Решение по делу № 33а-3631/2017 от 16.08.2017


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Болотова Ж.В.

дело № 33-3631

поступило 16 августа 2017 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 августа 2017 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Сокольниковой Н.А.

судей Булгытовой С.В., Назимовой П.С.

при секретаре Зарбаевой В.А.

с участием прокурора Болдоевой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бадмаева Г.А.об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 26 о регистрации кандидата Павлова А.С.

по апелляционной жалобе Бадмаева Г.А.

на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 августа 2017 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя административного истца Масаева Т.И., председателя окружной избирательной комиссии № 26 Бальчунас О.С., Ананина В.И., представляющего заинтересованное лицо Павлова А.С., ознакомившись с жалобой и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Бадмаев Г.А. и Павлов А.С. зарегистрированы кандидатами в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 26 г. Улан-Удэ.

Бадмаев просил суд отменить решение о регистрации Павлова, принятое окружной избирательной комиссией по данному округу (далее по тексту – избирательная комиссия, комиссия) 14 июля 2017 года.

По мнению Бадмаева, документы, представленные Павловым для регистрации в качестве кандидата, оформлены с нарушением закона, поэтому избирательная комиссия не имела права регистрировать его.

Комиссия и Павлов требования не признали.

Районный суд в удовлетворении заявления отказал.

В апелляционной жалобе Бадмаев просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Бадмаева поддержал доводы жалобы, председатель комиссии, представитель Павлова возражали против отмены решения. Прокурор в заключении указала, что оснований для отмены решения не усматривается.

2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

По данному делу применению подлежат нормы Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 419-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» (далее по тексту – Закон РБ № 419-III).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

2.1. Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 28 Закона РБ № 419-III в числе документов, необходимых для регистрации кандидата, представляется первый финансовый отчет кандидата в соответствии со статьей 42 данного Закона (если кандидат в порядке, установленном данным Законом, в заявлении о согласии баллотироваться не указал, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится).

Из пункта 2 статьи 42 Закона РБ № 419-III следует, что кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию два финансовых отчета (в том числе один из них - одновременно с представлением документов для их регистрации, итоговый - не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования результатов выборов) о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

Согласно пункту 15 статьи 39 Закона РБ № 419-III все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения с разрешения соответствующей избирательной комиссии в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.

Согласно пункту 17 данной статьи при проведении выборов порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 15 данной статьи счетов устанавливается Избирательной комиссией Республики Бурятия по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в Республике Бурятия. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются Избирательной комиссией Республики Бурятия.

Постановлением Избирательной комиссии РБ от 19 июня 2014 г. № 144/1846-5 утверждена Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия (далее – Инструкция).

Согласно пункту 4.10 Инструкции финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме № 6 (приложение № 11). К финансовому отчету (первому и итоговому) прилагается учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда по форме № 1 (приложение № 1). Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.

Бадмаев указывает, что Павлов не приложил к первому финансовому отчету необходимую банковскую справку и это нарушение означает непредставление первого финансового отчета, необходимого для регистрации кандидата.

Районный суд правильно отклонил указанный довод, поскольку при подаче первого финансового отчета Павлов приложил к нему выписку из лицевого счета, выданную 07 июля 2017 года Бурятским отделением № 8601 ПАО «Сбербанк России».

Ссылки административного истца на то, что этот документ не может считаться банковской справкой, подлежат отклонению.

Действующее законодательство, а также Инструкция не предусматривают обязательной формы банковской справки, которая должна прилагаться к первому финансовому отчету, и не содержат отсылок на нормы закона, подлежащие соблюдению при оформлении такой справки, поэтому представленный Павловым документ не может быть отвергнут только по мотивам, что в нем не указана должность уполномоченного лица и нет личной подписи этого лица.

На этом документе имеется печать Бурятского отделения № 8601 ОАО «Сбербанк России», в нем указаны номер специального избирательного счета, сумма, израсходованная на изготовление подписных листов (1000 рублей), остаток средств на дату представления первого финансового отчета (4000 рублей), поэтому избирательная комиссия правомерно приняла этот документ в качестве банковской справки.

2.2. Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Из этого же пункта следует, что в заявлении указываются, в том числе основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Подпункт «б» пункта 2.2 данной статьи предусматривает, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 и подпункте «б» пункта 5.2 статьи 24 Закона РБ № 419-III.

Указанные нормы не содержат положения о том, что документы об основном месте работы кандидата и занимаемой им должности подлежат заверению в порядке, установленном трудовым законодательством, поэтому доводы Бадмаева о том, что комиссия необоснованно приняла копию трудовой книжки Павлова, нельзя принять во внимание.

Бадмаев также ссылается на то, что: трудовая книжка Павлова заполнена ненадлежащим образом; записи в трудовой книжке начинаются с 2007 года, однако сам бланк трудовой книжки изготовлен только в 2016 году, поэтому трудовая книжка является недействительной; Павлов не имеет права занимать должность <...> в связи с отсутствием необходимого образования, квалификации и стажа работы.

Районный суд правомерно отклонил эти доводы, поскольку законодательство о выборах не обязывает избирательные комиссии проверять, правильно ли заполнены трудовые книжки кандидатов и может ли кандидат работать в своей должности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение 10 дней.

Согласно пункту 10 статьи 24 Закона РБ № 419-III избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия обращаются с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 5, 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 5, 6 и 6.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, в течение 20 дней.

Из указанных норм следует, что избирательная комиссия проверяет только достоверность сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности кандидата.

Эта обязанность по отношению к Павлову комиссия исполнила.

Павлов указал, что работает <...> в ООО <...>», избирательная комиссия направила в указанную организацию представление и получила подтверждающий ответ.

Ссылки Бадмаева на то, что избирательная комиссия направила в ООО «<...>» представление по форме, установленной для проверки иных сведений, нельзя принять во внимание, поскольку закон не предусматривает обязательную форму представления для проверки сведений о месте работы кандидата.

Избирательная комиссия в сопроводительном письме от 10 июля 2017 года в ООО «<...>» указала, какие сведения подлежат проверке. Отвечая на запрос, общество в графе представления «выявленные недостоверные сведения» указало слово «нет».

Таким образом, сведения об основном месте работы Павлова и занимаемой им должности нельзя считать непроверенными или недостоверными. Как следствие, сведения об основном месте работы и должности Павлова, внесенные в подписные листы, являются правильными и оснований для признания подписей избирателей недействительными не имеется.

2.3. В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца заявил довод о нарушении районным судом требований части 1 статьи 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Довод мотивирован тем, что в суде избирательную комиссию представляла Адактуева С.П., которая не представила документ о наличии высшего юридического образования.

Этот довод подлежит отклонению.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы

Согласно подпункту 21 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия – это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Адактуева является заместителем председателя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 26, т.е. входит в состав коллегиального органа, принявшего оспариваемое решение о регистрации кандидата.

Положения о том, что член коллегиального органа, выступающий в суде по делу об оспаривании решения коллегиального органа, обязан иметь высшее юридическое образование, КАС РФ не содержит.

Кроме того, судебной коллегии достоверно известно, что Адактуева имеет высшее юридическое образование, поскольку она являлась представителем Администрации г. Улан-Удэ по другим административным делам и представляла суду документ о наличии у нее высшего юридического образования.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 августа 2017 года по административному иску Бадмаева Г.А. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 26 о регистрации кандидата Павлова А.С. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадмаева Г.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-3631/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Бадмаев Г.А.
Ответчики
Окружная избирательная комиссия №26
Другие
Лобыкин С.В.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Булгытова Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
21.08.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее