Дело № 2- 2133/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2015 года
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Титовой Т.П.
при секретаре судебного заседания Пшуковой А.У.
с участием истца Шхалаховой Т.А.,
представителя ответчика Моисеевой Д.Я. – Семенова М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Шхалаховой Т.А. к Моисеевой Д.Я. о признании договора действительным, признании права собственности на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шхалахова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Моисеевой Д.Я., в котором просит признать действительным договор о приобретении ею сарая литер «Е» и навеса литер «Т», расположенных на земельном участке с кадастровым номером № на территории многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> заключенный ДД.ММ.ГГГГ в простой письменной форме между нею и Моисеевой Д.Я., признать за нею право собственности на сарай и навес.
В обоснование заявленных исковых требований Шхалахова Т.А. указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между нею и собственником квартир № и № <адрес> Моисеевой Д.Я. в простой письменной форме был заключен договор купли-продажи сарая литер «Е» площадью 39,3 кв.м. и навеса литер «Т» площадью 13,15 кв.м., расположенных на земельном участке площадью 52,45 кв.м. по адресу: <адрес>. По договору она уплатила Моисеевой Д.Я. <данные изъяты>, которые были переданы лично продавцу до подписания договора. Договор фактически исполнен сторонами, она пользуется сараем и навесом, однако договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, поэтому она вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истец Шхалахова Т.А. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что является собственником <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> № на основании решения Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года. 1/3 доля дома подарена ею внуку. ДД.ММ.ГГГГ. она заключила с Моисеевой Д.Я., собственником <адрес>,8 многоквартирного жилого <адрес> договор купли-продажи сарая литер «Е» и навеса литер «Т», расположенных на земельном участке площадью 52,45 кв.м. придомовой территории многоквартирного дома. Договор заключен в простой письменной форме. Спорный сарай расположен рядом с ее (Шхалаховой) жилым домом. При заключении договора Моисеева Д.Я. показала ей письмо, в соответствии с которым за нею были закреплены два сарая. Договор между ними фактически исполнен, она владеет и пользуется сараем и навесом, Моисеевой Д.Я. передала лично сумму по договору в размере <данные изъяты>. Поскольку у Моисеевой Д.Я. болел, а затем умер муж, она сама тяжело заболела, и в настоящее время находится в больнице, они не зарегистрировали в Росреестре данную сделку, поэтому она и обратилась в суд с настоящим иском. Владельцы квартир много квартирного дома имеют сараи на участке придомовой территории, однако свидетельств о регистрации права собственности ни у кого из них нет. Документов, подтверждающих право собственности Моисеевой Д.Я. на сарай, навес и земельный участок у нее не имеется.
Ответчик Моисеева Д.Я., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила.
Представитель ответчика Моисеевой Д.Я.- Семенов М.К., действующий на основании полномочной доверенности, иск Шхалаховой Т.А. признал, пояснил, что, действительно между сторонами ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи сарая литер «Е» и навеса литер «Т», составленный в простой письменной форме. Шхалахова Т.А. приобрела данные объекты, за <данные изъяты>, передала данную сумму Моисеевой Д.Я., у Моисеевой Д.Я. документов о праве собственности на сарай и навес не имелось, она обещала истцу оформить за нею право собственности в течение года, однако из-за сложившихся семейных обстоятельств и ухудшения состояния здоровья не смогла этого сделать. За Моисеевой Д.Я были закреплены два сарая на придомовой территории, однако документов, подтверждающих ее право собственности на эти надворные постройки у нее нет.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Моисеевой Д.Я.
Выслушав истца Шхалахову Т.А., представителя ответчика Семенова М.К., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Одними из оснований возникновения гражданских прав являются предусмотренные законом договора и иные сделки.
Как видно из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГ между Шхалаховой Т.А. и Моисеевой Д.Я. в простой письменной форме заключен договор купли-продажи сарая литер «Е» площадью 39,3 кв.м., навеса литер «Т» площадью 13,15 кв.м. и земельного участка площадью 52,45 кв.м., находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером № Сарай и земельный участок продавец (Моисеева) продает покупателю (Шхалахова) за <данные изъяты>, которые уплачены продавцу до подписания договора ( л.д.12).
В соответствии со ст. 223 ГК Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущества может быть оспорено только в судебном порядке.
Из ст. 550 ГК РФ следует, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 ст. 549 ГК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130).
Исходя из названных положений закона, правом на распоряжение имуществом имеет его собственник.
Согласно п. 1 ст. 551 ГК Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 558 ГК Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 154 ГК Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (для двусторонней сделки). С этим связано положение п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о том, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, условием государственной регистрации договора является волеизъявление сторон договора, направленное на его заключение, которое должно сохранять силу до момента регистрации.
Как следует из технического паспорта, составленного Кисловодским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ. право собственности на сарай литер «Е» площадью 39,3 кв.м., самовольно увеличенного на 13,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не регистрировалось. Соответственно, в установленном законом порядке право собственности на данный объект за Моисеевой Д.Я. не зарегистрировано.
Согласно ситуационного плана рядом с сараем литер «Е» находится навес литер «Т», сведения о его принадлежности в техническом паспорте отсутствуют.
Таким образом, Моисеева Д.Я., не являясь собственником спорного недвижимого имущества, ДД.ММ.ГГГГ заключила договор купли-продажи спорных объектов недвижимости с Шхалаховой Т.А., который в силу закона является ничтожной сделкой.
В силу требований ст. 166 и ст. 167 ГК РФ ничтожная сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ независимо от признания таковой судом. Недействительная сделка (ничтожная) не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с изложенным следует, что из ничтожной сделки не может возникнуть право собственности за Шхалаховой Т.А. на спорное имущество: сарай литер «Е» площадью 39,3 кв.м. и навес литер «Т» площадью 13,15 кв.м., расположенные на земельном участке придомовой территории по адресу: <адрес>, № №
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.