Дело № 2а-316/2021
УИД 10RS0003-01-2021-001186-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
с участием помощника прокурора Кемского района Герасимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кемского муниципального района и Министерству природных ресурсов и экологии РК о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения гражданина проведена проверка исполнения природоохранного законодательства по факту несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территории Кемского муниципального района Республики Карелия. В рамках проверки по поручению прокуратуры органом местного самоуправления проведено натурное обследование территории, обозначенной обращении, по результатам которого на территории, где ранее располагалось здание поликлиники по ул. Машинистов, д. 6, г. Кемь, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов. Согласно акту осмотра территории от 27.08.2021, несанкционированная свалка расположена на территории общего пользования, на земельном участке, собственность на который не разграничена. Складирование отходов осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории общего пользования, в границах земельного участка, собственность на который не разграничена, т.е. не предоставленных в пользование, свидетельствует о том, что Администрация Кемского муниципального района, уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в неорганизации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления.
Просил признать незаконным бездействие администрации Кемского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Кемского муниципального района; обязать Администрацию Кемского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов, расположенную на территории общего пользования, в границах земельного участка, собственность на который не разграничена в районе д. 6 по ул. Машинистов в г. Кемь.
Определением суда от 17 сентября 2021 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Определением суда от 11 октября 2021 года для участия в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии РК.
Определением суда от 09 ноября 2021 года для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений РК и Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс».
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Кемского района Герасимова А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Кемского муниципального района.
Представитель административного ответчика – администрации Кемского муниципального района по доверенности Янушонис И.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, по тем основаниям, что Реестром просто фиксируется перечень свалок и в соответствии с ним администрация направляет запрос для выделения денежных средств из бюджета РК для их ликвидации.
Янушонис И.А. также поддержал представленные суду возражения, в которых указано, что на территории Республики Карелия осуществление полномочий собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. Соответствующие полномочия возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в силу положений статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ, Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК, Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 года № 390-П.
Полномочиями органов государственной власти Республики Карелия, по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в установленном Федеральным законом № 131-ФЗ порядке администрации не передавались. Администрация как орган местного самоуправления не получает отчисления от экологических сборов, от тарифа на услугу по обращению с ТКО и иных платежей.
В соответствии с пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 4 апреля 2016 года № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.
Согласно абзацу 34 подпункта 12 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П (ред. от 10.02.2020), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Средства бюджета Республики Карелия на ликвидацию несанкционированных свалок в бюджет Кемского муниципального района, Кемского городского поселения на 2021 год не выделялись.
После получения информации от Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры и проведения натурального обследования территории по адресу г. Кемь, ул. Машинистов, д. 6, администрацией были направлены следующие обращения:
1) региональному оператору ООО «Автоспецтранс» (письмо № 4107/КЕМЬ-и от 13.09.2021), который в соответствии с пунктами 16 и 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обязан принимать меры в случае обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении;
2) Министерству природных ресурсов и экологии. Республики Карелия (письмо №4109/КЕМЬ-и от 13.09.2021) о принятии мер для ликвидации указанной несанкционированной свалки, в том числе рассмотрения вопроса о выделении средств из бюджета Республики Карелия в бюджет Кемского городского поселения;
3) Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (письмо № 4108/КЕМЬ-и от 13.09.2021) о принятии мер для ликвидации указанной несанкционированной свалки.
Бездействие администрации отсутствует, работа ведется в рамках определенной федеральным и региональным законодательством компетенции органов местного самоуправления по спорному вопросу.
Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии РК по доверенности Пупышева Т.В. в поданном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, удовлетворить исковые требования к администрации Кемского муниципального района, требования к Министерству оставить без удовлетворения по тем основаниям, что Министерство не является надлежащим ответчиком по данному спору. Указанная в исковом заявлении несанкционированная свалка отходов производства и потребления фигурировала в отчете (пункт 4 Реестра), направленном Администрацией в адрес Министерства письмом от 28.06.2021 г. № 2763/КЕМЬ-и, и была включена в Реестр несанкционированных свалок на территории Кемского городского поселения по состоянию на 24.06.2021 г., для организации и проведении Администрацией мероприятий по их уборке при наличии финансовых средств в бюджете района. Таким образом, довод Администрации, что указанная прокурором свалка не относится к их компетенции, не является достоверным.
Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных и земельных отношений РК по доверенности Нилова С.И. в поступившем в суд отзыве просила удовлетворить требования прокурора к администрации Кемского муниципального района и рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, пояснив, что несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Таким образом, именно администрация является надлежащим ответчиком по делу, и на нее должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Автоспецтранс» по доверенности Черкасова Н.А. в судебное заседание не явилась, в поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества. В ранее представленном суду отзыве представитель ООО «Автоспецтранс» полагала, что обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов должны нести администрация Кемского муниципального района совместно с органом государственной власти Республики Карелия.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора Герасимову А.А., представителя ответчика – администрации Кемского муниципального района Янушониса И.А., изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 названного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса.. . являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (ч. 1 ст. 7 Закона).
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (ч. 3 статьи). В соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона).
Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны бы безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Границы Кемского городского поселения определены Законом Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» от 01 ноября 2004 года № 813-ЗРК. В соответствии со ст. 1 данного Закона в состав Кемского городского поселения входят город Кемь, поселки Вочаж, 6 км дороги Кемь-Калевала, 14 км дороги Кемь-Калевала.
В соответствии с Решением Совета Кемского городского поселения РК РФ от 24.10.2016 №4-2/2 «О ликвидации администрации Кемского городского поселения», правопреемником администрации Кемского городского поселения является администрация Кемского муниципального района.
Судом установлено, что в рамках проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды, инициированной по заявлению гражданки Сидоренко Т.И., по поручению прокурора Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры администрацией Кемского муниципального района на территории, где ранее располагалось здание поликлиники по адресу: г. Кемь, ул. Машинистов, д. 6 выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов. В соответствии с актом осмотра территории от 27.08.2021, составленным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Кемского муниципального района, несанкционированная свалка расположена на территории общего пользования, на земельном участке, собственность на который не разграничена. В соответствии с пунктом 4 Реестра несанкционированных свалок на территории Кемского городского поселения по состоянию на 24.06.2021 года указанная свалка была включена в названный Реестр администрацией Кемского муниципального района, что подтверждается пояснениями представителя ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии РК по доверенности Пупышевой Т.В., данными ею в поданном в суд ходатайстве.
Из иска прокурора, указанного акта осмотра и приложенных к нему фотографий (л.д. 12, 13-16), Реестра несанкционированных свалок на территории Кемского городского поселения по состоянию на 24.06.2021 следует, что данная свалка состоит из твердых бытовых, коммунальных и строительных отходов, состав отходов не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз.4 и 8 ст.42 Земельного кодека РФ).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп.2 п.2 ст. 13 Земельного кодека РФ).
Согласно содержанию подпункта 12 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П (ред. от 04.05.2021), указанное Министерство, в числе прочего, разрабатывает и реализует региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; разрабатывает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; регулирует деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (которым в настоящее время является ООО «Автоспецтранс»).
Установлено, что размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Поскольку указанная несанкционированная свалка расположена на территории Кемского городского поселения и доказательств того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, передан кому-либо в собственность, в аренду либо на ином праве пользования, суду не представлено, и в ходе рассмотрения дела не установлено, суд считает надлежащим ответчиком по настоящему делу администрацию Кемского муниципального района, как правопреемника администрации Кемского городского поселения, так как в силу приведенных выше норм действующего законодательства, при отсутствии установленного собственника твердых коммунальных отходов, из которых образована несанкционированная свалка, собственником этих отходов признается администрация Кемского муниципального района, которая и обязана организовать их сбор и вывоз.
На основании изложенного и приведенных норм права суд признает Министерство природных ресурсов и экологии РК ненадлежащим ответчиком по делу и отказывает в удовлетворении исковых требований к названому Министерству, учитывая, что Министерство природных ресурсов и экологии РК уполномочено на организацию деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами, но не наделено обязанностью по ликвидации несанкционированных свалок таких отходов.
Анализ исследованных судом доказательств и приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о доказанности факта нарушения администрацией Кемского муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. При таких обстоятельствах, требования прокурора к администрации Кемского муниципального района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика – администрации Кемского муниципального района о том, что ответственность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Министерство имущественных и земельных отношений РК, суд также признает несостоятельными, поскольку: пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В соответствии с положениями статей 1 и 2 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия на основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ, Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК, Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 года № 390-П.
Из приведенных норм права следует, что на Министерство имущественных и земельных отношений возложены полномочия только по распоряжению земельными участками, а полномочиями по содержанию и ликвидации несанкционированных свалок названное Министерство действующим законодательством не наделено.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик - орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем суд госпошлину с ответчика не взыскивает.
Руководствуясь ст., ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кемского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Кемского муниципального района.
Обязать администрацию Кемского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов, расположенную на территории общего пользования, в границах земельного участка, собственность на который не разграничена, в районе дома № 6 по ул. Машинистов города Кемь.
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии РК – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 20 декабря 2021 года.