Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2016 ~ М-149/2016 от 02.02.2016

Дело № 2-155/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2016 года                                                                                        пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Кореньковой А.А..,

с участием истца Гурьяновой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гурьяновой Ирины Никифоровны к Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Государственному казённому учреждению Амурской области - Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району Амурской области о взыскании суммы задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

установил:

Гурьянова И.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею был заключён кредитный договор на приобретение готового жилья с ОАО «Россельхозбанк» в п. Серышево. В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26 она обратилась в Управление социальной защиты населения по Серышевскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. ГКУ АО УСЗН по Серышевскому району было принято решение о предоставлении ей компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. Задолженность по выплате компенсации расходов по уплате процентов по состоянию на 26 января 2016 года составляет 124 581 рубль 75 копеек. Просит суд: признать незаконным бездействие ГКУ АО Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору; взыскать с ГКУ АО Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району сумму задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 124 581 рублей 75 копеек; взыскать с ГКУ АО Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Гурьянова И.Н. исковые требования в части признания незаконным бездействие ГКУ АО Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору не поддержала, в остальной части на удовлетворении искового заявления настаивает в полном объёме. Пояснила, что в настоящее время ей выплачена компенсация на общую сумму 39 161 рубль 77 копеек. Просит суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика - государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно поступившего от ответчика письменного возражения относительно заявленных требований, финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета. В соответствии    с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложению № 6 к Закону Амурской области от 17.12.2012 года № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объёмы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348 422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000,00 тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объёме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Представители ответчиков Правительства Амурской области и Министерства финансов Амурской области, будучи извещёнными о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно иска не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абз.2 п.2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организации, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

В соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. № 446, постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. №784 «О признании утратившими силу Постановлений Правительства Амурской области», постановление Правительства № 26 с 1 января 2015 года признано утратившим силу.

Пунктом 2 постановления Правительства Правительство Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Российский Сельско хозяйственный банк» и Гурьяновой И.Н. был заключён кредитный договор , по условиям которого заемщику было предоставлен ипотечный кредит в размере 950 000 рублей для приобретения объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.

Истец обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по Серышевскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы" (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).

Решением государственного казенного учреждения <адрес> – управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору, заключённому заявителем, приняты к компенсации.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по Серышевскому району, следует, что за период с декабря 2012 года по декабрь 2015 года Гурьяновой И.Н. начислена компенсация в сумме 163 743 рубля 52 копейки. Фактически выплачена компенсация по июнь 2013 года в размере 39 161 рубль 77 копеек. Сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 124 581 рубль 75 копеек.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путём компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о возложении на ГКУ АО УСЗН по Серышевскому району обязанности осуществить выплату суммы задолженности, полагая, что ответчик уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Судом установлено и не оспаривается истцом, а также подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введённой с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с декабря 2012 года до настоящего времени выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не выплачена в полном объёме. При этом лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Гурьянова И.Н. в установленные законодательством сроки подтверждала своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставив необходимые документы.

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40000 тыс. рублей.

Согласно п. 4 Положения (утв. постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26), компенсации подлежали фактические расходы граждан, понесённые за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведённой в данной норме формуле.

Исходя из пп.6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пп.8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путём перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Таким образом, функции ГКУ АО УСЗН по Серышевскому району ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, учитывая, что Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный пост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности.

Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная Поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чьё толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г.№54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведённые принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.

С учётом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территорий Амурской области, а также функции ГКУ Амурской области УСЗН по Серышевскому району, суд считает необходимым возложить на ГКУ Амурской области УСЗН по Серышевскому району обязанность осуществить истцу выплату компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124 581 рубль 75 копеек за счёт средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гурьяновой Ирины Никифоровны к Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Государственному казённому учреждению Амурской области - Управление Социальной защиты населения по Серышевскому району Амурской области о возложении обязанности произвести выплату суммы задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору - удовлетворить.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району в пользу Гурьяновой Ирины Никифоровны выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 124581 (сто двадцать четыре тысячи пятьсот восемьдесят один) рубль 75 копеек за счёт средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району в пользу Гурьяновой Ирины Никифоровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 4 апреля 2016 года.

Судья                                                                                 И.А. Кузнецова

2-155/2016 ~ М-149/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гурьянова Ирина Никифоровна
Ответчики
Министерство финансов
Правительство Амурской области
Социальная защита п. Серышево
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
02.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2016Передача материалов судье
05.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2016Подготовка дела (собеседование)
18.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2016Судебное заседание
04.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее