РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-458/2019 по иску Болотиной Натальи Николаевны, Болотиной Евгении Андреевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в лице 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации о признании за ними права на обеспечение постоянным жилым помещением, обязать поставить на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации (1 отдел <адрес>) о признании права на обеспечение жилым помещением, указав, что Болотина Наталья Николаевна, вдова умершего прапорщика запаса ФИО2, проходившего военную службу по контракту в различных воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга лет на момент исключения из списков личного состава части в календарном исчислении составляет более 20 лет.
В период прохождения военной службы в 2013 году ее супруг с составом семьи 3 человека поставлен на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения по месту прохождения военной службы в <адрес>.
Перед предстоящим увольнением по организационно-штатным мероприятиям у ее супруга появилось право на обеспечение жильем в избранном месте жительства, и он изменил <адрес>.
Однако он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное решение начальник 1 отдела (<адрес>) ФГКУ "Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации мотивировал тем, что супруг истицыне имел права состоять на учете нуждающихся по месту прохождения военной службы в <адрес>, так как он и члены его семьи проживали по договору социального найма в <адрес> и обеспеченность жильем семьи являлась выше учетной нормы. При этом ее супруг не хотел, чтобы его обеспечивали жильем в <адрес> и имел право на сдачу имеющегося жилья по месту прохождения военной службы. Указанная гарантия указана в п. 17 Инструкции №, утвержденной приказом Министра обороны Росстйской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ "Центррегионжилье» супруг истца ФИО2 не обжаловал, и о наличии такого решения истцу не сообщал.
В декабре 2018 года, истец как вдова умершего военнослужащего ФИО2, обратилась с заявлением в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях с в соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении ей жилого помещения в <адрес>. Однако решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят суд признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; обязать ответчика принять их на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в городе Самара.
Представитель истца ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации Некуш К.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на законность вынесенного решения, просил в иске отказать.
Третье лицо ФГКУ “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны РФ извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не доложил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма".
Согласно п. 3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 17 Инструкции № утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.
С учетом положений пункта 17 Инструкции №, ФИО2 имел право на сдачу имеющегося жилья по месту прохождения военной службы.
Также согласно п. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" № - ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судом установлено, что ФИО2, прапорщик, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11 т.1)
ФИО2 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 части первой ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 88-89 том 1).
Указанное решение начальник 1 отдела (<адрес>) ФГКУ "Центррегионжилье» МО РФ мотивировал тем, что ФИО2 не имел права состоять на учете нуждающихся по месту прохождения военной службы в <адрес>, так как он и члены его семьи проживали по договору социального найма в <адрес> и обеспеченность жильем являлась выше учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ истец как вдова умершего военнослужащего ФИО2, обратилась с заявлением в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях с в соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении ей жилого помещения в <адрес> ( л.д. 47-48 том 1).
Решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 10 том 1).
Между ФИО2 и ФИО3 зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ, составлена запись акта о заключении брака № ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о заключении брака I-ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Родителями истца Болотиной Е.А. является ФИО2 и Болотина Н.Н., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает требования истца обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда
В соответствии с ч. 1 ст.69 ЖК Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.10.2018г., установлено, что супруг истца ФИО2 являлся военнослужащим с выслугой 22 года 09 месяцев. Данными судебными актами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № ФИО8 (мать) на состав семьи 2 человека (она и сын - ФИО2) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 44,39 кв. м. В указанной квартире ФИО2 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ до момента смерти, следовательно, сохранял право пользования на момент принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося.
Решением Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлен юридический факт нахождения Болотиной Натальи Николаевны.на иждивении ФИО2.
Болотина Н.Н., Болотина Е.А. с 1995 года и по настоящее время имеет регистрацию по адресу: <адрес>16.
Согласно пункту 5 ст.3 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих», предусматривающей гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и, в том числе, социальные гарантии членам их семей.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п.1 статьи 15 указанного закона военнослужащим- гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ ( за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организацией и военных образовательных организацией высшего образования), и совместно проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы десять лет и более – по избранному месту жительства.
Таким образом, ФИО2 вправе был просить об обеспечении его жилым помещением по избранному им месту жительства в <адрес> независимо от наличия у него права на жилое помещение в <адрес>. Согласно указанным выше правовым нормам, в случае предоставления ему жилого помещения в <адрес> занимаемое им жилое помещение в <адрес> он обязан сдать. Однако его наличие не препятствовало ему просить обеспечить ему жильем по избранному месту жительства в г Самаре.
Более того, с указанной позицией был согласен и ответчик, принявший решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма № по заявлению ФИО2 ( л.д. 106- 109 т.1). Так, из заявления ФИО2 усматривается, что он просит обеспечить его жильем в <адрес> ( л.д. 107 т.1). Тогда как решением от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО9 А.А. составом семьи снят с учетом нуждающихся в улучшении жилищных условий как принятый на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства в <адрес> л.д.88 т.1).
Однако указанный довод решения не соответствует фактическим обстоятельствам.
С учетом указанных выше правовых норм ФИО2 должен быть поставлен на учет по избранному им месту жительства, но при предоставлении ему жилого помещения следовало учесть приходящиеся на его долю метры жилой площади по месту жительства в квартире его родителей в <адрес>, а также при обеспеченности жилым помещением его супруга обязана сдать занимаемую квартиру.
С учетом положений части третей статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» член семьи военнослужащего имеет право на обеспечение жильем в случае, если военнослужащий состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях или имел основания для этого.
Судебное решение Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Болотиной Натальи Николаевны к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении ее составом семьи один человек на учете нуждающихся в получении жилого помещения с учетом права умершего супруга, вступившее в законную силу, преюдициального значения по данному делу не имеют, поскольку постановлены по иным основаниям.
По данному делу установлено, что ФИО2 имел право сдать квартиру и должен быть поставлен на улучшение жилищных условий. Тогда как это обстоятельство не рассматривалось судами по указанному делу.
С учетом положений п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает исковые требования о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения, обоснованными и подлежащими
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Болотиной Натальи Николаевны, Болотиной Евгении Андреевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в лице 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ними права на обеспечение постоянным жилым помещением, обязать поставить на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать за Болотиной Натальи Николаевны, Болотиной Евгении Андреевны право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в составе семьи ФИО2.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Болотину Наталью Николаевну, Болотину Евгению Андреевну на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения с даты постановки на учет ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019 г.