Дело № 2-1253/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2015 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.
при секретаре Ермаковой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Коваль ФИО9 к Медведевой ФИО10, отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в Симферопольском районе о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л
Коваль О.Е. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Медведевой Е.А., отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в Симферопольском районе о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета. Исковые требования мотивирует тем, что на основании свидетельства о праве собственности от 05 мая 1995 года она является собственником дома <адрес>. Кроме нее в указанном доме зарегистрирована также ее дочь Медведева Е.А., которая с 07 августа 2000 года там не проживает, личных вещей не хранит, расходов на содержание не несет. Поскольку в добровольном порядке сняться с регистрационного учета Медведева Е.А. отказывает, просит признать Медведеву Е.А. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, а также обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в Симферопольском районе снять Медведеву Е.А. с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании истица Коваль О.Е. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчица Медведева Е.А. заявленные исковые требования признала.
Прокурор Семиглазова В.В. в судебном заседании высказала мнение об обоснованности заявленных требований.
Выслушав доводы участников процесса, мнение прокурора, проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования полностью подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Так, судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности, выданного согласно решения исполкома Симферопольского районного Совета народных депутатов от 05 мая 1995 года № 99, истица Коваль О.Е. является собственником домовладения <адрес> (л.д. 5).
Согласно домовой книги (л.д. 7-13) <адрес> кроме истицы Коваль О.Е. зарегистрирована также ее дочь - ответчица по делу - Медведева Е.А., которая в судебном заседании, признав заявленные требования, указала, что действительно с июня 2000 года в доме истицы по адресу: <адрес>, не проживает, никаких личных вещей не хранит и с истицей отношений не поддерживает, живет вместе с семьей по <адрес>.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации регламентировано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно частей 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 11, 13 постановления № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Также необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-І «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не
могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и тому подобное, а также выезд в другое место жительство могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, в силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Принимая во внимание то, что ответчица Медведева Е.А. совместно с истицей Коваль О.Е. по адресу: <адрес>, постоянно не проживает с июня 2000 года, имеет другое место жительства, между ней и истицей Коваль О.Е. утрачены личные неимущественные и имущественные права и обязанности, что свидетельствует об отсутствии семейных отношений, ответчицу Медведеву Е.А. следует признать утративший право пользования жилым помещением, расположенным по ул. Советская, 12 в с. Кольчугино Симферопольского района Республики Крым.
Заявленные исковые требования к отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым в Симферопольском районе суд находит необоснованными.
В порядке части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчицы Медведь Е.А. в пользу истицы Коваль О.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Конституции Российской
Федерации, статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 55-56, 59-60, 67, 68, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Исковое заявление Коваль ФИО12 к Медведевой ФИО13, отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Крым
в Симферопольском районе о признании утратившим право пользования жилым
помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить частично.
Признать Медведеву ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по ул. <адрес>
Взыскать с Медведевой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки с. <адрес>, в пользу Коваль ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки с. <адрес>, государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Симферопольский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и подписано 19 мая 2015 года
Судья М.Р. Пакула