Дело № 2-1169/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 26 июня 2015 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Акборисова К.В.,
представителя заинтересованного лица Егоровой К.В., действующей на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Большесибинское» и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Большесибинское», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины, моста, расположенных на реке <***> д. <***>.
Заявление мотивировано тем, что на территории муниципального образования «Большесибинское» находится вышеуказанное гидротехническое сооружение. Данное сооружение является бесхозяйным, т.к. не имеет собственника. Администрация МО «Большесибинское» с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения в Можгинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР не обращалась.
В связи с бездействием Администрации МО «Большесибинское» по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, не обеспечивается постоянный контроль за состоянием гидротехнического сооружения, соблюдение норм и правил безопасности по эксплуатации таких сооружений. По данному основанию существует угроза причинения ущерба здоровью людей, окружающей природной среде, нарушения условий жизнедеятельности людей, что имеет признаки чрезвычайной ситуации согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».
В целях устранения нарушений закона, прокурор просит обязать администрацию МО «Большесибинское» до истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины, моста, расположенных на реке <***> д. <***>.
В судебном заседании помощник прокурора Акборисов К.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил требования прокурора удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Егорова К.В. с заявлением согласилась, пояснила, что выявленные нарушения закона будет устранены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На территории муниципального образования «Большесибинское» находится гидротехническое сооружение – плотина, мост, расположенные на реке <***> д. <***>.
По сообщению Отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского бассейнового водного управления балансодержателем сооружения является колхоз «<***>».
Вместе с тем, колхоз «<***>» <***> ликвидирован дд.мм.гггг г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В реестре объектов муниципального имущества муниципального образования «Можгинский район» гидротехническое сооружение не состоит.
По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики указанное гидротехническое сооружение в реестре федерального и государственного имущества Удмуртской Республики не учитывается.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе гидротехнического сооружения отсутствуют.
Таким образом, вышеуказанное имущество в настоящее время не имеет собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).
Сведения о наличии на территории МО «Большесибинское» бесхозяйного гидротехнического сооружения поступили в прокуратуру дд.мм.гггг г., заявление в суд подано дд.мм.гггг г., следовательно, срок на обращение в суд прокурором не пропущен.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из данной нормы следует, что орган местного самоуправления является единственным лицом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В пункте 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. № 701, также закреплено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Соответствующего заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики Администрация МО «Большесибинское» не подавало.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений – это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации и др. лежит на собственнике гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации (ст. 9 указанного закона)
Учитывая, что собственника и эксплуатирующей организации гидротехническое сооружение не имеет, декларация безопасности отсутствует, создается угроза возникновения чрезвычайной ситуации согласно ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Статьей 7.4 Закона УР от 13.07.2005 г. № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичное положение закреплено в подп. 8 статьи 7 Устава МО «Большесибинское».
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах сельского поселения «Большесибинское», то обязанность по поставке его на учет как бесхозяйного имущества должна быть возложена на Администрацию МО «Большесибинское».
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая, что бездействие Администрации МО «Большесибинское» не соответствует требованиям п. 3 ст. 225 ГК РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, следует признать незаконным такое бездействие и в целях устранения нарушений закона обязать орган местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения. С учетом характера дела, объема действий, которые необходимо совершить для восстановления нарушенного права, суд полагает возможным определить для исполнения срок, предложенный прокурором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Большесибинское» и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Большесибинское», выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины, моста на реке <***> д. <***>.
Обязать администрацию МО «Большесибинское» до истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины, моста на реке <***> д. <***>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня вынесения через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья - . Кожевникова Ю.А.
.