Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-833/2017 ~ М-842/2017 от 27.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Безенчук                                                                                                     16 октября 2017 года

Судья Безенчукского районного суда Самарской области Кудрявова Е.В.

при секретаре Вагановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-833/2017 по исковому заявлению Администрации м.р. Безенчукский Самарской области к ОСП Безенчукского района УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

                Администрация м.р. Безенчукский Самарской области обратилась в суд с иском к ОСП Безенчукского района УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

                    В судебном заседании представитель истца по доверенности Василенко Е.Г. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. В обоснование иска Василенко Е.Г. указала, что Администрация м.р. Безенчукский Самарской области является должником по исполнительному производству №13060/17/63005-ИП, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Безенчукского района №63005/17/51495 от 06.07.2017 г. на основании исполнительного листа ФС №016354290 от 01.06.2017 г., выданного Безенчукским районным судом Самарской области по делу №2-797/2016 о предоставлении ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по нормам предоставления площади жилого помещения. Администрацией м.р. Безенчукский Самарской области в адрес ОСП Безенчукского района направлялась информация о невозможности исполнения вышеуказанного исполнительного документа, поскольку выделенных местному бюджету субвенций недостаточно для приобретения жилых помещений для предоставления всем детям-сиротам, состоящим в списке. Кроме того, процедура приобретения жилых помещений требует значительных временных затрат, поскольку осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Представитель истца полагает, что вина Администрации м.р. Безенчукский Самарской области в неисполнении постановления судебного пристава-исполнителя отсутствует, все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования приняты, в связи с чем просит освободить истца от уплаты исполнительского сбора.

            Судебный пристав-исполнитель ОСП Безенчукского района УФССП по Самарской области Сахтерова О.Ю. против удовлетворения иска возражала, пояснив, что, по ее мнению, постановление от 63005/17/74816 от 18.09.2017 г. о взыскании с Администрации м.р. Безенчукский Самарской области исполнительского сбора вынесено законно, исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

            Привлеченное в качестве соответчика к рассмотрению настоящего дела УФССП по Самарской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыва на исковое заявление не представило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

                Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации м.р. Безенчукский Самарской области.

        Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 22.06.2016 г. суд обязал Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области предоставить Карлову ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Конкретный срок исполнения решения судом не установлен.

        На основании вышеуказанного решения Безенчукским районным судом Самарской области 01.06.2017 г. выдан исполнительный лист ФС №016354290.

        Судебным приставом-исполнителем ОСП Безенчукского района Сахтеровой О.Ю. 06.07.2017 г. в отношении Администрации м.р. Безенчукский Самарской области было возбуждено исполнительное производство №13060/17/63005-ИП.

        25.08.2017 г. Администрация м.р. Безенчукский Самарской области получила требование судебного пристава-исполнителя ОСП Безенчукского района Сахтеровой О.Ю. об исполнении решения Безенчукского районного суда Самарской области от 22.06.2016 г. в 3-дневный срок со дня поступления.

        Ввиду неисполнения должником вышеуказанного требования судебным приставом-исполнителем ОСП Безенчукского района Сахтеровой О.Ю. вынесено постановление №63005/17/74816 от 18.09.2017 г. о взыскании с Администрации м.р. Безенчукский Самарской области исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.

        Как указывает истец, что глава м.р. Безенчукский обращался в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с просьбой о выделении дополнительных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Из письма заместителя министра Минсоцдемографии Самарской области ФИО7 №5-06/1244 от 13.09.2017 г. следует, что вопрос об увеличении расходов по данному направлению министерством будет рассмотрен в ходе исполнения областного бюджета в 2017 г. при наличии дополнительных источников финансирования.

        Согласно письму Минсоцдемографии Самарской области №5-06/1066 от 07.08.2017 г. вопрос о выделении дополнительного финансирования в 2017 г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в целях исполнения актов государственных органов находится на рассмотрении Губернатора Самарской области.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

    Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Исследовав имеющиеся доказательства по делу, принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - Администрации м.р. Безенчукский Самарской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 3-дневный срок.

Необходимость приобретения соответствующих жилых помещений в соответствии с установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядком, ограниченность бюджетного финансирования являются объективными причинами неисполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок и свидетельствуют об отсутствии вины должника.

                    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ :

Освободить Администрацию м.р. Безенчукский Самарской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя №63005/17/74816 от 18.09.2017 г. по исполнительному производству №13060/17/63005-ИП, в сумме 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                                        СУДЬЯ                                                        Е.В. Кудрявова

2-833/2017 ~ М-842/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация м.р.Безенчукский Самарской области
Ответчики
УФССП по Самарской области
ОСП Безенчукского района УФССП по Самарской области
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Кудрявова Е.В.
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
28.09.2017Передача материалов судье
27.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2018Дело оформлено
28.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее