РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Ханты-Мансийск
Тюменская область
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.; ответчика государственного инспектора труда ФИО2 ФИО8., действующей по доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению <адрес> к <адрес> ФИО9 <адрес> об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ №
УСТАНОВИЛ:
Истец <адрес> обратился в суд с исковым заявлением о признании предписания <адрес> предписания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец полагает, что данное предписание нарушает права и законные интересы <адрес>, поскольку принято государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации за пределами его полномочий.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает в полном объеме. Суду дополнительно пояснил, что предписание является заведомо незаконным, поскольку к дате проведения проверки сроки, предусмотренные ст.193 Трудового кодекса РФ, привлечения к дисциплинарной ответственности истекли.
Ответчик ФИО10 возражает в удовлетворении исковых требований, пояснив, что проверка была проведена на основании обращения ФИО5 Во время проведённой проверки, установлено нарушение ст. 163 ТК РФ, а именно работнику несвоевременно были выплачены денежные средства. В предписание указано о привлечении главного бухгалтера к ответственности, так как она должна была контролировать выплаты.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка Бюджетного учреждения <адрес> – <адрес>».
По результатам проверки был составлен акт внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что по итогам проверки выявлено нарушение ст. 21, 135, 148, 149, 317 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании Акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ года № главный государственный инспектора труда – заместитель начальника отдела <адрес> ФИО11 вынесла предписание №
Обжалуемым предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № на истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части нарушения порядка начисления заработной платы работнику ФИО5 (не начисление процентной надбавки к заработной плате, установленной трудовым договором), привлечь главного бухгалтера учреждения к дисциплинарной ответственности.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № направлено в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с требованиями, указанными в предписании, <адрес> обратилось в суд с заявлением о признании предписания органа <адрес> незаконным.
Согласно ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В силу ст. 382, главы 61 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами; коллективные трудовые споры рассматриваются примирительными комиссиями, трудовым арбитражем.
Обжалуемым предписанием на истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части нарушения порядка начисления заработной платы работнику ФИО5 (не начисление процентной надбавки к заработной плате, установленной трудовым договором), привлечь главного бухгалтера учреждения к дисциплинарной ответственности.
Проверкой установлено, что имевшее место быть нарушение порядка начисления заработной платы работнику ФИО5 было самостоятельно устранено в июле 2016 года.
Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
Согласно ст. 193 ТК РФ наложение дисциплинарных взысканий применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
Статьей 358 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
По смыслу приведенных положений закона в их нормативном единстве, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные или иные органы, наделенным правом на рассмотрение трудового спора.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Понятие индивидуального трудового спора определено ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при вынесении обжалуемого предписания главный государственный инспектор – заместитель начальника отдела <адрес> <адрес> ФИО12. превысила свои полномочия, указанные нарушения в ходе внеплановой выездной проверки носят характер индивидуального трудового спора.
Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), которым он обязан предъявить работодателю проверяемой организации.
Порядок инспектирования организаций определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации туда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами, в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Организация проверки регламентирована статьей 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ. Так, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе кроме прочих указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, даты начала и окончания проведения проверки (п.п. 4, 5, 9 ч. 2 ст. 14).
Частью 7 статьи 360 ТК РФ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Как установлено в судебном заседании, проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя <адрес> <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №
Со стороны истца приведены доводы нарушений проведения процедуры проверки, в связи с отсутствием обращения ФИО13. в <адрес>
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанной требований со стороны ответчика не предоставлено доказательств обращения ФИО5 в <адрес> с заявлением, материалы дела не содержат.
Таким образом, <адрес> нарушен порядок проведения процедуры проверки.
Учитывая изложенное, исковое требование <адрес> о признании незаконным предписания <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование <адрес> к <адрес> ФИО15 <адрес> удовлетворить.
Признать предписание <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова