УИД 63RS0042-01-2021-000797-98
Решение
именем Российской Федерации
24 мая 2021г Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.с., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-669/21 по иску ФИО5 имуществом г.о.Самара к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО15 Софии, об изъятии недвижимого имущества путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском об изъятии у ответчиков ФИО1, ФИО1, ФИО3, ФИО4, действующей и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО9 жилого помещения путем выкупа права собственности на жилое помещение и долей в общей долевой собственности на земельный участок за 1605904 руб., прекратить право собственности ФИО3, ФИО3, ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО3, ФИО3, ФИО1 признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара, снять с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ФИО3, ФИО1, ФИО16 ФИО6, ФИО9
В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара №-р от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до <дата>, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> №. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата>. № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Ответчики зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной УПЖКУ №<адрес>. Как выявлено в ходе работы по изъятию жилого помещения для муниципальных нужд, <дата>. ФИО10 (мать ответчиков, умершая <дата>.), ФИО11 (умерший в <дата>.), приобрели спорное жилое помещение в собственность на основании договора приватизации, однако право в Росреестре не зарегистрировали. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью № кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Эксперт-Центр», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1605 904 рублей. Исходя из отчета, величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Ответчики до настоящего времени не выразили своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель ФИО5 имуществом городского округа Самара – ФИО12, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчики ФИО4, ФИО1, представитель ответчика ФИО3, по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать истцу в заявленных требований и обязать ФИО5 имуществом г.о. Самара предоставить ответчикам жилое помещение в границах г.о. Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска ФИО5 имуществом г.о. Самара отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара №-р от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до <дата>, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> №.
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.
Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата>. № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
Установлено, что ответчики зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной УПЖКУ №<адрес>.
<дата> ФИО10 (мать ответчиков, умершая <дата>.), ФИО11 (умерший в 1999г.) приобрели спорное жилое помещение в собственность, что подтверждается договором о передачи квартир в собственность граждан.
Право собственности на спорное жилое помещение ответчики до настоящего времени не зарегистрировали.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 40,2 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Эксперт-Центр», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1605 904 рублей.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчикам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчики имеют право выбора способа реализации своих жилищных прав.
Как установлено судом ответчики намерены воспользоваться своим правом на предоставление жилья и заявили требования о предоставлении им жилого помещения, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на ФИО5 имуществом г.о.Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчикам благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 имуществом г.о.Самара к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО15 Софии, об изъятии недвижимого имущества путем выкупа отказать.
Обязать ФИО5 имуществом г.о.Самара предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО15 Софии в собственность жилое помещение в границах г.о.Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее предоставленной.
После предоставления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО15 Софии жилого помещения, прекратить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признать право собственности на него за муниципальным образованием г.о.Самара.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья п/п Т.Н. Ломакина
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения хранится в материалах дела №