельном участке площадью 181490,70 м2. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как расположенное на территории 10 кадастровых кварталов единое землепользование с кадастровым номером № (т.1, л.д. 210-241). Составной частью этого землепользования в пределах кадастрового квартала № является земельный участок с кадастровым номером № площадью 8469,2 м2 (т.1, л.д. 212).
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (т.2. л.д. 31-32), земельный участок с кадастровым номером № (а следовательно, и земельный участок с кадастровым номером № как его составная часть) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта (метрополитена).
ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на единое землепользование с кадастровым номером № (т.2, л.д. 33).
Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> с прилегающей территорией, в настоящее время является частью сформированного ранее земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, но принадлежащего ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, то обстоятельство, что испрашиваемая истицей для формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом территория входит в состав уже сформированного земельного участка, принадлежащего на ограниченном вещном праве иному лицу, не препятствует оспариванию истицей установленных границ, поскольку действия других лиц по формированию смежных с многоквартирным домом земельных участков не умаляют права собственников помещений в многоквартирном жилом доме на формирование земельного участка, занимаемого домом, в соответствии с принципами, определенными ст.36 ЖК РФ. Возникающие споры подлежат разрешению в судебном порядке. Данный вывод следует из п.68 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
В соответствии со ст.1 ЗК РФ, к числу основных принципов земельного законодательства относится принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В силу п.1 ст.36 ЗК РФ, собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости. Применительно к многоквартирным жилым домам реализация этого исключительного права производится в порядке, предусмотренном ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (п.2 ст.36 ЗК РФ).
Включение территории, занимаемой многоквартирным жилым домом № по <адрес>, в состав земельного участка, не предназначенного для обслуживания многоквартирного дома, и предоставление этого земельного участка на вещном праве иному лицу нарушает исключительное право собственников помещений в этом доме, к числу которых относится истица, на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома. Истица, в силу постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, может реализовать это право без специального уполномочия от собственников других помещений.
Специальных положений об ограничении права собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого многоквартирным домом и необходимого для его эксплуатации, закон не содержит. Следовательно, подлежат применению общие нормы земельного законодательства, устанавливающие ограничения на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.2, 8 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> с прилегающей территорией, не изъят из оборота и не ограничен в обороте, не находится в пределах береговой полосы водного объекта, не расположен в границах территорий общего пользования.
Земельным законодательством установлен институт резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
Согласно пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. Таким образом, резервирование территории, входящей в состав земельного участка, для государственных или муниципальных нужд влечет ограничение оборотоспособности земельного участка и, как следствие, препятствует его предоставлению в частную собственность.
Однако решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд с целью строительства метрополитена не принималось, что признано ответчиком. Следовательно, ограничения оборотоспособности испрашиваемого истицей земельного участка не установлены.
Решения об изъятии жилых помещений в <адрес> у истицы и иных собственников для государственных или муниципальных нужд не принималось.
<адрес> не признавался аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, в настоящее время правовых препятствий к восстановлению нарушенного права истицы на формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> с целью приобретения его в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не имеется.
Кроме того, в ходе разбирательства дела не установлено наличия реальной необходимости в использовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> с прилегающей территорией, для нужд строительства метрополитена.
В судебном заседании обозревалась представленная ответчиком проектная документация по строительству соответствующей очереди метрополитена. Утверждение ответчика о планируемом размещении на территории, занимаемой в настоящее время домом № по <адрес>, дизельной фильтровентиляционной установки для вентиляции метрополитена не нашло своего подтверждения. Более того, размещение таковой установки не предусмотрено и на всей территории городского квартала в границах улиц Галактионовской, Красноармейской, Самарской и Льва Толстого (в котором расположен указанный дом). Как усматривается из схемы планировочной организации земельного участка, выкопировка из которой приобщена к материалам дела (т.2, л.д. 78), в пределах данного городского квартала предполагается построить венткиоск тоннельной вентиляции (объект по<адрес> на схеме) и павильон под схо<адрес> (объект № на схеме). Оба этих объекта предполагается возвести на значительном удалении от <адрес>. Возведение других объектов метрополитена в данном городском квартале проектом не предусмотрено.
Более того, из наличествующей в проектной документации схемы движения транспортных средств по строительной площадке для второго этапа строительства (т.2, л.д. 77) усматривается, что <адрес> вообще не попадает в пределы ограждения строительной площадки (сплошная линия с 2 повторяющимися косыми крестами). Дом не планируется к сносу, ограждение строительной площадки предполагается установить перед его фасадом, движение транспортных средств на строительную площадку предполагается организовать по противоположной (четной) стороне <адрес>.
Также судом установлено, что по проекту строительства метрополитена получено отрицательное заключение государственной экспертизы (т.2, л.д. 76). Поскольку наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является необходимым условием получения разрешения на строительство объектов, строительство которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (п.3.4 ст.49, пп.4 п.7 ст.51 ГрК РФ), то в настоящее время строительные намерения ответчика в отношении земельного участка с кадастровым номером № не имеют правового основания.
Согласно письму Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ (т.2, л.д. 52), <адрес> является объектом культурного наследия «Городская усадьба», состоящим на государственной охране. Соответственно, снос дома для целей строительства в любом случае невозможен без предварительного разрешения органов охраны культурного наследия. Режим государственной охраны в отношении данного дома как объекта культурного наследия до настоящего времени не прекращен.
Суд также принимает во внимание, что при формировании земельного участка с кадастровым номером № из включаемой в него территории городского квартала были исключены территории ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами № (т.2, л.д. 56, 57, 74, 75). В результате предоставленный ответчику для строительства метрополитена земельный участок имеет внутренние границы, т.е. исключения (т.н. «дырки»), занимаемые торговым комплексом на <адрес> и многоквартирным домом №А по <адрес> этом, согласно проектной документации на месте расположения торгового центра, т.е. на территории, в настоящее время не отведенной для строительства метрополитена, планируется размещение павильона над схо<адрес>. Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты, впоследствии в первоначальных границах земельного участка с кадастровым номером № был сформирован земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый жилым домом № по <адрес> (т.2, л.д. 56, 57).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что формирование и предоставление ответчику земельного участка с кадастровым номером № для строительства метрополитена было произведено поспешно без учета реальной потребности, определяемой проектом, в связи с чем нарушение исключительного права истицы на землю тем более не может быть оправдано. При этом права собственников помещений в многоквартирном <адрес>А по <адрес> были соблюдены, а права собственников помещений в многоквартирном <адрес> – нарушены.
Уполномоченные органы государственной власти при возникновении необходимости в использовании занимаемого домом № по <адрес> земельного участка для строительства метрополитена не лишены возможности осуществить в установленном законом порядке изъятие у собственников земельного участка и объекта капитального строительства.
Выбор способа защиты нарушенного права при наличии нескольких допускаемых законом вариантов принадлежит лицу, право которого нарушено.
Статья 11.4 ЗК РФ регламентирует процедуру преобразования земельных участков путем их раздела. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Как исключение, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков и при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Истица просит применить указанную процедуру к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0511001:529, осуществив его раздел с образованием земельного участка под многоквартирный дом в границах, установленных схемой расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> с прилегающей территорией на кадастровом плане территории, и сохранением первоначального земельного участка в измененных границах.
Раздел земельного участка с кадастровым номером № является необходимой предпосылкой прекращения вещного права ответчика на ту часть земельного участка, которая занята многоквартирным домом с прилегающей территорией, и передачи этой части в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Реализация таким образом права собственников помещений на приобретение в собственность земельного участка не может рассматриваться как противоречащая публичному интересу, поскольку включение спорной территории в состав земельного участка, предназначенного для строительства метрополитена, и предоставление ответчику вещного права на него без предварительного изъятия строения у его собственников или без принятия решения о резервировании земель для государственных нужд не соответствовало базисным установлениям земельного законодательства, включая принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем строения, а также нарушало конституционное право собственности граждан – собственников строения.
Таким образом, истица имеет основанный на законе интерес требовать от представителя публичного собственника земельного участка – Министерства строительства <адрес> – осуществить преобразование принадлежащего ему земельного участка посредством его раздела. Кроме того, ст.11.3 ЗК РФ прямо предусмотрено право землепользователя требовать образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При установленных судом обстоятельствах дела, требование истицы об обязании публичного собственника произвести раздел находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка с образованием в результате раздела земельного участка с расположенным на нем многоквартирным домом по адресу: <адрес>, является правомерным и подлежит удовлетворению.
Возражения ответчика против иска сводятся к тому, что административные акты о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка ответчику на вещном праве не оспорены. Между тем, применение процедуры, предусмотренной п.6 ст.11.4 ЗК РФ, возможно вне зависимости от того, на каком основании зарегистрировано право государственной (муниципальной) собственности на разделяемый земельный участок. Истица воспользовалась возможностью выбора способа восстановления своего права, избрав данную процедуру. По смыслу п.68 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» для разрешения споров об установлении границ формируемого земельного участка под многоквартирным домом не требуется предварительного оспаривания административных актов, которыми спорная территория была включена в состав земельных участков, предоставленных иным лицам. Кроме того, несмотря на то, что постановление Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р нарушают исключительное право истицы на земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, у истицы не имеется заинтересованности в признании этих административных актов в целом не соответствующими закону, поскольку большая часть земельного участка, предоставленного ответчику, не пересекается со спорной территорией. Признание недействительными указанных административных актов повлекло бы невозможность проведения работ по строительству метрополитена. Выбранный же истицей способ защиты права является оптимальным в данной ситуации, поскольку позволяет в полном объеме восстановить её нарушенное право на приобретение в собственность земельного участка, не ущемляя права и законные интересы ответчика, который сохранит вещное право на свой земельный участок в измененных границах. Также в этом случае сохранит свое действие и решение о предварительном согласовании места размещения объекта (метрополитена). Тем самым будет достигнут необходимый баланс частного и публичного интересов.
Разрешая вопрос о возможности образования земельного участка под многоквартирным домом в испрашиваемых истицей границах, суд исходит из следующего. Границы земельного участка под многоквартирным домом с прилегающей к нему территорией определены в рамках своей компетенции Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара. Соответствующий акт органа местного самоуправления – распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1517 – не отменен и заинтересованными лицами, включая ответчика по настоящему делу, в судебном порядке не оспорен. При утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом с прилегающей территорией на кадастровой карте Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара проверялась обоснованность устанавливаемых границ, их соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Сформированный Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара земельный участок включает в себя территорию, на которой расположен собственно <адрес>, нежилые строения, находящиеся около дома, и территорию между домом и этими строениями (двор).
В судебном заседании был заслушан в качестве специалиста сотрудник ООО «Поволжье» Никулин М.Д., осуществлявший подготовку проекта границ земельного участка в рамках муниципального контракта с Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара. Специалист пояснил, что геодезические работы проводились в рамках муниципального контракта, техническое задание заключалось в проведении измерений и изготовлении схемы земельного участка под многоквартирным жилым домом, определении его границ. Работы проводились в 2011 <адрес> выходом на место изучалась документация БТИ. Контур земельного участка был определен исходя из материалов инвентарного дела на жилой дом, имеющегося в БТИ. Границы определялись по сложившейся застройке, соответствующей этому контуру. Нежилые помещения, расположенные в границах формируемого земельного участка, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, их использование иными лицами невозможно. Дом дореволюционной постройки, исторически эти нежилые строения представляли собой дровяные сараи, предназначенные для удовлетворения потребностей жильцов дома в хранении дров для отопления в зимний период.
Суду представлен технический паспорт «на жилой дом и земельный участок» по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 70-73), из которого усматривается, что жилой дом (литеры А, Б, В, К) и нежилые строения (литера Б1, К1, Е, Е1, Б, Д2, И, И1, И2, С, С1, М, У, П) ранее рассматривались как единое домовладение и в этом качестве проходили техническую инвентаризацию и находились на техническом учете. Дворовая территория ограждена с 4 сторон жилыми и нежилыми строениями и имеет единственный вход, т.е. двор является непроходным, лица, не являющиеся собственниками помещения в доме, не имеют интереса в его использовании. В техническом паспорте имеется схематический (генеральный) план домовладения, в состав земельного участка, занимаемого домовладением, входят территории, занимаемые жилыми литерами, нежилыми строениями и двором.
Таким образом, границы земельного участка, испрашиваемого истицей, соответствуют исторически сложившимся границам землевладения, в пределах этих границ отсутствуют строения, не входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, в эти границы не включены территории общего пользования либо территории, необходимые для использования иных объектов недвижимости. При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Заинтересованные лица (в частности, смежные землепользователи) не лишены возможности при возникновении споров относительно границ земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> разрешить их в судебном порядке.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером № площадью 8 469,2 м2, являющегося частью земельного участка площадью 181 490,7 м2 с кадастровым номером №, с образованием в результате такого раздела земельного участка площадью 1 359,00 м2, по адресу: <адрес>, с границами, установленными распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1517, т.е. по ломаной линии на схеме в приложении №, соединяющей точки 1 (с координатами в системе <данные изъяты> и с сохранением земельного участка с кадастровым номером № и, соответственно, земельного участка площадью 181 490,7 м2 с кадастровым номером № в измененных границах. Обязать Министерство строительства <адрес> совершить необходимые действия для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь