копия
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,
при секретаре Сысновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Муниципального имущества и земельных отношений, Департаменту градостроительства администрации <адрес> об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с оформлением договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес>, в котором просил обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200073:792, общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по ценам действовавшим на ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником гаража, находящегося по адресу: <адрес>Г, строение 3, бокс №, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ истец провел межевание земельного участка под гаражом и обратилась к ответчику предварительно согласовать земельный участок под гаражом для выкупа. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- недв. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление истцу земельного участка из земель населенных пунктов, зоны автомобильного транспорта, общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по указанному адресу. На основании данного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Между тем, при обращении истца к ответчику о предоставлении земельного участка в собственность за плату, ему было отказано. Полагал, что данный отказ является незаконным в связи с чем просил требования удовлетворить.
В судебное заседание истец не явился, направили суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствии, не возражают о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> ФИО3, действующая по доверенности (полномочия проверены) в судебное заседание не явилась, извещался судом надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв по иску, в котором указывал на то, что спорный земельный участок расположен в зоне территории объектов автомобильного транспорта. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указан вид разрешенного использования земельного участка – автомобильный транспорт. Вид разрешенного использования не соответствует цели использования земельного участка, а именно использование гаражного бокса для личного автотранспорта. Полагала, что отказ Департамента является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Департамента градостроительства администрации <адрес> не явился, были извещены.
Представитель администрации <адрес> ФИО4, действующая по доверенности (полномочия проверены) в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствии, а также представила письменный отзыв, в котором указывала на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что судом приняты все необходимые меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения спора, а также безусловной осведомленности последних о рассматриваемом деле, суд с согласия стороны истца рассмотрел дело в порядке заочного производства в соответствии с положениями ст. 167 и 233 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела в своей совокупности, приходит к следующему выводу:
Согласно ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или
муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.8 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
Как было установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником гаражного бокса № по <адрес> Г, строение 3 в <адрес>, с кадастровым номером 24:50:0200073:792, в подтверждение чего суду представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка, по указанному адресу, он поставлен на кадастровый учет за номером №, его площадь составляет 23+/- 2 кв.м., разрешенное использование: автомобильный транспорт.
ФИО1 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату, с оформлением договора купли продажи, земельного участка с кадастровым номером №.
Письмами Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка отказано, с указанием на то, что земельный участок выходит за границы кранных линий и является землями общего пользования с видом разрешенного использования – обслуживание автотранспорта.
Вместе с тем, Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- недв. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление истцу земельного участка из земель населенных пунктов, зоны автомобильного транспорта, общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> г, строение 3, бокс 31. На основании данного распоряжения земельный участок был поставлен на кадастровый учет. В настоящее время на спорном земельном участке выстроен и эксплуатируется гараж, который находится в собственности истца, следовательно, указанный земельный участок (расположенный непосредственно под гаражным боксом) не является и не может являться местом общего пользования.
При этом, по спорному земельному участку проведено межевание, составлен план его границ, он поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер, его границы утверждены и согласованы в установленном порядке.
По сведениям Управления Росреестра по КК, права собственности на спорный земельный участок не зарегистрированы.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доводы представителя ответчика о том, что указанный земельный участок является землями общего пользования, а соответственно не может быть передан истцу в собственность, суд признает не состоятельными.
Так, в соответствии с ч.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования. В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Из указанных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30, определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 данной инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений Российской Федерации красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
В соответствии с пунктом 3.4 указанной инструкции красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Пунктом 3.8 названной инструкции предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в
генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользовании; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1. инструкции). После утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топодосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (пункт 4.5. инструкции).
В настоящее дело представлен топографический план с нанесением красных линий, из которого следует, что часть испрашиваемых участков находится за границей красных линий. Доказательств, что на спорном земельном участке находятся места общего пользования Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> суду не представлено.
Как пояснил истец и его представитель, гараж был возведен, и право на него зарегистрировано до установления красных линий. Поэтому суд полагает, что проект планировки и межевания должны были приниматься, согласовываться с учетом существующий застройки и прав собственников строений находящихся на спорном земельном участке.
Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте.
Доводы ответчика о том, что в настоящий момент закреплено разрешенное использование земельного участка как обслуживание автомобильного транспорта, также не могут являться основанием к отказу, поскольку как уже указывалось выше, указанное разрешение должно было определять с учетом существующих построек.
Таким образом, требования заявления являются обоснованными, в связи с тем, что ни одно из оснований послуживших поводом к отказу в предоставлении земельного участка, в судебном заседании не нашло своего объективного подтверждения.
Кроме того, в силу требований ст. 432 ГК РФ при заключении договора его сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи, при заключении Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и истцом договора купли-продажи земельного участка, в нем, помимо предмета договора, должна быть указана и его стоимость как одно из существенных условий такого рода договора, следовательно подлежит определению размер выкупной цены.
При определении выкупной стоимости спорного земельного участка необходимо учитывать, что ФИО5 обратился в Департамент за заключением договора купли-продажи, однако в заключение договора ему было необоснованно отказано ДД.ММ.ГГГГ, в вязи с чем, при определении цены земельного участка следует руководствоваться <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (ред. От ДД.ММ.ГГГГ).
Так, в силу ч. 1 ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» ( в ред. От ДД.ММ.ГГГГ), при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется: для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости,
Ответчиком возражений не заявлялось.
Таким образом, совокупность установленных судом обстоятельств по делу с выше приведенными правовыми нормами, позволяет суду признать исковые требования истца обоснованными и законными, и обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200073:792, общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по адресу <адрес>Г, строение 3, бокс №, за плату по ценам на ДД.ММ.ГГГГ в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске к Администрации <адрес> суд отказывает поскольку является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Департамент Муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200073:792, общей площадью 23,0 кв.м., расположенного по адресу <адрес> за плату по ценам на ДД.ММ.ГГГГ в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> оставить без удовлетворения в полном объеме.
Сторона, не присутствующая в судебном заседании, вправе подать судье районного суда заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись
копия верна:
судья И.А. Копеина