№2-632/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Сиротиной Н.В., при секретаре Круплевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королькова А.О. к Администрации Костромского муниципального района Костромской области, Долговой М.Ю. о признании недействительными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставив земельный участок в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Корольков А.О. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, где просил обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного в ..., для ведения огородничества и решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 609 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества.
В обоснование иска указал, что 27.10.2016г. истец обратился в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества с приложением схемы расположения земельного участка. Администрацией Костромского муниципального района Костромской области вынесено Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22. 11.2016г. №....
09.11.2016г. Истец обратился в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 609 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества с приложением схемы расположения земельного участка. Администрацией Костромского муниципального района Костромской области вынесено Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.20 16г. №....
Основанием для отказа и в первом, и во втором случае явилось то обстоятельство, что, по мнению ответчика, действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения огородничества в индивидуальном порядке. Истец считает вышеуказанные решения ответчика незаконными, необоснованными и нарушающими право Истца на приобретение земельных участков в порядке и по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее КЗ РФ) «в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа».
Таким образом, в п.8 ст.39.15 ЗК РФ перечислены исчерпывающие основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. На момент вынесения вышеуказанных решений указанный пункт действовал в следующей редакции: «Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса»
В решениях Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду отсутствует ссылка на п.8 ст. 39.15 и ст. 11.10,ст. 39.16 ЗК РФ. Причина, указанная ответчиком в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не поименована ни в одной из указанных статей Земельного кодекса РФ. Кроме того, позиция Ответчика противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. При этом из анализа положений п.2 ст.8 указанного закона следует, что граждане могут вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке как на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, так и вне его территории. Статья 13 Федерального закона № 66-ФЗ, положения которой приведены в решениях Администрации, носит название «Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений», т.е. регулирует порядок предоставления земельных участков будущим членам создаваемого объединения граждан. Статья 14 указанного закона описывает порядок предоставления земельного участка некоммерческому объединению и распределения участков между его членами. Согласно пп.7 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации. При этом на основании п. 30 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015г. №1, заявителем может быть исключительно член соответствующего некоммерческого объединения, который должен приложить к заявлению решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка некоммерческой организации для садоводства, огородничества, дачного хозяйства; документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации; решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю. Именно такой порядок предоставления земельного участка описан Ответчиком в Решении об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22.11.2016г. №... и в Решении об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.20 16г. №...
Однако Земельным кодексом РФ предусмотрена также возможность предоставления земельного участка для огородничества в индивидуальном порядке (вне зависимости от того, к какой категории земель он отнесен). Согласно пп.19 пункта 2 ст.39.6. ЗКРФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с указанным подпунктом земельный участок для огородничества может быть предоставлен гражданину наряду с земельным участком для сенокошения, ведения личного подсобного хозяйства на землях с/х назначения. Полагает, в данном случае не может быть сомнений в том, что указанные виды деятельности могут вестись гражданином в индивидуальном порядке, вне территории какого-либо некоммерческого объединения граждан. На основании п.45 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015г. №1, заявителем в данном случае может быть любой гражданин, по желанию заявитель может предоставить выписку из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП) об испрашиваемом земельном участке. Предоставление иных документов не предусмотрено.
Таким образом, земельные участки для ведения огородничества должны быть предоставлены в аренду Истцу не на основании пп.7 пункта 2 ст.39.6, а на основании пп.19 пункта 2 ст. 39 ЗК РФ. Соответственно, вынесенные Ответчиком решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков не соответствуют Земельному кодексу РФ. Считает, что на момент принятия Администрацией Костромского муниципального района решений по заявлениям истца от 27.10.2016г. и от 09.11.2016г. не имелось законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду. Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ при отсутствии оснований для отказа, указанных в п.8 настоящей статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В процессе рассмотрения дела истец Корольков А.О. требования неоднократно уточнял, 04.09.2017 года представил уточненные исковые требования, из которых следовало, что в ходе судебного разбирательства Ответчик пояснил, что один из испрашиваемых истцом в аренду земельных участков площадью 980 кв.м. поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №... и предоставлен в долгосрочную аренду Долговой М.Ю. для ведения, личного подсобного хозяйства на полевых участках на основании Договора №... аренды земельного участка от 05.05.20 17г. Указанное обстоятельство делает невозможным исполнение требования истца обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества. При этом признание недействительным не соответствующего закону Решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22.11.20 16г.№... само по себе не приведет к восстановлению нарушенного права Истца. В связи с чем Истец заявляет Дополнительное требование о признании недействительным Договора №... аренды земельного участка от 05.05.2017г., заключенного между Ответчиком и Долговой М.Ю., и о применении последствий недействительности сделки, а именно - об обязании Долговой М.Ю. возвратить Администрации Костромского муниципального района земельный участок с кадастровым №... общей площадью 980 кв.м., расположенный по адресу: .... В целях рассмотрения данного требования для участия в деле в качестве Соответчика должна быть привлечена Долгова М.Ю. В данном случае восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, будет являться возвращение Администрации Костромского муниципального района земельного участка площадью 980 кв.м. с целью рассмотрения заявления истца о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
В связи с тем, что основания для отказа Истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков на дату рассмотрения соответствующих заявлений отсутствовали, Администрация обязана была на основании п.7 ст.39.15. Земельного кодекса РФ вынести решения о предварительном согласовании предоставления в аренду Истцу земельных участков. В этом случае при поступлении от Долговой М.Ю. заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадь 980 кв.м., ей было бы отказано на основании ПП.2 П.8 СТ.39.15 и 00.22 СТ.39.16 ЗК РФ, так как в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо. Таким образом, договор аренды от 05,05.2017г. нарушает требования закона, так как заключен с лицом, которому должно быть отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка при условии соблюдения Администрацией требований Земельного кодекса РФ при рассмотрении заявления Истца от 27.10.2016г. Указанный договор аренды посягает на права и охраняемые законом интересы Истца. На момент рассмотрения дела один из испрашиваемых истцом земельных участков площадью 980 кв.м. поставлен на кадастровый учет и его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что на основании положений ст. 39.14 ЗК РФ отменяет необходимость подачи рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. Участок выделяется лицу на основании заявления о предоставлении земельного участка в аренду. При этом на основании пп.14 ст. 39.16 ЗК РФ в предоставлении земельного участка должно быть отказано в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Таким образом, внесенный в ЕГРН вид разрешенного использования спорного земельного участка - личное подсобное хозяйство препятствует истцу в его приобретении на праве аренды для заявленных им целей (ведения огородничества).
На основании изложенного, просил:
- признать недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.2016 года №..., обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 609 кв.м. расположенного ... для ведения огородничества;
-признать недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22.11.2016 года №...,;
-обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №... площадью 980 кв.м. расположенного по адресу: ..., ..., с «ведение личного подсобного хозяйства» на «ведение огородничества»;
-обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области предоставить указанный земельный участок в аренду истцу на основании его заявления о предоставлении земельного участка;
-признать недействительным Договор аренды земельного участка №... от 05.05.2017 года, заключенный между Администрацией Костромского муниципального района и Долговой М.Ю., применить последствия недействительности сделки, обязать Долгову М.Ю. возвратить Администрации Костромского муниципального района земельный участок с кадастровым №... площадью 980 кв.м. расположенный по адресу: ....
В судебном заседании истец Корольков А.О. уточненные требования поддержал, пояснив, что ссылка представителя Администрации Костромского муниципального района и Долговой М.Ю. на мнение Верховного Суда РФ о том, что законодательством не предусмотрена возможность предоставления участков для садоводства и огородничества в индивидуальном порядке, изложенное в Обзоре судебной практики за 4 квартал 2013 года, не подтверждает правильность позиции Ответчиков. Предоставление земельного участка для огородничества в индивидуальном порядке предусмотрено пп.19 пункта 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ. Для использования земельных участков в соответствии с указанными видами разрешенного использования не требуется членство в каком-либо некоммерческом объединении граждан, все указанные виды деятельности ведутся в индивидуальном порядке. В случае подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.19 пункта 2 ст.39.6 ЗК РФ, заявителем может быть любой гражданин (п.45 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015г. №1). В то время как при подаче заявления на основании пп.7 пункта 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ заявителем может быть исключительно член соответствующего некоммерческого объединения, который должен приложить к заявлению решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка некоммерческой организации для садоводства, огородничества, дачного хозяйства; документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации; решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п.30 указанного Перечня).
Толкование Долговой М.Ю. положений ст.8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» противоречит толкованию Верховного Суда РФ, который в Апелляционном определении от 21.07.2016г. №9-AПГ 16-12 пришел к следующему заключению: «При этом статьей 8 названного закона установлено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Из толкования указанных норм в их взаимной связи следует, что земельный участок с видом разрешенного использования "под дачное строительство", не входящий в состав садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, подпадает под определение дачного земельного участка».
Таким образом, Верховный Суд РФ исходит из того, что граждане вправе вести огородничество в индивидуальном порядке, при этом земельный участок может не входить в состав огороднического некоммерческого объединения граждан. Данный вывод подтверждается также фактом принятия Федерального закона от 29.07.2017 № 217 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу 01.01.2019г.
Порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрен ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а не ст.39.16, на которую ссылается Долгова М.Ю. в отзыве.
Настоящее дело рассматривается в порядке искового производства, однако особенности рассмотрения дел об оспаривании решений органов власти в настоящее время установлены Кодексом административного производства РФ, в ГПК РФ соответствующие нормы отсутствуют. Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, достаточным основанием для признания обжалуемых решений незаконными является нарушение требований законодательства хотя бы по одному из указанных оснований.
Считает, что обжалуемые решения Администрации Костромского муниципального района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду являются незаконными.
Указывает, что имеются и достаточные основания для признания недействительным договора аренды спорного земельного участка, заключенного с Долговой М.Ю. Согласно п.1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом; сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Договор аренды земельного участка №... от 05.05.2017г. заключен с нарушением закона, а именно, с нарушением порядка и процедуры предоставления земельных участков без проведения торгов, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
Представитель Администрации Костромского муниципального района сообщила, что к заявлению Долговой М.Ю. от 25.10.20 16г. о предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка была приложена схема расположения земельного участка, однако она не соответствовала требованиям действующего законодательства, в связи с чем ей было направлено письмо Администрации от 29. 11.2016г. №... с просьбой предоставить исправленную схему. Во-первых, данная информация не соответствует материалам дела, так как к заявлению Долговом М.Ю., предоставленному по запросу суда, схема не приложена. Во вторых, даже при наличии схемы, составленной с нарушениями, Администрация обязана была вернуть заявление Долговой без рассмотрения. Согласно п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, кроме прочего, указываются:
-основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований (подпункт 6);
-цель использования земельного участка (подпункт 8).
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В заявлении Долговой М.Ю. от 25.10.2016г. не указаны основания предоставления и цель использования земельного участка, к заявлению не приложена схема расположения земельного участка (либо она была приложена, но не соответствовала требованиям законодательства). На основании п.3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, в нарушение закона Администрация Костромского муниципального района не возвратила Долговой М.Ю. заявление, не соответствующее требованиям пункта 1 и пункта 2 cT.39.15 Земельного кодекса РФ, а напротив, удовлетворила указанное заявление, вынесла Постановление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Долговой М.Ю. от 18.01.2017г. №.... Указанный довод Истца Ответчиками не опровергнут. Объяснения представителя Ответчика о причинах несовпадения входящего номера на заявлении Долговой М.Ю. и входящих номеров, проставляемых на других подобных заявлениях, звучат неубедительно и не снимают подозрений в том, что заявление не было подано Долговой М.Ю. 25.10.201бг., а входящий номер был проставлен «задним числом». И это подтверждают также действия Администрации. Корольков А.О. подал заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка площадью 980 кв.м. 27.10.2016г., т. е. через 2 дня после подачи заявления Долговой М.Ю. Постановление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Долговой М.Ю. вынесено 18.01.2017г., т. е. до этого момента должен был быть приостановлен срок рассмотрения заявления Истца, однако 22.11.2016г. Администрация Костромского муниципального района вынесла отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Из указанного следует вывод, что на момент поступления в Администрацию заявления Истца другие заявления о предоставлении спорного земельного участка отсутствовали. Всё вышеперечисленное подтверждает, что Договор аренды земельного участка №... от 05.05.2017г. был заключен с нарушением закона, вследствие чего он должен быть признан недействительным.
Тот факт, что в муниципальном образовании отсутствуют утвержденные Правила землепользования и застройки не может являться препятствием для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка площадью 980 кв.м., которое необходимо для восстановления нарушенных прав Истца. Решение органа местного самоуправления, имеющего полномочия по распоряжению земельным участком, вынесенное во исполнение решения суда, является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРн. Кроме того, права Истца могут быть восстановлены и иным образом: путем исключения из ЕГРН данных о земельном участке с кадастровым №.... На основании изложенного, просил уточенные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Костромского муниципального района Костромской области Чиронова Ж.А., действующая на основании доверенности, а также действующая от имени третьего лица Комитета имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района, требования истца Королькова А.О. не признала в полном объеме, пояснила, что решения администрации Костромского муниципального района Костромской области об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22. 11.2016г. №... и решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.20 16г. №.... являются законными, оснований для признания их незаконными не имеется.
Согласно Генерального плана Бакшеевского сельского поселения испрашиваемые земельные участки находятся за границами населенного пункта ..., на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии со п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 15.04.1998 года № 66 ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии со ст. 14 Закона № 66-ФЗ предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Земельные участка, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставляемого садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п.3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения. Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Статьей. 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
Истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на основании ч. 2 ст. 39.6 ЗК. РФ
В соответствии с пп. 7 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации.
В пп. 19, ч. 2, ст. 39.6 ЗК РФ говориться, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. В данном случае истцом не верно истолковано законодательство. Т.е. согласно интерпретации истца договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества, и земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок находится за пределами населенного пункта и не может относиться к данному подпункту.
О применении земельного законодательства относящихся к категории земельных участков пп. 7 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ говорит обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 года от 04.06.2014 года, где указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Выделение земельного участка расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения огородничества, не предусмотрено действующим законодательством
Федеральным законом № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. В данном случае земельный участок не является частью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из комплексного анализа закона следует, что выделение земельного участка за пределами населенного пункта гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, не предусмотрено.
Кроме того указала, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду поданное Долговой М.Ю. принято не администрацией Костромского муниципального района, а Комитетом имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района. Что касается порядка предоставления в аренду земельного участка, то Долговой М.Ю. к первоначальному заявлению приложена схема, которая не соответствовала требованиям законодательства и письмом главы Костромского муниципального района от 25.11.2016 года №..., Долговой М.Ю. предложено привести схему в соответствие. Схема была Долговой М.Ю. представлена и на следующем заседании 18.01.2017 года комиссия предварительно согласовала предоставления в аренду земельного участка. Со стороны администрации Костромского муниципального района Костромской области фальсификации не усматривается. Оснований для признания договора аренды недействительным, не имеется.
Что касается черты населенного пункта, то данная территория не включена в черту населенного пункта. Включение в черту населенного пункта происходит путем внесения изменений в Генеральный План, который утверждается советом депутатов Костромского муниципального района. С 01.01.2017 года эти полномочия переданы администрации Костромского муниципального района Костромской области, согласно Закона Костромской области № 38-6, п. 20,ч.1, ст. 14. Генеральный план который был представлен, утвержден советом депутатов ... сельского поселения. В настоящее время решения собрания депутатов о внесении изменений в генеральный план ... сельского поселения отсутствует. Изменения в настоящее время не внесены, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в ... сельском поселении отсутствуют с июля 2014 года. Ни Администрация Костромского муниципального района, ни Комитет имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района не наделен полномочиями вносить изменения в вид разрешенного использования земельного участка. Кроме того, просила учесть, что испрашиваемый земельный участок площадью 609 кв.м. по схеме, представленной истцом накладывается на землю общего пользования, который используется в качестве дороги неопределенного круга лиц, что также является исключающим обстоятельством для предоставления его в аренду. Просила в удовлетворении уточненных требований Королькову А.О. отказать в полном объеме.
Ответчик Долгова М.Ю. в судебное заседание не явилась.
Её представитель Мурадова Е.В., действующая на основании доверенности, считала требования Королькова А.О. незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Считает решение Администрации Костромского муниципального района об отказе Королькову А.О. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 22.11.2016 года №... законным и обоснованным. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.2 ст. 14 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть представлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных Илии образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Содовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает предоставления земельных участков гражданам для ведения огородничества в индивидуальном порядке. Ссылка истца на норму ч.1 ст. 8 Федерального закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» о праве граждан на ведение огородничества индивидуально не состоятельна, т.к. положения части 2 ст. 8 указанного закона раскрывают случай, когда допускается ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства индивидуально при выходе из некоммерческого объединения, когда земельный участок расположен на территории товарищества.
Также указала, что ст. 39.16 ЗК РФ содержит наиболее общие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов. Данная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа, но поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным Кодексом РФ, а в рассматриваемом случае ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» то ссылка Администрации Костромского муниципального района Костромской области на положения указанного закона обоснована и не противоречит Земельному Кодексу. Также просила учесть, что в связи с тем, что оспариваемые истцом решения являются законными, не подлежащими удовлетворению и производные требования о признании недействительным договора №... аренды земельного участка от 05.05.2017 года между Долговой М.Ю. и Администрацией Костромского муниципального района Костромской области и возложении на Долгову М.Ю. обязанности возврата Администрации Костромского муниципального района земельного участка с кадастровым №..., площадью 980 кв.м.м расположенного по адресу: ....
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе Федерального закона.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в пп.6,7 ст. 27 ЗК РФ.
Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Статьей 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в частности, в случае предоставления такого участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);
Земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп.19 п.15).
Как следует из материалов дела: 27.10.2016г. Корольков А.О. обратился в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества, при этом приложил схему расположения земельного участка.
Также Корольков А.О. 09.11.2016г. обратился в Администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 609 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества с приложением схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
22.11.2016 года Администрацией Костромского муниципального района Костромской области вынесено Решение за №... об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ....
Кроме того, администрацией Костромского муниципального района Костромской области 25.11.2016г вынесено Решение за №.... об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 609 кв.м., расположенного ....
Разрешая требования истца о признании недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.2016 года №..., об обязании Администрацию Костромского муниципального района Костромской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 609 кв.м. расположенного в ... для ведения огородничества и -признании недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ... от 22.11.2016 года №..., суд исходит из следующего.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. п. 7 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент отказа в предоставлении истице земельного участка и рассмотрения дела по существу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, действующее законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления огородничества только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения.
Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Иситец Корольков А.О. не является членом какой-либо некоммерческой организации, созданной для ведения садоводства, в заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельных участков от 27.10.2016 года и 09.11.2016 года содержится просьба согласовать предоставление права аренды земельного участка для ведения огородничества в индивидуальном порядке.
Таким образом, Корольков А.О. не относится к лицам, имеющим право на предоставление земельного участка без проведения торгов, на основании пп. 3 п. 2 ст. 39.3 и пп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Кроме того судом учитывается тот факт, что испрашиваемый Корольковым А.О. земельный участок площадью 609 кв.м. расположенного ..., граничит с землями общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с абзацем 1 п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Предоставление Королькову А.О. в аренду земельного участка, в ..., ограничит беспрепятственный доступ к нему неограниченного круга лиц, что не может быть признано соответствующим положениям, предусмотренным п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в ходе судебного заседания было установлено, что на момент поступления от Королькова А.О. заявления от 27.10.2016 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ..., на рассмотрении находилось заявление Долговой М.Ю. (датированное 25.10.2016 года) о предоставлении ей в аренду данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, положения Земельного кодекса РФ предусматривают, что земельные участки должны использоваться согласно целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию, поэтому земельный участок с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, не может быть предоставлен для огородничества.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что у администрации Костромского муниципального района имелись с основания для вынесения решений об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ..., для ведения огородничества от 22. 11.2016г. №... и отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на праве аренды сроком на 3 года земельного участка площадью 609 кв.м., расположенного ... от 25.11.20 16г. №....
В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений прав и свобод заявителя Королькова А.О. в связи с чем, его требования о признании незаконными решения администрации Костромского муниципального района Костромской области об отказе в предоставлении земельного участка в аренду - удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что остальные требования истца являются производными и их удовлетворение ставится в зависимость от удовлетворения требований о признании недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от 25.11.2016 года №..., об обязании Администрацию Костромского муниципального района Костромской области вынести решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 609 кв.м. расположенного ... для ведения огородничества и -признании недействительным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 980 кв.м., расположенного ... от 22.11.2016 года №..., то суд также отказывает в удовлетворении требований истца об обязании Администрации Костромского муниципального района Костромской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №... площадью 980 кв.м. расположенного по адресу: ..., с «ведение личного подсобного хозяйства» на «ведение огородничества»; предоставления указанного земельного участка в аренду, признании недействительным Договора аренды земельного участка №... от 05.05.2017 года, заключенный между Администрацией Костромского муниципального района и Долговой М.Ю., применить последствия недействительности сделки, обязать Долгову М.Ю. возвратить Администрации Костромского муниципального района земельный участок с кадастровым №... площадью 980 кв.м. расположенный по адресу: ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.11.2016 ░░░░ №..., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 609 ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ... ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 980 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ... ░░ 22.11.2016 ░░░░ №..., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №... ░░░░░░░░ 980 ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░»; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░ 05.05.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №... ░░░░░░░░ 980 ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.