Дело № 2а-54/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Рогальской И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Старикова Д.А. к администрации Питкярантского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании восстановления срока о предварительном согласовании размещения земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Стариков Д.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что администрация Питкярантского муниципального района (далее администрация) постановлением от 27.02.2015 № предварительно согласовала место размещения турбазы в <адрес> на землях запаса, ориентировочной площадью 5 000 кв.м. сроком на три года, утвердила акт о выборе земельного участка от 21.08.2012, а также схему расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале №.
Ранее, 15.04.2014 Стариков Д.А. обратился в адрес администрации Питкярантского городского поселения (далее АПГП) с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Питкярантского городского поселения.
Письмом от 29.08.2016 № он был уведомлен о том, что в кадастровом квартале №, где находится испрашиваемый участок установлена функциональная зона рекреационного назначения.
При проведении межевых работ выяснилось, что границы земельного участка испрашиваемого истцом частично совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет 11.09.2015. Данный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании постановления АПГП № от 10.08.2015.
Решением Питкярантского городского суда РК от 18.01.2018 № вышеназванное постановление было признано недействительным, сведения о земельном участке исключены из ЕГРН. Решение вступило в законную силу 20.02.2018.
05.09.2018 в отношении предоставленного истцу земельного участка был осуществлен кадастровый учет, на основании межевого плана подготовленного ООО «ЦКУ», составной частью которого являлось постановление АПМР № от 27.02.2015 о предварительном согласовании места размещения вновь образованного земельного участка.
Обратившись в администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, Старикову Д.А. письмом от 29.11.2018 № было отказано, в связи с истечением 3-х летнего срока предварительного согласования места расположения вновь образованного земельного участка.
Административный истец полагает, что время действия постановления № от 27.02.2015 составляет разницу между трехлетним сроком и прошедшим до 27.02.2018 включительно временем, а это 3 года 10 месяцев, и соответственно сроки действия указанного Постановления следует считать приостановленными на 3 года 10 месяцев, в связи с чем, просит признать отказ администрации Питкярантского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером №, изложенный в письме от 29.11.2018 № незаконным и обязать администрацию Питкярантского муниципального района принять решение о восстановлении срока о предварительном согласовании размещения земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца П.А.В.., действует на основании доверенности, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации Б.В.Г.., действует на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что срок действия постановления администрации Питкярантского муниципального района № от 27.02.2015 «О предварительном согласовании для Старикова Д.А. места размещения турбазы в районе <адрес>» истек 27.02.2018. Продление либо восстановление срока действия данного постановления не предусмотрено Законом, в связи с чем, Старикову Д.А. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду. Истец вправе иным путем реализовать свое право на предоставление земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил отзыв, считает, что в удовлетворении административного иска Старикову Д.А. следует отказать, поскольку ни Земельным кодексом РФ, ни Законом № 171-ФЗ « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрено восстановление и приостановление сроков, установленных указанными нормативно-правовыми актами.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, свидетеля Старикова А.Б., приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3-х лет.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в правовое регулирование, регламентирующее предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были внесены изменения.
Частью 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ установлено, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗР «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 27 февраля 2015 года № Старикову Д.А. предварительно согласовано место размещения турбазы в районе <адрес> на три года на землях запаса общей ориентировочной площадью 5 000 кв.м., утвержден акт о выборе земельного участка от 21.08.2012 и схема расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале № при преобразовании участка, находящегося в государственной собственности. В 2016 произведен перевод земель запаса на земли рекреации.
05.09.2018 в отношении земельного участка осуществлен кадастровый учет. В настоящий момент, испрашиваемый земельный участок является учтенным, границы установлены в соответствии с действующим законодательством, кадастровый номер земельного участка №.
В октябре 2018 года Стариков Д.А. обратился в АПМР с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Письмом администрации ему было отказано в связи с истечением срока предварительного согласования 27.02.2018.
Доводы представителя административного истца о том, что постановление администрации № от 27.02.2015 не ограничено сроком действия, суд считает несостоятельным, поскольку, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка места размещения объекта и действует в течение трех лет. Поскольку административному истцу было предварительно согласовано предоставление земельного участка 27.02.2015, то ему следовало обратиться к административному ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка до 27.02.2018, однако, как указывалось выше, с таким заявлением Стариков Д.А. обратился только в октябре 2018 года.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 171-ФЗ не предусматривают восстановления и приостановления сроков, установленных указанными нормативно-правовыми актами.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Старикову Д.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 177 КАС РФ 25 февраля 2019 года.