Судья: Чернозубов О.В. дело № 33-2580/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Шмелева А.Л., Беленкова В.И.
при секретаре Автандилян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 24 января 2018 года апелляционную жалобу Черепнина <данные изъяты>
на решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 сентября 2017 года по делу по иску Черепнина <данные изъяты> к в/ч <данные изъяты> о признании незаконным отказа и признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включении Черепнина <данные изъяты> и членов его семьи в состав участников подпрограммы, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителя Черепнина Д.А. – Шевякова М.И., представителей в/ч № 3641 - Островерхова А.В. и Милованова В.Б.,
УСТАНОВИЛА:
Черепнин Д.А. предъявил иск к в/ч № 3641 о признании незаконным отказа и признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включении Черепнина Д.А. и членов его семьи в состав участников подпрограммы. Иск мотивировал тем, что он и члены его семьи проживают в закрытом военном городке по адресу: <данные изъяты>А, войсковая часть 3641, в жилом помещении - однокомнатной квартире, полученной во время прохождения военной службы в указанной войсковой части в 2002 году. Право пользования жилым помещением закреплено за истцом вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда Московской области от 17 октября 2012 г. Подал заявление от 03.08.2016 г. по установленной форме с просьбой включить его в состав участников этой подпрограммы. Исходящим № ч-6 от 10.04.2017 г. командир войсковой части 3641 отказал истцу в праве стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», что истец считает незаконным.
Представитель войсковой части 3641 возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 04 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Черепнин Д.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение, как незаконное и необоснованное.
В соответствии с ч. 1 п. 1, п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной программы (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 названных Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют: военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения; члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил (в редакции на момент обращения Черепнина Д.А. с заявлением), правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец и члены его семьи (супруга и двое детей) проживают в закрытом военном городке по адресу: <данные изъяты>А, войсковая часть 3641, в жилом помещении - однокомнатной квартире, полученной во время прохождения истцом военной службы в указанной войсковой части в 2002 году.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 17.10.2012 г. за истцом и членами его семьи закреплено право пользования указанным жилым помещением.
Судом установлено, что Черепнин Д.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов довольствия решением ЖБК в/ч 3641 от 11.11.2004 г., имеет выслугу календарную 10 лет 03 мес. 15 дней, в льготном исчислении 01 год 09 мес. 04 дня, общая выслуга 11 лет 19 дней.
Черепнин Д.А. уволен в запас ВС РФ приказом командира 21 отдельной бригады оперативного назначения № 30 с/ч от 02.08.2004 г. по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 (по истечению срока контракта) Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Исключен из списков личного состава части с 11 ноября 2004 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 10 лет, 03 мес., 15 дней. В списках учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) в войсковой части 3641, не состоит. В настоящее время Черепнин Д.А. является сотрудником «Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя».
Согласно справке МОсУ МВД России имени В.Я. Кикотя № 136 от 29.03.2016 г., Черепнин Д.А. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Московском университете МВД России В.Я. Кикотя Черепнин Д.А. не состоит.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, дав оценку всем представленным доказательствам в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, правильно исходил из того, что истец жилым помещением обеспечен, связь с Министерством обороны утратил, в связи с чем ему не может быть предоставлена гарантия обеспечения жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации. Факт проживания Черепнина Д.А. и членов его семьи в закрытом военном городке, в отсутствие иных установленных статьей 15 Закона "О статусе военнослужащих" условий, не является безусловным и достаточным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, в связи с чем, оспариваемый истцом отказ войсковой части 3641 за исх. №ч-6 от 10.04.2017 года является законным и обоснованным. У войсковой части 3641 не возникло обязательств по обеспечению Черепнина Д.А. жилым помещением. Решение об отселении семьи истца из закрытого военного городка не принималось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Выводы суда подробно, со ссылками на нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черепнина <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: