Дело № 5-5/2020
18RS0021-01-2020-000005-40
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
(резолютивная часть постановления оглашена 11 февраля 2020 года)
г. Можга УР 14 февраля 2020 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Хисамутдинова Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Воронцова А.В., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,
представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Архипова В.Б., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Скобкарева В.В., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Литейно-механический завод «Арсенал», юридический адрес: <***>, помещение 8, ИНН 1832144077, ОГРН 1171832010327,
у с т а н о в и л:
В Можгинский районный суд Удмуртской Республики поступил материал по административному делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Литейно-механический завод «Арсенал» (далее - ООО «ЛМЗ «Арсенал») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 20/СЭБ от 23 октября 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛМЗ «Арсенал», предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, осуществлялось в форме административного расследования, в связи с чем, согласно ч. 3 ст. 23.1, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, административное дело подлежит рассмотрению судьей Можгинского районного суда Удмуртской Республики.
Согласно протоколу об административном правонарушении №442/20/СЭБ от 23 декабря 2019 года, составленному начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Скобкаревым В.В., обществу с ограниченной ответственностью «Литейно-механический завод «Арсенал» (ООО «ЛМЗ «Арсенал») вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
При проведении административного расследования в период с 21.10.2019 г. по 20.12.2019 г. ООО «ЛМЗ «Арсенал» по месту фактического осуществления деятельности: Удмуртская Республика, <***>, литейный цех, совершило следующие нарушения санитарного законодательства:
- на 9 часов 56 минут 25.11.2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 1179 ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание кремния оксида в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно допустимую концентрацию, что подтверждается протоколом исследований воздуха рабочей зоны от №14/вх.166Б от 06.12.2019 г., экспертным заключением №813/4 от 16.12.2019 г., выданными филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге.
- на 9 часов 56 минут 25.11.2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст.20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2136 ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание оксида углерода в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно-допустимую концентрацию, что подтверждается протоколом исследований воздуха рабочей зоны от №127/рз от 10.12.2019 г., экспертным заключением №828/4 от 16.12.2019 г., выданными филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге.
- на 11 часов 45 минут 25.11. 2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1249 ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание марганца соединения в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно-допустимую концентрацию, что подтверждается протоколом исследований воздуха рабочей зоны от №15/вх 166Б от 06.12.2019 г., экспертным заключением № 814/4 от 16.12.2019 г., выданными филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге.
- с 7 часов 50 минут 25.11.2019 г., с 14 часов 30 минут 25.11.2019 г., с 15 часов 30 минут 25.11.2019 г. при суточном отборе проб атмосферного воздуха на границе территории литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст.11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.111 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» концентрация взвешенных веществ превышает предельно допустимые концентрации, что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 06.12.2019 г. №103 (1)/166 Б, экспертным заключением №812/4 от 16.12.2019 г.
- с 8 часов 10 минут 25.11.2019 г., с 14 часов 30 минут 25.11.2019 г., с 19 часов 00 минут 25.11.2019 г., 26.11.2019 г. с 00 часов 00 минут при суточном отборе проб атмосферного воздуха на границе территории литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.111 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» концентрация бензоперена превышает предельно допустимые концентрации, что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 06.12.2019 г. №103 (2)/166Б, экспертным заключением №8833/4 от 16.12.2019 г.
- в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, п.п.9 п.2.1.2 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» на 20.12.2019 г. на предприятии отсутствует «Паспорт канцерогенного производства».
- в нарушение требований ст. 11, ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации №222 от 03.03.2018 года; п.2.1, п.3.1, п.3.2, п.3.3, п.4.1, п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» на 20.12.2019 г. на предприятии отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для ООО «ЛМЗ «Арсенал».
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Воронцов А.В. в судебном заседании с протоколом не согласился, вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что ООО «ЛМЗ «Арсенал» не согласно с результатами проведенных исследований. Так, в представленных в материалы дела доказательствах - протоколах исследования в промышленной зоне - указаны нормативы, которые применяются для жилой зоны. Нарушены правила проведения исследований, установленные ГОСТ, согласно которым каждый пост независимо от категории должен размещаться на открытой проветриваемой со всех сторон площадке таким образом, чтобы были исключены искажения результатов измерений. Кроме того, 25 октября 2019 года ООО «Экобезопасность» были исследованы промышленные выбросы на границе ООО «ЛМЗ «Арсенал», согласно протоколам исследования превышения обнаружено не было, при этом технология производства не менялась. В ООО «ЛМЗ «Арсенал» имеется проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), в соответствии с которым выдано разрешение, согласованное с Управлением Роспотребнадзора и Министерством природных ресурсов. Проект ПДВ разработан на основе расчетных методов, превышения промышленных выбросов быть не может, поскольку у предприятия нет технической возможности выбрасывать в атмосферу больше вредных веществ, чем указано в проекте ПДВ, менять технологию производства предприятие не может. Поскольку отбор проб воздуха на границе предприятия был проведен с нарушениями, он не уверен в правильности замеров на рабочих местах, при проведении замеров на рабочих местах заливщика и вагранщика он отсутствовал. Паспорт канцерогенного производства находится в разработке, в ближайшее время будет направлен на согласование с органами Роспотребнадзора. Проект санитарно-защитной зоны разработан, но не утвержден, трижды направляли его на согласование в Роспотребнадзор, но в согласовании проекта санитарно-защитной зоны было отказано. Также поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, согласно которым в качестве подтверждения правомерности отбора проб в материалы дела представлены акты (протоколы) отбора проб от 25 ноября 2019 года. Указанные акты содержат признаки дописки в части указания на используемое оборудование и исправления, заверенные в одностороннем порядке подписью сотрудника Центра гигиены, потому являются ненадлежащими доказательствами. Кроме того, в соответствии с п. 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» санитарно-защитная зона и ее границы должны быть установлены в срок до 01.01.2022, в связи с чем отсутствие согласования в настоящее время не является нарушением законодательства.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зорин Д.В. в судебных заседаниях 30.01.2020 г., 10.02.2020 г. с протоколом и нарушением не согласился. Пояснил, что между точкой, в которой производились измерения и территорией ООО «ЛМЗ «Арсенал» есть еще одно промышленное предприятие, которое также занимается литьем чугуна и стали. Кроме того, при проведении замеров применены нормативы жилой, не промышленной зоны. Также поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому в представленных суду документах содержатся противоречивые сведения, которые ставят под сомнение квалификацию специалистов, проводивших отбор проб, а также обоснованность экспертного заключения. Так, в экспертном заключении №812/4 от 16.12.2019 г. (к протоколу№103(1)/166Б от 06.12.2019 г.) указано, что отбор проб производился в точке 1 (граница предприятия ООО «ЛДМЗ «Арсенал») и точке 2 (<***> (Зона жилой застройки)). Однако, как видно из представленных фото- и видеоматериалов, замер производился исключительно на территории промышленного комплекса, а не зоны жилой застройки. Тем самым, показатели, отраженные в протоколе №***(1)/166Б от дд.мм.гггг не подлежат сравнению с нормативами атмосферного воздуха, установленными для жилой зоны, в связи с чем не могут являться доказательствами нарушения санитарных нормативов. На территории промышленного комплекса находятся иные предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферу. Доказательства того, что отобранные пробы имеют отношение к хозяйственной деятельности ООО «ЛМЗ «Арсенал» не представлены. Не установлено место отбора проб, следовательно, не может быть определено, какие нормативы должны соответствовать данной местности. Не установлена причинно-следственная связь между хозяйственной деятельностью организации и полученными результатами анализа. Экспертное заключение №813/4 от 16.12.2019 г. вынесено с грубыми нарушениями методологии измерений, в частности, отсутствует указание на использованные фильтры, отсутствует информация о показаниях давления в момент отбора проб. Экспертное заключение №828/4 от 16.12.2019 г. вынесено с грубыми нарушениями методологии измерений, в частности, качественная оценка состава воздуха, на основании данных которой устанавливают возможность применения индикаторных трубок для планового или оперативного контроля, не проводилась. В протоколе исследований №127/рз от 10.12.2019 г. указано превышение ПДК в «Литейном цехе. Бунтовая комната. Рабочее место вагранщика» и «Литейном цехе. Бунтовая комната. Рабочее место заливщика», вместе с тем, вагранщик и заливщик находятся в разных помещениях. Таким образом, места отбора проб указаны в данном протоколе недостоверно, что не позволяет установить нормативы ПДК, подлежащие применению к каждому из проведенных измерений. Экспертное заключение №814/4 от 16.12.2019 г. вынесено с грубыми нарушениями методологии измерений, в частности, в протоколе измерений отсутствует информация о показаниях давления в момент отбора проб, что свидетельствует о произвольности параметров, указанных в протоколе испытаний. Произвольность измерений также подтверждается тем, что в протоколе исследований №15/вх166Б от 06.12.2019 г. указано превышение ПДК в «Литейном цехе. Рабочее место вагранщика» и «Литейном цехе. Рабочее место заливщика», тогда как вагранщик и заливщик находятся в разных помещениях. Таким образом, места отбора проб указаны в протоколе исследований недостоверно, что не позволяет установить нормативы ПДК, подлежащие применению к каждому из проведенных измерений. Допущенные нарушения при производстве отбора проб повлекли за собой искажение показателей измерений, а также применение санитарных норм и нормативов, не подлежащих применению.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Архипов В.Б. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, также поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по обстоятельствам дела. Считает, что в действиях ООО «ЛМЗ «Арсенал» имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Лабораторные измерения и исследования были проведены аккредитованными лабораториями на поверенном оборудовании в соответствии с существующими методиками, оснований не доверять лабораторным исследованиям и измерениям нет. Все нормативно-правовые акты, которые были приведены представителем юридического лица по отношению к установлению санитарно-защитной зоны, направлены на будущее, на сегодняшний день они не действующие. Никаких изменений в санитарно-эпидемиологические нормы правила внесено не было. На сегодняшний день санитарно-защитная зона ООО «ЛМЗ «Арсенал» не утверждена. Обязанность по санитарно-гигиенической паспортизации возлагается на канцерогенные организации - то есть на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых может привести к возникновению канцерогенной опасности вследствие действия канцерогенного фактора. Факты отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, отсутствия паспорта канцерогенного производства нашли свое подтверждение в ходе административного расследования, были отражены в протоколе об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Представленные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, соответственно являются относимыми, допустимыми, в совокупности достаточными для привлечения юридического лица ООО «ЛМЗ «Арсенал» к административной ответственности. Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения, административного штрафа в размере от 10000 до 20000 руб., приостановления деятельности до 90 суток. В данном случае смягчающим обстоятельством является то, что правонарушение совершено впервые, отягчающих обстоятельств нет. В связи с изложенным наказание должно быть назначено в пределах санкции, предусмотренной данной статьей, с учетом смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств. Прекращение производства по данному делу в связи с малозначительностью невозможно в связи с тем, что в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил создается опасность причинения вреда.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Скобкарев В.В. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал. Пояснил, что при проведении исследований специалистами, производившими отбор проб, требования ГОСТ нарушены не были, оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам не имеется.
Свидетель Соковикова Т.П. - сотрудник филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге пояснила, что участвовала в процедуре отбора проб для проведения исследования на территории ООО «ЛМЗ «Арсенал», которые проводились ориентировочно на границе санитарно-защитной зоны ООО «ЛМЗ «Арсенал», которая была определена согласно проекту санитарно-защитной зоны предприятия, а также на рабочих местах в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал». Точку для отбора проб воздуха выбирал Скобкарев В.В. в присутствии представителя ООО «ЛМЗ «Арсенал», последний не возражали относительно выбранного места. Производился отбор проб под дымовым факелом, пытались поймать факел по направлению ветра, по требованиям ГОСТа должны были встать под факел, ориентировались на трубу предприятия ООО «ЛМЗ «Арсенал», увидели, как из трубы идет дым. Это была единственная труба во всем здании. О том, что на том месте, где производились замеры, имеется другое предприятие, ей не было известно. Отбор проб производили на открытой территории, со стороны автомобиля, который находился на расстоянии трех метров от стены здания. Пояснить, почему в представленных в материалы дела документах были применены нормативы жилой зоны, она не может, поскольку заполняла только паспортную часть протокола, а оценку данных проводит эксперт, составляющий экспертное заключение. Ею были отобраны пробы, камеры в тот же день отправили в г. Ижевск. Все замеры производились по утвержденным методикам, которые указаны в протоколах, средства измерения все проверены. Названия рабочих мест записывались со слов Воронцова А.В. Рабочие места заливщика и вагранщика находятся рядом, функции у них разные.
Свидетель Рубцова И.А. – химик-эксперт Филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге в судебном заседании показала, что точки отбора проб определял Скобкарев В.В. с согласия представителя ООО «ЛМЗ «Арсенал» Воронцова А.В. На территории было много труб, имеется котельная. Сначала встали в одной точке - возле забора, ветер изменился, затем изменили точку, переместились, выбирали подфакельное место. Жилая зона определена по мониторингу и находится по адресу: Удмуртская Республика, <***>. Замеры производились через дорогу от данного места. Пояснить, почему в представленных в материалы дела документах отражены нормативы жилой зоны, не может, поскольку она только отбирала пробы и составляла протокол, остальное делали эксперты. Рядом с ООО «ЛМЗ «Арсенал» находится литейное предприятие. Она не исключает возможность попадания выбросов другого предприятия в результаты лабораторных исследований. Потоки воздуха от двух предприятий разграничить невозможно. Проводили отборы проб также внутри предприятия на рабочих местах. Пробы для определения содержания марганца отбирались на фильтры, которые в дальнейшем анализировались. Давление влияет на расчет объема пробы, является первичным параметром, о том, что проводилось измерение давления, указано в акте отбора. Индикаторные трубки служат для экспресс-анализа какого-либо вещества. В данном случае индикаторные трубки не использовались. Пультовая комната и комната заливщика – это разные рабочие места, она записала в документах «бунтовая» комната, поскольку так услышала название.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
24 сентября 2019 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге поступило письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 26 сентября 2019 года, содержащее сведения о выбросе загрязняющих веществ (сажи превышение норматива ПДВ в 1548 раз) в атмосферный воздух стационарным источником №0021, находящимся в здании литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал», удаленность которого от наиболее близкорасположенных жилых домов по <***> Республики составляет около 100 метров. Письменное сообщение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики содержит сведения о нарушении санитарно-эпидемиологических норм, недостаточном производственном контроле со стороны ООО «ЛМЗ «Арсенал» за выбросами вредных веществ в атмосферу в непосредственной близости от жилого сектора г. Можги Удмуртской Республики.
На основании полученного сообщения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 20/СЭБ от 23 октября 2019 года.
В ходе административного расследования административным органом было установлено и отражено в протоколе об административном правонарушении следующее:
- на 9 часов 56 минут 25.11. 2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 1179 ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание кремния оксида в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно допустимую концентрацию.
- на 9 часов 56 минут 25.11.2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст.20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2136 ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание оксида углерода в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно-допустимую концентрацию.
- на 11 часов 45 минут 25.11.2019 г. в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1249 ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» содержание марганца соединения в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика превышает предельно допустимую концентрацию.
- с 7 часов 50 минут 25.11.2019 г., с 14 часов 30 минут 25.11.2019 г., с 15 часов 30 минут 25.11.2019 г. при суточном отборе проб атмосферного воздуха на границе территории литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст.11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.111 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» концентрация взвешенных веществ превышает предельно допустимые концентрации.
- с 8 часов 10 минут 25.11.2019 г., с 14 часов 30 минут 25.11.2019 г., с 19 часов 00 минут 25.11.2019 г., 26.11.2019 г. с 00 часов 00 минут при суточном отборе проб атмосферного воздуха на границе территории литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.111 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» концентрация бензоперена превышает предельно допустимые концентрации.
- в нарушение обязательных требований ст. 10, ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6, п.п.9 п.2.1.2 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» на 20.12.2019 г. на предприятии отсутствует «Паспорт канцерогенного производства».
- в нарушение требований ст. 11, ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации №222 от 03.03.2018 г.; п.2.1, п.3.1, п.3.2, п.3.3, п.4.1, п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» на 20.12.2019 г. на предприятии отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для ООО «ЛМЗ «Арсенал».
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектами правонарушения по 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 N 165 утверждены гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 N 25 утверждены гигиенические нормативы ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
Согласно ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В протоколе об административном правонарушении от 23 декабря 2019 года указано, что пробы атмосферного воздуха отобраны на границе литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал», в протоколах лабораторных исследований, представленных в материалы дела, указан адрес: Удмуртская Республика, <***>. При этом, как установлено в судебном заседании из объяснений представителей ООО «ЛМЗ «Арсенал», по вышеуказанному адресу находится еще одно промышленное предприятие, которое могло быть потенциальным источником загрязнения атмосферного воздуха, что также подтвердила химик – эксперт Филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можге Рубцова И.А., допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произведенных именно ООО «ЛМЗ «Арсенал», что привело к превышению предельно допустимой концентрации взвешенных веществ, бензоперена на границе территории литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» и нарушении последним обязательных требований ст.11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.111 ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».
Кроме того, представленные в материалы дела доказательства – протокол лабораторных исследований №127/рз от 10.12.2019 г., экспертное заключение №828/4 от 16.12.2019 г. – содержат указания на проведение отбора проб и соответствующих исследований на рабочем месте вагранщика и заливщика, расположенных в бунтовой комнате литейного цеха. При этом, как установлено в судебном заседании из объяснений представителей ООО «ЛМЗ «Арсенал», рабочее место вагранщика находится в изолированном помещении - пультовой комнате, расположенной в литейном цехе, оно не совпадает с рабочим местом заливщика, что также подтвердили Соковикова Т.П. и Рубцова И.А., допрошенные в качестве свидетелей в судебном заседании. При таких обстоятельствах доводы представителей ООО «ЛМЗ «Арсенал» о недостоверном указании мест отбора проб в протоколе исследований №127/рз от 10.12.2019 г., что не позволяет установить нормативы ПДК, подлежащие применению к каждому из проведенных измерений, заслуживают внимания. Таким образом, указанные доказательства не соответствуют признаку допустимости и не могут быть положены в основу вывода о виновности ООО «ЛМЗ «Арсенал» в совершении административного правонарушения в части нарушения обязательных требований ст. 11, ст.20, ст. 25, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2136 ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» в части превышения предельно-допустимой концентрации содержание оксида углерода в воздухе рабочей зоны вагранщика и заливщика.
Вместе с тем, в остальной части обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, нашли полное подтверждение в ходе рассмотрения дела исследованными судом доказательствами.
Вина ООО «ЛМЗ «Арсенал» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 442/20/СЭБ от 23.12.2019 г., который соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ, и содержит данные о событии правонарушения; предписанием №306 от 14.11.2019 г. о поручении филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в городе Можге провести отбор и исследование воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на предприятии ООО «ЛМЗ «Арсенал»; экспертным заключением №814/4 от 16.12.2019 г., которым установлено превышение максимально-разовой концентрации марганца соединения (в перерасчете на марганец диоксид-аэрозоль конденсации) в воздухе литейного цеха на рабочем месте вагранщика, на рабочем месте заливщика металла ООО «ЛМЗ «Арсенал»; экспертным заключением №813/4 от 16.12.2019 г., которым установлено превышение среднесменной концентрации пыли неорганической (содержание кремния диоксида от 10-70%) на рабочем месте вагранщика в литейном цехе, на рабочем месте заливщика металла в литейном цехе ООО «ЛМЗ «Арсенал»; протоколом испытания (исследования) воздуха рабочей зоны № 14/вх166Б от 06.12.2019 г.; протоколом испытания (исследования) воздуха рабочей зоны № 15/вх166Б от 06.12.2019 г.; протоколом осмотра помещения № 20/СЭБ от 20.12.2019 г., согласно которому произведен осмотр чугунно-литейного цеха ООО «ЛМЗ «Арсенал» по адресу: Удмуртская Республика, <***>; уставом ООО «ЛМЗ «Арсенал», в котором перечислены основные виды деятельности организации, в том числе литье чугуна, производство металлических конструкций и изделий и прочее; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; справкой ООО «ЛМЗ «Арсенал» от 19.11.2019 г., содержащей описание технологического процесса; справкой ООО «ЛМЗ «Арсенал» от 19.11.2019 г., содержащей сведения о мощности предприятия; договором аренды оборудования № 02/2017-О от 01.07.2017 г.; договором аренды нежилого помещения № 01/2017-П от 01.07.2017 г.; справкой ООО «ЛМЗ «Арсенал» от 19.11.2019 г. о том, что в организации производится разработка санитарно-гигиенического паспорта канцерогенного производства; видеозаписями, исследованными в судебном заседании, и иными материалами дела.
При этом доводы представителя ООО «ЛМЗ «Арсенал» о допущенных в ходе исследования, проводимого ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», нарушениях в части несоблюдения методики отбора проб и недопустимости полученных в результате данных исследований доказательств судом не принимаются, поскольку исследование проведено специализированной организацией, имеющей аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра), что подтверждается материалами дела. В связи с чем оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.
Согласно требованиям п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Далее по тексту СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона, СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Пункт 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определил, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
-действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
-результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.)
Пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не допускает размещать в санитарно-защитной зоне: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
Деятельность ООО «ЛМЗ «Арсенал» связана, в том числе с источниками выбросов загрязняющих веществ, то есть ООО «ЛМЗ «Арсенал» является источником загрязнения атмосферного воздуха, что подтверждается наличием у него Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В связи с чем ООО «ЛМЗ «Арсенал» обязано было установить санитарно-защитную зону как промышленное предприятие, деятельность которого связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38) и действующего до настоящего времени в новой редакции утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в связи с чем является необоснованной ссылка представителя ООО «ЛМЗ «Арсенал» на п. 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи. При этом положения пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым с 1 января 2020 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют, применяются к санитарно-защитным зонам, определенным в установленном законодательством порядке.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционные заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
По смыслу пунктов 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в обязательном порядке должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологические требования к воздуху в рабочих зонах (ст. 20), к отходам (ст. 22), к эксплуатации зданий и помещений (ст. 24), к условиям труда (ст. 25), условиям работы с источниками физических факторов воздействия (ст. 28) устанавливаются соответствующими санитарными правилами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 апреля 2008 г. N 27 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», согласно п. 1.5, 1.6, 3.6 которых санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику онкологической заболеваемости. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости. В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
Подпунктом 9 Пункта 2.1.2 указанных правил к канцерогенным производственным процессам относится производство чугуна и стали (агломерационные процессы, доменное и сталеплавильное производство), горячий прокат и литье из чугуна и стали.
Пункт 3.1 настоящих правил определил, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность организаций которых может привести к возникновению канцерогенной опасности, необходимо проводить мероприятия, направленные на устранение или уменьшение этой опасности. Действующие и проектируемые объекты, а также производственные процессы, использующие канцерогенные факторы, должны соответствовать требованиям настоящего документа, а также требованиям соответствующих санитарных правил.
В силу п. 3.3 названных Правил в случае невозможности устранения воздействия канцерогенных факторов, включенных в санитарные правила, организацией принимаются меры по снижению их воздействия на человека, включая установление ПДК или ПДУ с учетом канцерогенного эффекта в соответствии с критериями установления гигиенических нормативов; обеспечивается регулярный контроль за их соблюдением; периодичность контроля за содержанием канцерогенных веществ в различных средах устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 3.6 СанПиН 1.2.2353-08 в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
Материалы санитарно-гигиенической паспортизации учитываются при санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности, работ и услуг, осуществляемых в таких организациях (п. 3.7 СанПиН 1.2.2353-08).
Для целей санитарных правил СанПиН 1.2.2353-08 использованы следующие термины и определения (Приложение № 1 СанПиН 1.2.2353-08):
Использование канцерогенных факторов (веществ) в организации - любая трудовая деятельность, при которой работник может подвергнуться воздействию канцерогенных факторов (веществ), включая: производство и переработку канцерогенных веществ, обращение с канцерогенными веществами (в т.ч. в лабораторных условиях или при лечении онкологических больных), хранение канцерогенных веществ, транспортирование, удаление и обработку отходов, выброс канцерогенных веществ в результате производственной деятельности, эксплуатацию, ремонт и очистку оборудования и контейнеров и др.
Канцерогенная опасность - вероятность развития опухолей при воздействии какого-либо канцерогенного фактора.
Канцерогенный фактор (канцероген) - фактор, воздействие которого вызывает или достоверно увеличивает частоту возникновения доброкачественных и/или злокачественных опухолей у людей и/или животных.
Канцерогеноопасная организация (предприятие) - организация, в которой работники подвергаются или могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов и/или существует потенциальная опасность загрязнения окружающей среды канцерогенами.
Организация (предприятие) - хозяйствующий субъект независимо от его организационно- правовой формы, осуществляющий предпринимательскую или иную незапрещенную деятельность.
Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций (предприятий) - система мероприятий по выявлению и учету организаций и их структурных подразделений (цехов, участков, рабочих мест и т.д.), а также технологических процессов, где работники могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных нормативных актов следует, что обязанность по санитарно-гигиенической паспортизации возлагается на канцерогенные организации - то есть на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых может привести к возникновению канцерогенной опасности вследствие действия канцерогенного фактора.
В судебном заседании из объяснений представителей ООО «ЛМЗ «Арсенал» и письменных материалов дела установлено, что, в нарушение указанных норм, на предприятии отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для ООО «ЛМЗ «Арсенал», а также паспорт канцерогенного производства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия ООО «ЛМЗ «Арсенал» по ст.6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вина ООО «ЛМЗ «Арсенал» выразилась в том, что юридическое лицо, как лицо, ответственное за соблюдение санитарного законодательства, имело возможность выполнить требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако должных мер к соблюдению законодательства не предприняло, не обеспечило соблюдение действующих санитарных правил и нормативов.
Поскольку указанное правонарушение создает угрозу жизни и здоровью граждан, оно не может быть признано малозначительным.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность по делу, является совершение административного правонарушения впервые.
На основании ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Разрешая вопрос о мере наказания, суд учитывает обстоятельства дела, наличие угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в результате нарушения правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с этим, приходит к выводу, что наказание может быть назначено в виде предупреждения. Применение данного вида административного наказания сможет обеспечить достижение цели наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Литейно-механический завод «Арсенал» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья- Е.В. Хисамутдинова